Рабочая программа по МХК 8 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимние специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Специфика программы

В 8 классе изучается культура античности, средневековья и отдельным блоком идет изучение тем по культуре Руси от X до XVII века.

Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных блоков тем учащиеся должны прийти к выводу, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития - от первобытного мира до культуры XX века - дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии - это Индия, Китай, Япония. В Африке - Египет. В Америке - Мексика. В Европе - Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Образовательные цели и задачи курса:


  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;


  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;


  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;


  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;


  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;


  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;


  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели и задачи курса:


  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;


  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;


  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;


  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;


  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни- тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 34 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:


  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;


  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;


  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;


  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);


  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;


  • владеть основными формами публичных выступлений;


  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;


  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;


  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.



Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 класса ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.

Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.

Техническое оснащение:

•Персональный компьютер

•Проектор

•Экран

Обеспечение учебно - методическими комплектами и методическими пособиями.

УМК для учащихся:


Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы - М.: Дрофа, 2013.
М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.
Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.
В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998
Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.
Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.
Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.
Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.
Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.

Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.


Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7-9 класс - М.: Дрофа, 2010.
3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. - Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

Ресурсы Интернета

fondcultura.ru/index.htm - нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы
artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки
• greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений
• artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
• wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
• wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.
• middleeast.org.ua/ - информационный центр "Ближний Восток" (история и культура Ближнего Востока).
• museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
• tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
• museum.ru/gmii/ - сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
• kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия
• spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.
• suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.
• moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.
• eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.
• travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).
• kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 - форум по киноискусству.
• forum.funkysouls.com - форум с обсуждением музыки всех направлений.

Календарно-тематическое планирование МХК 8 кл.



№ п.п


Кол-во

часов


Тема урока



Тип урока

Методы обучения



Содержание урока


Виды и формы

контроля



Домашнее задание


Дата

проведения

урока (план)


Дата

проведения

урока (факт)


1


1


Цивилизация и культура..


Лекция с элементами беседы


Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». сопоставлять образ культурного и цивилизованного человека


Записи лекции


Учебник Г.И.Даниловой, 2011

С.3-11


1.09


2


1


Понятие о мировой художественной культуре


Урок-беседа


Знакомство с понятием «мировая художественная культура»


Построение связного рассказа


С.11-15

Вопросы с.16

Инд.зад.2-6


8.09


3


1


Единство мировой культуры.


Усвоение нового материала


Единство мировой культуры. Мировое Древо


Конспект статьи учебника


С.17-23

Нарисовать Мировое Древо

Инд. «О чайной церемонии», «Икебана»


15.09


4


1


Многообразие и национальная самобытность культуры


Усвоение нового материала


Многообразие и национальная самобытность культуры


Развёрнутый ответ на вопрос


С.23-26

Презентация «Культура Древнего Египта»


22.09


5


1


Жизнь человека в искусстве


Урок-презентация


Мир человека в произведениях изобразительного. Сюжеты рельефов и фресковых росписей искусства.


Защита презента-ций


С.27-31

Вопросы 1, 2


29.09


6


1


Художественный канон в искусстве


Лекция с элементами беседы, презентация


Канонизированное древнеегипетское искусство. Фараон Аменемхет 3.


Устное сообщение


Инд. «Шедевры египетской скульптуры», «Пирамиды в Гизе»

Презентация

С.31-33


6.10


7


1


«Дома вечности» богов и фараонов


Комбинированный


«Дома вечности» богов и фараонов. Характерные особенности знаменитых пирамид, храмов Древнего Египта


Защита презента-ции


С.33-36

Вопросы с.37

Инд. «Рельефные произведения Месопотамии»

13.10


8


1

Контрольная работа.
Символический характер искусства


Урок контроля ЗУН


Символический характер искусства Месопотамии


Найти символы в искусстве. Тест


С.38-39

Инд. «Ли Бо и Ван Вей», «Великая китайская стена»

20.10


9


1


Природа и Человек - главная тема восточного искусства


Лекция. Изучение нового материала с элементами беседы, презентация


Природа и Человек - главная тема восточного искусства. Единение человека с природой.


Устные выступле-ния


С.39-42

Вопросы 2-3

Инд. «Архитектурные сооружения Индии»


27.10


10


1


Религиозные верования и их отражение в искусстве


Изучение нового материала с элементами беседы


Религиозные верования народов Древнего Востока


Слово учителя, беседа


С.42-45

Инд.зад. Презентация «Греция- колыбель европейской цивилизации»


10.11


11


1


«Страна героев и богов»


Урок-беседа, презентация


Греция- колыбель европейской цивилизации, страна героев и богов.


