- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству
Рабочая программа по искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черняев А.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красносельцовская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.
Рассмотрена и одобрена
на заседании методического объединения
Руководитель МО_________/__________
« »______________ 2015
«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР МБОУ «Красносельцовская СОШ»
___________/___________
« » _____________ 2015
«Утвеждено»
Директор МБОУ
«Красносельцовская СОШ»
___________/____________
« » ____________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Искусство» в 9 классе
(базовый уровень)
Составитель: Черняев А. В.,
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 31.03.2014) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Примерные программы по учебным предметам. «Искусство». - М.: Просвещение. 2011.
Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
«Искусство»: учебник для общеобразовательных учреждений. [Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.]. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло¬гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз¬вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.),художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Программа обеспечена УМК под редакцией Г. П. Сергеевой; учебник для общеобразовательных учреждений, включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ, автор Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Искусство. М.: Просвещение. 2014 год, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение искусства в 9 классах отводится 1 час в неделю.
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
-развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-воспитание художественного вкуса;
-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет « Искусство» основан на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Содержание предмета « Искусство» в основной школе построено по принципу изучения каждого вида искусства.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение курса «Искусство» в 9 классе основной школы отводится 1 час в неделю в течение года, всего 34 часа.
Таким образом, в соответствии учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель интегрального предмета «Искусство» - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития - период перехода к самостоятельности.
Ключевые задачи реализации программ, отражающие личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников, определены в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и с учетом специфики предмета «Искусство»:
Личностное развитие связывается с реализацией творческого потенциала школьников; с выработкой у них готовности выражать свое отношение к искусству; с формированием их мотивации к художественному познанию окружающей действительности; с проявлением ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; со становлением самосознания, самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
Познавательное развитие обучающихся будет обусловлено активизацией творческого мышления, продуктивного воображения и рефлексии; формированием целостного представления об искусстве, его истоках и образной природе; познанием языка разных видов искусства, многообразия их форм и жанров; осознанием роли искусства в жизни человека;
Коммуникативное развитие школьников определяет их умение слушать, уважение к мнению других; способность встать в процессе дискуссии на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Социальное развитие учащихся проявляется в формировании у них целостной художественной картины мира; в воспитании патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями;
Эстетическое развитие учащихся направлено на их приобщение к эстетическим ценностям; на формирование у них эстетического отношения к действительности; на развитие эстетических чувств; на развитие потребности жить по законам красоты; на формирование эстетических идеалов и потребностей; на воспитание художественного вкуса; на выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 класса:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Планируемые результаты освоения программы основного общего образования учебного предмета «Искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Искусство».
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
-
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
-
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
-
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-
-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
-
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
-
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
-
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
-
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
-
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
• сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
• работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
• культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
• освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
• знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
• устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Воздействующая сила искусства.
9
1.
Искусство и власть.
3
2.
Какими средствами воздействует искусство?
2
3.
Храмовый синтез искусств.
2
4.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
2
Искусство предвосхищает будущее.
7
5.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
2
6.
Предсказание в искусстве.
1
7.
Художественное мышление в авангарде науки.
2
8.
Художник и ученый.
2
Дар созидания. Практическая функция.
11
9.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
10.
Архитектура исторического города.
1
11.
Архитектура современного города.
1
12.
Специфика изображений в полиграфии.
1
13.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
14.
Декоративно-прикладное искусство.
1
15.
Музыка в быту.
1
16.
Массовые, общедоступные искусства.
1
17.
Изобразительная природа кино. Музыка в кино.
2
18.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
1
Искусство и открытие мира для себя.
7
19.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
2
20.
Литературные страницы.
1
21.
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
4
Итого:
34
Содержание учебного предмета
9 класс.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI в.в. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов - фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
• Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
• Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
• Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
• Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Контроль и система оценивания
Виды контроля
-
входной;
-
текущий;
-
тематический;
-
итоговый.
Методы контроля
-
письменный;
-
устный.
Формы контроля
-
тесты;
-
зачеты;
-
устный опрос;
-
самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
область творчества;
-
степень творчества;
-
уровень самостоятельности;
-
степень оригинальности;
-
степень отличия от своих предыдущих работ.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, сопоставлять и распознавать.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
• иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
• определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;
• размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
• выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Календарно-тематическое планирование 9 класс.
Название раздела
№ п/п
Тема урока
Цель урока.
Дата.
Задание.
Информационно- методическое обеспечение
План.
Факт.
I.
Воздействующая сила искусства.
1-2
Выражение общественных идей в худ. образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей.
Рассмотреть способы воздействия искусства на человека.
Доклад на тему, связанную с внушением народу определѐнных чувств и мыслей средствами искусства.
Уч. стр.102-107.
3
Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Знакомство с понятием
«Композиция».
Обсуждение репродукций.
Уч. стр. 108 -111.
Репродукции.
4-5
Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства.
