Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО в начальной школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ №1


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

ЗВР Полигошко Е. А. Директор Перова Е. Ф.














КРУЖКОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(1-4 классы)






Студия декоративно-прикладного творчества «Волшебники»






СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ


БЕЛОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА









Кострома 2014г.


Студия декоративно-прикладного творчества «Волшебники»

Состав группы (ученики 1- 4 класса)

Вид группы профильный

Набор детей свободный

Форма занятий групповая, индивидуальная

Количество обучающихся - 10-12 человек

Возраст обучающихся 6-10 лет

Количество часов в неделю: 4 часа

Итого: 136 часов




























Пояснительная записка


Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа - подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, образность, целеустремленность. Символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное - это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Новизна программы состоит в том, что она учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного, духовного и эмоционального роста детей.

Целесообразность. У ребят нет возможности на прямую соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством: подержать в руках и рассмотреть лучшие образцы с Городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: предоставить детям возможность ощутить радость творчества в процессе занятий в студии декоративно-прикладного искусства «Волшебники», где систематически знакомить ребят с историей народного творчества, показывать приёмы лепки из пластилина, соленого теста, работы с кистью, знакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Кроме этого на занятиях дети могут освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

  • Приобщение к эстетической культуре;

  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций в работе с различными материалами;

  • Развивать мелкую моторику рук детей;

  • Обогащать словарный запас детей.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что ее содержание позволяет детям получить более целостное представление образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Дети имеют возможность знакомиться шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением, которая лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения. Программа включает в себя 4 модуля:

  1. «Разноцветный мир» ИЗО

  2. «Скульптор» лепка.

  3. «Нетрадиционные техники рисования»

Программа позволяет расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества. Продолжает учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства

Содержание программы опирается на Общедидактические принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.

Содержание программы предполагает расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением; самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Программа рассчитана на занятия с детьми в разновозрастных группах от 6 до 10 лет. Занятия проводятся группой из 10 - 12 человек или индивидуально. Продолжительность 2 ч. с перерывом на физ. минутку. Срок реализации программы: 1 год.

Ожидаемый результат: в процессе освоения содержания программы дети должны:

  • получить представление о народных промыслах;

  • научиться различать изделия разных народных промыслов;

  • приобрести практические умения по работе с соленым тестом, глиной и пластилином, различными изобразительными материалами;

  • проявлять интерес к истории и культуре нашего народа;

  • научиться видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество;

  • приобрести трудовые навыки и умения, для овладения традиционными способами обработки различных материалов.

Способы определения результативности программы:

  • Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области проектирования декоративных изделий.

  • Отслеживание результатов обучения и воспитания (беседа, тестирование, наблюдение, диагностика);

  • Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках, конкурсах.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные; выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском доме и в поселке, участие в конкурсах районных и краевых, экскурсии.

На начальном этапе организуется индивидуальная работа с детьми в процессе занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством это проводиться, для того чтобы:

  1. Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

  2. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

  3. Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

В дальнейшем на занятиях используются различные методы и приемы:

  • наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

  • словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

  • практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения);

  • эвристический;

  • частично-поисковый (исследование; экспериментирование с различными художественными материалами);

  • проблемное обучение;

  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

  • метод проектов;

  • дидактические игры.

Предполагаемые результаты работы

К концу обучения учащиеся должны:

Уметь организовывать свое рабочее место.

Знать виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций.

Уметь отличать народные промыслы друг от друга.

Владеть техниками и приемами народных росписей. Уметь составлять композиции в технике изонить.

Овладеть приемами и правилами работы с соленым тестом, знать различные виды инструментов и материалов для работы с ним.

Различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств, в жизни людей.

При выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).

Уметь выполнять композиции в различных техниках. Владеть терминологией.

Получить краткие сведения о видах скульптуры, материалах и инструментах. Научиться пользоваться приемами лепки скульптуры малых форм.

Научиться выполнять полуобъемные композиции из различных материалов.

Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.

Владеть правилами оформления работ.

Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Методические рекомендации


Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях.

Для работы в области декоративно-прикладного искусства рекомендуется использовать гуашь, акварель.

Для реализации творческих замыслов рекомендуется применять на стадии эскиза карандаш, акварель, цветную бумагу.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.

Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.

Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.

Для выполнения художественно-творческих заданий по программе, помимо традиционных материалов (карандаш, фломастер, гуашевые и акварельные краски, тушь, цветная бумага и т.д.), предлагается использовать необычные и неожиданные материалы.

Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие детей, т.е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащихся, формируется их ценностное отношение к миру.

Подведение итогов работы может быть реализовано в виде выставки, творческого отчета.

Учебно-тематический план

Дополнительной образовательной программы

по декоративно - прикладному творчеству

студии «Волшебники»

Программа включает в себя 4 модуля:

  1. «Разноцветный мир» ИЗО

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. И для одаренных детей, и для детей, которые впоследствии не собираются быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

  1. «Скульптор» лепка.

Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства, и т.д.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

  1. «Нетрадиционные техники рисования»

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о нетрадиционных художественных техниках в изобразительном искусстве, которые посильны детям 6 - 10-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

  1. Современное «ДПИ»

Программа позволяет расширять представления детей о многообразии изделий современного декоративно-прикладного творчества. Продолжает учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных современных техник. Воспитывать уважительное отношение и интерес к труду мастеров, формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии современных произведений.






