Статья Изобразительное искусство и Мировая художественная культура в школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изобразительное искусство и мировая художественная культура в школе.

« Искусство - это время и пространство, в

котором живет красота человеческого ду-

ха. Как гимнастика выпрямляет тело, так

искусство выпрямляет душу. Познавая

ценности искусства, человек познает

человеческое в человеке, поднимает себя

до прекрасного…»

В. А. Сухомлинский

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что в интелектуализированной и вербализированной современной школе предметы, входящие в эту область, играют совершенно особую роль - развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждают способность, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Эти предметы непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

В центре современного образования находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщению к духовному наследию прошлого, познанию настоящего. Насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они смогут ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, осознавать себя в пространстве культуры.

Установлено, что на известной стадии развития мозга - для его дальнейшего совершенствования - становятся необходимыми эстетические впечатления. Пробуждая сильнейшие эмоции, они способствуют формированию эмоциональных центров мозга, действие которых становится стимулятором и ускорителем умственной деятельности, «ферментом» процессов становления интеллекта. Недоразвитие и тем более подавление эмоциональности чревато ростом деструктивности, обусловлено, в частности, тем, что человек лишается стабильности и равновесия ощущений. Связь между переживаниями сложных эмоций и состояний, обусловленных получением эстетических впечатлений, и активностью мозга, его сбалансированностью, заставляет психологов отнести эстетические потребности к числу основных. Эстетические впечатления служат своеобразным катализатором, ускоряющим другие мыслительные процессы.

В течение некоторого времени действительно творческое начало уступило место образовательному формализму. Такие предметы, как рисование, пение оказались не связанными между собой. Преподавание этих искусств свелось не к творческому развитию, а к приобретению так называемой начальной рисовальной грамоты и певческих навыков.

Изменение отношения и к месту искусств в образовательных системах, и к задачам искусств как части эстетического цикла, и к содержательной направленности преподавания этих искусств началось в музыке с именем Д. Б. Кабалевского, который поставил широкую задачу - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в них музыкальную культуру как часть их духовной культуры. Аналогичное явление произошло и смежном с музыкой школьном предмете эстетического цикла: уроки рисования превращены в уроки изобразительного искусства с соответствующим расширением содержания и задач предмета. Одним из лидеров этого направления является Б. М. Неменский, который через изобразительное искусство как часть духовной культуры поставил задачу приобщения к мировой художественной культуре. «Опыт человеческих чувств не передается через гены. Он социален. И единственный путь его передачи через искусство. От чувств к чувствам. В этом цель эстетического воспитания», - пишет Б. М. Неменский. В передаче опыта человеческих эмоций - сила искусства и его социальная значимость.

Б.М. Неменский -автор программы по изобразительному искусству в 5-9 классах. Уроки ИЗО включают беседы по искусству, знакомящие учащихся с шедеврами русского и зарубежного искусства, основными направлениями и стилями в искусстве, и обязательные творческие задания, для выполнения которых нужны живописные и графические материалы. В современной науке доказано арт-терапевтическое воздействие процесса рисования на ребёнка и на взрослого человека. Горько слышать, когда родители запрещают рисовать красками или лепить ребёнку дома, из-за необходимости дополнительной уборки.

В 60-е гг., когда началась деятельность Д. Б. Кабалевского, идеи которого впоследствии были подхвачены и развиты Б. М. Неменским, состоялось рождение еще одного школьного предмета с обобщающим названием «Мировая художественная культура». Автор новой концепции Л. М. Предтеченская исходила из того, этот новый предмет, являясь по сути преемником предусмотренных учебным планом трех основных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства - и построенный на принципах преемственности, на новом возрастном этапе, отличающемся возросшей способностью к обобщению, логическому мышлению, тягой к проблемно - познавательной и оценочной деятельности, создает условия для комплексного воздействия различных видов искусств на духовный мир школьника. « Взволновав, заставить задуматься - такова логика воздействия искусства на человека» - основной тезис Л. М, Предтеченской.

В газете «Искусство» (№16 2005г.) в статье «Быть или не быть МХК В школе?» обсуждались образовательные реформы. « Конечно, воспитание подрастающего поколения средствами искусства во времена тьютеров, портфолио, технологий и коммуникативных компетенций выглядит несколько архаичным. Однако Д.Б. Кабалевский, Б М. Неменский, Л.И. Предтеченская - это классика. А к классике, даже и «морально устаревшей», обращаются без риска для души и ума. (Наверно поэтому программы этих классиков снова рекомендованы Министерством образования и науки).

С точки зрения генеральной идеи, и в Концепции модернизации российского образования говорится все о тех же близких идеям Д. Б. Кабалевского планах «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Как мы видим, формально даже новейшие нормативные документы не изменили классической парадигме. Иными словами, на область искусства государство по- прежнему возлагает определенные надежды, прежде всего воспитательного характера. Опыт эмоционально - ценностного отношения к действительности - его, согласно классике, ученики должны получить на уроках искусства».

Актуальность этой темы неоспорима. Социологические исследования показывают, что достижение экономического благополучия, к которому стремились промышленно развитые страны, сформировало так называемое общества потребления, где произошел разрыв между уровнем благополучия и состоянием духовности. Причем в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года было зафиксировано, это противоречие может привести мировую цивилизацию к краху. Следовательно, возможный выход из кризиса видится в устранении образовавшегося дисбаланса в пользу духовного развития. Это положение было сформулировано в виде закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта.

Однако изменение сущности человека невозможно без изменения содержательной направленности его образования. На основе междисциплинарного системного подхода создаются общие и педагогические теории образов и педагогические образования, причем на первый план все более выдвигается проблема гуманизации и гуманитаризации образования во всех его сферах. Вопросы воспитания искусством и через искусство всегда были предметом пристального внимания в общеобразовательных системах.

Программа Даниловой Г.И. в 10-11 в классах по МХК из рекомендованных государственных программ соответствует всем выше перечисленным принципам преподавания данного курса. Привлекает новизна восприятия основных тем курса. В отличие от предшествующих программ культурологическое содержание предмета дается более углубленно, но без сложного теоретического анализа и скрупулезного изучения искусствоведческих проблем. В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественных традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной, сосредоточить внимание на ее духовно-нравственных проблемах. Автор ориентировался на ценностный подход при отборе художественных произведений с учетом их актуальности в наши дни.

Уроки МХК в школе проходят с применением информационных технологий. Учащиеся знакомятся с мировыми шедеврами при помощи презентаций, подготовленных учителем и самостоятельно, культурологических фильмов, прослушивания музыкальных произведений. Хочется надеяться, что вопрос: «Зачем в школе МХК и ИЗО?» не будет возникать среди учащихся и родителей.

Библиография.

1. Научно-практический журнал «Завуч» №6 2007г. Караковский В. А., Григорьев Д. В. «Школа практического гуманизма как институт мировоззренческого и социокультурного самоопределения молодого поколения»

2. «Изобразительное искусство в современной школе», Н. И. Пьянкова М.: «Просвещение», 2006г.

3. «Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре»; 9кл./ Ю.А.Солодовников. - М.: Просвещение, 2002г.

4. Научно-практический журнал «Завуч» №5 2002г. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Материалы из книги «Введение в философию образования». М., 2000



© 2010-2022