Понятия «форма, ритм, фактура».
Аппликация с разными видами композиции.
Уч.стр.112-115.
Репродукции.
6-7
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.
Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Знакомство с различными видами искусства, их соединением.
Обсуждение изображений храмов.
Слушание музыкальных произведений.
Уч.стр.116-119.
Музыка по теме.
8-9
Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.) Вкус и мода.
Рассматривание взаимодействия кино, театра, телевидения.
Изготовление декораций и костюмов к спектаклю.
Уч.стр.120-121.
Журналы мод.
II. Искусство предвосхищает будущее.
10-
11
Дар предвосхищения.
Рассмотреть роль искусства в предсказании.
Эссе о современном искусстве.
Уч.стр.122-125.
Репродукции.
12-
Предсказания в
Рассмотреть роль
Создание эскиза герба,
Уч.стр.126-131.
14
искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство.
искусства в предсказании, формировании научных понятий..
эмблемы, товарного знака.
Репродукции.
15-
16
Предсказание сложных коллизий XX - XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.
Рассмотреть роль искусства в
предсказании, формировании научных понятий..
Композиция о будущем России.
Уч.стр.132-135..
Рассматривание репродукций.
III. Дар созидания. Практическая функция.
17
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
Рассмотреть роль искусства в эстетическом формировании окружающей среды.
Фотомонтаж или компьютерная презентация на предложенную тему.
Уч. стр. 136-137.
Репродукции.
18-
Архитектура:
Знакомство с
План-схема
Уч.стр. 138-145.
19
планировка и
архитектурой города:
средневекового города.
Примеры
строительство городов.
современного и
Эскиз-проект
архитектурных
исторического.
современного сквера,
сооружений.
парка, детской площадки
(по выбору).
20-
Специфика изображений
Рассмотреть
Макет книги.
Уч.стр.146-151.
21
в полиграфии.
специфику
Оформление
Толковый словарь.
полиграфических
пригласительного билета,
произведений.
открытки и т.д.
23
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Знакомство с ролью дизайна в современной жизни.
Проект предмета быта.
Уч.стр.152-155.
Журналы по дизайну.
24
Произведения декоративно- прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Продолжить знакомство с ролью декоративно- прикладного искусства.
Подбор информации о народных промыслах. Эскизы росписей.
Уч.стр.156-161.
Произведения декоративно- прикладного искусства.
25
Музыка в быту.
Рассмотреть значение
Составление программы
Уч.стр.162-165.
музыки в быту человека.
музыкального вечера.
Музыкальные произведения.
26-
27
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении
Продолжить знакомство с фотографией, кино, телевидением.
Создание журнала моды XX века.
Уч.стр.166-173.
Журналы мод. Примеры фото, изображения кино и телевидения.
28
Единство стиля в материальной и духовной культуре.
Продолжить знакомство с фотографией, кино, телевидением.
Проведение заочного кинофестиваля.
Уч.стр.174-181.
Примеры фото, изображения кино и телевидения.
IV. Искусство и открытие мира для себя.
29
Искусство учит видеть и чувствовать мир по- новому.
Рассмотреть роль искусства в развитии человека.
Чтение и обсуждение притчи.
Уч.стр.182-183.
30-
Мышление научное и
Обсуждение проекта
Работа над проектом
Уч.стр.184-189.
31
художественное.
и распределение
«Пушкин наше всѐ».
Материалы о
заданий между
Пушкине.
учащимися.
32
Вопрос к себе, как первый шаг к творчеству.
Обсуждение и отбор материала по темам.
Работа над проектом
«Пушкин наше всѐ».
Уч.стр.184-189.
Материалы о Пушкине.
33
Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и
духовного здоровья.
Обсуждение и отбор материала по темам.
Работа над проектом
«Пушкин наше всѐ».
Уч.стр.184-189.
Материалы о Пушкине.
34
Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства на службе у человека.
Защита проекта.
Работа над проектом
«Пушкин наше всѐ».
Уч.стр.184-189.
Материалы о Пушкине.
Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса
Основная литература
-
УМК
-
Учебно-методический комплект «Искусство».
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014 г.
-
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2014 г.
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2014 г.
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2011 г.
-
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература
1.Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 2010.
2.Бореев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2011.
3.Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2010.
4.Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2012.
5.Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 2010.
6.Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2013.
6.Сергеева Г.П., И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Пособие для учителя. «Искусство» 8-9 класс. М.: «Просвещение».2011
7.Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2012
Информационные средства
-
Мультимедиа
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
-
Интернет-ресурсы:
-
proshkolu.ru/
-
rudocs.exdat.com/
-
artteodor.blogspot.ru/
-
drawschool.ru/
-
grafik.org.ru
-
gallerix.ru/
-
artcyclopedia.ru/
-
Наглядные пособия, карты, схемы, CD-диски:
1.Презентации к урокам
2.Репродукции картин
3.Таблицы, схемы (цветовой круг, тональные растяжки)