Сообщения учащихся


С.46-47

Инд. «Памятники Акрополя»


17.11


12


1


Прогулка по афинскому Акрополю


Урок-презентация


Виртуальная экскурсия по Акрополю


Рассказ о памятниках Акрополя


С.47-51


24.11


13


1


В поисках Человека


Практическая работа


Описать скульптурное произведение, воплотившие идеал человека.


Описание одного из памятников

Акрополя


С.50-51

Вопросы с. 51


1.12


14


1


Своеобразие культуры ольмеков


Изучение нового материала с элементами беседы


Шедевры искусства ольмеков: город Теотиукан, пирамида Солнца.


Сообщения учащихся


С.52-54

Презентация «Искусство ацтеков»


8.12


15


1


Характерные черты искусства ацтеков


Урок-беседа, презентация


Характерные черты искусства ацтеков. Своеобразие скульптуры ацтеков.


Защита презента-ции


С. 54-55

Вопросы с. 60


15.12


16


1


Особенности художественной культуры майя, инков


Комбинированный


культурные достижения народов майя, инков. Шедевры империи инков.


Сообщения уч-ся, работа с доп. лит


С. 55-60

Творческие задания о памятниках Америки


22.12


17


1

Контрольная работа
Памятники художественной культуры доколумбовой Америки


Урок контроля ЗУН


Контроль ЗУН по теме «Культурные цивилизации доколумбовой Америки»


Защита творческих заданий


С.61-63

Инд. «Микеланджело», презентация


29.12


18


1


Понятие об идеале


Изучение нового материала с элементами беседы


Воплощение культуры и истории человечества в художественных образах


Устное выступле-ние


С.73, вопрос 2


12.01


19


1


Идеал человека в религиях мира


Практическая работа


Представление идеала Человека (Бога) религиях мира


Выписать из ст. учебника представления об идеале


С.63-69

Вопросы с.73

Подг. рассказ о святых


19.01


20


1


Святые и святость


Урок-беседа


Наиболее почитаемые и любимые в народе святые


Рассказ о святых


С.69-73

Подг. презентацию


26.01


21


1


Георгий Победоносец - доблестный защитник Отечества


Урок-презентация


Праведная жизнь Георгия Победоносца, доблестного защитника Отечества


Защита презента-ции


С.74-76


2.02


22


1


Идеал благородного рыцарства


Урок-беседа


Дискуссия об идеале благородного рыцарства


Рецензия ответа


С.76-79

Подг. презентацию


9.02


23


1


Александр Невский - патриот Земли Русской


Урок-презентация


Художественное воплощение образа патриота Руси Александра Невского


Сообщения уч-ся, беседа


С.79-82

Вопросы с. 82


16.02


24


1


«Венеры» первых художников Земли


Урок-концерт


Женская красота в поэзии и музыке


Слово о женской красоте


С.83

Инд. Лики Богоматери

2.03


25


1

Священный лик Богоматери. Контрольная работа.


Комбинированный


Шедевры византийской и древнерусской иконописи


Устное выступле-ние


С. 84-85

Инд. Рафаэль, Леонардо да Винчи


16.03


26


1


Мадонны титанов Возрождения


Урок-презентация


Обаяние картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Сочетании простоты и торжественности


Сообщения уч-ся, работа с доп. лит


С.85-86

Инд. Художник Венецианов А.Г.

Поэты Кольцов, Некрасов о женщине


30.03


27


1


Величавая Славянка в творчестве А.Г. Венецианова


Комбинированный


Творчество Венецианова и поэзия Кольцова, Некрасова


Слово учителя, работа с доп. лит


С.86-87


6.04


28


1


Женщина-мать в искусстве 20 века


Комбинированный


Творчество художников 20 века, воплотивших образ женщины-матери


Сообщения заранее подготовленных уч-ся


С.88-90

Вопросы с.90


13.04


29


1


Человек и природа. Взгляд через века


Практическая работа


Работа по внесению вклада в защиту окружающей среды (стихотворение, буклет, рисунок и т.п.)


Работа с информа-цией


С.90-93

Вопрос с.1.


20.04


30


1


«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды..»


Урок-концерт


Лик природы в лирике, музыке и живописи


Выступление учащихся


С. 93-97

Подг. доклады по темам курса


27.04


31


1


Пространство и время в зеркале мифов. Человек «в центре мира».


Комбинированный


Человек. Общество. Время.

Влияние человека на развитие исторического процесса.


Беседа


С.98-99


18.05


32


1


Урок контроля ЗУН по темам курса


Урок контроля ЗУН


Защита докладов по значимым темам курса МХК в 8 классе


термины


25.05



© 2010-2022