- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспек урока Обучение дошкольников лепке
Конспек урока Обучение дошкольников лепке
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Телегина Е.Н. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Переходим к последнему вопросу нашей темы. Скажите, что такое творчество на ваш взгляд? Запишите: творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. . Психология исследует процесс, механизм протекания акта творчества, а философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по - разному поднимался в разные исторические эпохи.
Запишите: творческая деятельность протекает в трех фазах:
1) сознательная работа, особое деятельностное состояние, подготовка к озарению новой идеей.
2) бессознательная работа над проблемой (на уровне подкорковых центров больших полушарий головного мозга).
3) переход бессознательного в сознательное (вдохновение), в результате чего в сферу сознания проникает идея в виде замысла.
Рассматривая творческий процесс с точки зрения теоретической деятельности Леонтьева, можно выделить, запишите себе, следующие его этапы: замысел - воплощение - результат.
Для ребенка самым важным этапом является этап воплощения, т.е. сам процесс деятельности, а часто не результат.
Любая изобразительная деятельность, будь то рисование, лепка или аппликация, способствует развитию творчества ребенка, т.к. специфика этих занятий состоит в воплощении художественных образов.
Психологи утверждают, что творческая активность является способом разрешения духовных конфликтов. Иными словами, творчество ребенка - это проекция его личностных проблем
(многие психодиагностические материалы основаны на анализе продуктивных видов деятельности ребенка - особенно рисования). Поэтому очень важно развивать и поощрять творчество ребенка, способствовать возникновению у него новых творческих замыслов.
Существует специальный вид занятий, направленный на развитие творчества детей - лепка по замыслу. Эти занятия требуют от детей наличие представлений, образов окружающей действительности и технических умений и навыков, для реализации задуманного. Цель этих занятий: развитие творческих способностей ребенка, умения воплотить художественный образ в материале, донести свой замысел до окружающих. Но и в процессе тематических занятий лепкой воспитатель должен давать детям творческие задания, которые способствовали бы развитию у детей творческих способностей (украшение предметов деталями, вылепливание нескольких однородных предметов, создание сюжета вокруг одного предмета - воображаемый сюжет).
Большую роль в развитии творчества детей играет воображение. Чем богаче воображение ребенка, тем более творческой будет его лепка, это понятно: яркость и обилие образов зависит от возможности придумывать новое на основе имеющегося опыта. Поэтому развитие воображения детей -одна из важных задач воспитателя. Этому способствует предварительная работа перед занятиями изодеятельностью: рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, слушание музыки и т.д., т.е. все то, что помогает создать в сознании ребенка новые образы.
Известно, что на возникновение образов у ребенка влияют эмоции. В лепке, как и в рисунке, ребенок отражает свои эмоции. Поэтому нужно стремиться, чтобы отрицательные, негативные эмоции, если они есть у ребенка, нашли выход в деятельности, связанной с воображением, тогда они потеряют свое влияние на ребенка.
Запишите: основные задачи развития детского творчества в лепке:
-
развивать интерес к лепке.
-
учить создавать форму предмета на основе восприятия действительности путем обследования и на основе самостоятельных поисков.
-
подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм.
-
учить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от окружающего.
-
учить детей проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки.
Говоря о творчестве в лепке, нельзя не сказать о важности
технического момента. Мало знать, что ты хочешь воплотить (т.е. замысел - образ), надо знать, как его воплотить (способы деятельности, т.е. технические умения и навыки). Чем больше технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка. Вообще, творчество в любой деятельности, будь то лепка, танец или кулинарное искусство -показатель высокого уровня освоения человеком этой деятельности, т.к. оно требует самостоятельного использования всего того, что было ранее усвоено -в процессе занятий этой деятельностью.
Вот все, что я хотела вам сказать по теме "Лепка в детском саду". Есть ли у вас вопросы? Пожалуйста, задавайте.
Домашнее задание: по учебнику Н.Б. Халезовой изучить тему «Скульптура. Что такое скульптура. Виды скульптур». Привести примеры монументальной скульптуры в нашем городе, с которыми мы можем познакомить детей.