Тематическое планирование

  1. Модуль «Разноцветный мир» ИЗО

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2-3

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

3

1

2

4-5

Основы цветоведения. Живопись - искусство цвета.

3

0,5

2,5

6-7

Изображение растительного и животного мира.

3

0,5

2,5

8-9

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

3

0,5

2,5

10-11

Орнамент. Стилизация.

3

0,5

2,5

12-13

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

3

0,5

2,5

14-15

Практические упражнения: основа, обводка, подмалевок, оживка

3

0,5

2,5

16, 17, 18

Композиция на выбор: Городец, гжель, хохлома

4,5

0

4,5

Всего:

27

5

22

2.Модуль «Скульптор» лепка.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

19

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с тестом, канц.ножом и стеками

1,5

1,5

0

20-21

Рельефная лепка. Сюжетные картинки.

3

0,5

2,5

22-23

Объёмные композиции. Лепка скульптур малых форм.

3

0

3

24-25

Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики).

3

0

3

26-27

Составление композиций из мелких орнаментальных деталей (корзина с цветами или фруктами).

3

0

3

28-29

Объёмные композиции. Сюжетная лепка сочетание скульптур разных форм.

3

0

3

30,31, 32

Роспись готовых изделий из соленого теста после обжига. Оформление работ.

4,5

0,5

4

Всего:

21

2,5

18,5

3.Модуль «Нетрадиционные техники рисования»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак

тика

33.

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с воском, иглами, канц. ножом, шилом.

1,5

1,5

0

34-35.

Техника трафарет. Композиция «Зимний лес».

3

0,5

2,5

36-37

Техника граттаж. Композиция «Космос».

3

0

3

38-39

Создание коллективного панно в технике граттажа.

3

0

3

40

Техника монотипии. Композиция «Бабочка».

1,5

0,5

1

41-42

Техника пальцеграфии. Композиция «Букет для мамы».

3

0,5

2,5

43,44, 45

Аппликация из нетрадиционных материалов. Аппликация с использованием различных круп. Материалы и инструменты. Приемы работы. Т/б

4,5

0,5

4

46, 47

Создание коллективной композиции «Цветы».

3

0

3

48, 49

Изонить. Техника выполнения и способы построения композиций. Материалы и инструменты. Т/б

3

1

2

50, 51, 52

Изонить. Композиция по выбору: цветы, птицы или животное

4,5

0

4,5

Всего:

30

4,5

25,5

4.Модуль «Современное ДПИ»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

53

Вводное занятие.

1,5

1,5

0

54-55

Декупаж на плоскости

3

0,5

2,5

56-57

Папье-маше на плоскости.

3

0,5

2,5

58, 59, 60

Игрушка в технике папье-маше

4,5

0,5

4

61, 62, 63

Бумагопластика

4,5

0,5

4

64, 65, 66

Коллаж

4,5

0,5

4

67, 68, 69

Оригами

4,5

0,5

4

70

Итоговое занятие. Выставка детских работ

1,5

1,5

0

Всего:

27

6

21

Библиографический список:

Для учащихся:

1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Геворкова Э.Г. Орнаменты: Скандинавские узоры. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

3. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. - М.: «Эксмо-Пресс», 2001.

4. Максимова М.В. Кузьмина М.А. «Лоскутики». - М.: «Эксмо-Пресс», 1998.

5. Меликситян А.С. Юному любителю мозаики. М., 1979.

6. Сивотялова О., Андреева Р. Изделия из кожи: обработка, элементы одежды, украшения. - СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000.

7. Ю.Г. Дорожин Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002.

8. Ю.Г. Дорожин Узоры Северной Двины, АДТ, 2002.

9. Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.

11. Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись, АДТ, 2002.

12. Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002.

14. Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975.

15. С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970.

16. И.А. Королёва. М.Ф. Профераисова Давай учиться рисовать, Москва, 1993.

17. В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.

Для преподавателя:

1.Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия.-М., 1976.

2.Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3.Богдановская И.Я. Русская народная вышивка. Богородская игрушка и скульптура. М., 1972.

4.Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2001.

5. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. М.: Изобразительное искусство, 1991.

6.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983.

7.Максяшин А.С. Уральский орнамент на расписных изделиях из металла. - Екатеринбург, 1994.

8.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя.-М.: Школа-пресс, 2000.

9.Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. М., 1979.

10.Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Ч.

11. Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина. Челябинск, 2002.

12. Программно-методические материалы: Технология. 5-11кл. / Сост. А.В. Марченко.- М.: Дрофа, 2001.

13. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.

14. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - (Методичка).

15. Программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство, Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1994.

16. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта / Под ред. О.С. Молотобарова. - М.: Просвящение, 1986.

17. Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение для сельских школ. Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1998.

18. Марьина Т.М. Русский национальный костюм: Иллюстрированное учебное пособие. Екатеринбург, Объединение «Дворец молодежи», 2001.

19. Салмина Г.М. Домоводство. Примерное планирование занятий трудовой подготовки учащихся школ. - Челябинск, 1992.

20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.

21. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

22. Хохлова Е. Творчество народных мастеров в игрушке. М., 1971.

23. Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000.

24. Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.

25. Г.Я. Федотов Дерево, Москва, 2003.

26. Г.Тарасевич. В.Грохотова. Е.Павлинова Художник оформитель (учебное пособие), Москва.

27. М.С. Соколова Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002.

28. С.А. Федоров. М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970


© 2010-2022