Проект «Интерьер удмуртской крестьянской избы»

«Преодолевая время, каждый народ, независимо малый или великий вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры; подлинная культура объединяет минувшее, настоящее и будущее, » - отмечает Д. С. Лихачев в своей статье «Память культуры и культура памяти». В культуре народов Поволжья, народное искусство удмуртов представляет ярчайшее самобытное явление. До наших дней народное искусство удмуртов сохранило полнокровное богатство художественных форм, поэтическую образность, проникнутую мироощущением н...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки

Удмуртской Республики

Информационно - методический центр

Воткинского РУО












Проект «Интерьер удмуртской крестьянской избы».

(из опыта работы учителя ИЗО. МХК и технологии Июльской средней школы С.Г. Пантелеевой)



Выполнил: Белякова Полина

Ученица 9 класса



Руководитель: Пантелеева С.Г.

учитель ИЗО, МХК и технологии






Воткинский район

2012 год

Введение

«Преодолевая время, каждый народ, независимо малый или великий вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры; подлинная культура объединяет минувшее, настоящее и будущее, » - отмечает Д. С. Лихачев в своей статье «Память культуры и культура памяти».

В культуре народов Поволжья, народное искусство удмуртов представляет ярчайшее самобытное явление. До наших дней народное искусство удмуртов сохранило полнокровное богатство художественных форм, поэтическую образность, проникнутую мироощущением народа, его верой в прекрасное, высотой нравственных начал, утверждающих целостный мир единства человека и природы.

В народном творчестве удмуртов выражается характер народа, его видение мира, представления о прекрасном. Декоративное искусство утверждает свое место в окружающей человека среде. И этой средой, в первую очередь, является жилище с его особой организацией пространства, характером образа жизни его обитателей, с их различными ценностными и эстетическими нормами. Но современная удмуртская деревня в своем развитии идет по пути сближения с городской культурой. Рост материального благосостояния народа укрепляется год от года и способствует утверждению нового социального быта. В развитии современного сельского жилища удмуртов намечаются в основном две линии: сохранение отдельных наиболее существенных элементов национального интерьера и интерпретация городской квартиры на сложившейся местной основе.

Таким образом, в современных удмуртских домах на селе или в деревнях наблюдается в одних случаях сочетание традиционных элементов интерьера с чертами нового быта. А в других, хотя и редко, можно встретить сохранение традиционного ансамбля.

Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера. И мы должны хранить традиции края, который дает нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта, красоты и нравственных сил.

Все сказанное и повлияло на выбор темы проектной работы: «Интерьер удмуртской крестьянской избы».

Цель проекта: Изготовление макета интерьера удмуртской крестьянской избы.

Задачи:

1. Углубить знания об устройстве интерьера крестьянского жилища - организация которой является одним из важных и ярких показателей культуры удмуртского народа.

2.Ознакомиться с назначением тканей и ковров в оформлении интерьера избы.

3.Приобщиться к самодеятельному творчеству.

Выбор и обоснование проблемы.

Для формирования мировоззрения подростков, особенно важно знакомство с крестьянским декоративным искусством, которое полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом форм эстетического отношения к миру.

Огромное значение в формировании эстетического отношения школьников к культуре родного края имеет слово учителя на уроках, таких, как литература, краеведение, история, ИЗО, технология. Но восприятие школьниками «памятника искусства» только тогда полноценно, когда слово наполнено историческими ассоциациями и учебными наглядными пособиями, в частности, учебными макетами, как будто напоминая: «Смотрите и знайте». Поэтому возникла необходимость в изготовлении такой проектной работы; воспроизвести прошлое, а именно, интерьер удмуртской крестьянской избы, возродить его зрительный образ в макете; да к тому же у нас в школе есть музейный уголок, где с собранными предметами старины можно составить некоторый культурный ансамбль с использованием макетов, ведь наши «корни» - это не только древнерусская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура.

Возможные варианты выполнения проектной работы и их оценка.

1.Нарисовать на листе ватмана.

2.Вылепить из пластилина.

3.Сфотографировать.

4.Сделать макет из дерева.

5.Сделать макет из бумаги.

Я выберу для изготовления макета бумагу (картон, чертежная бумага, текстурная бумага, обои ), так как бумага более податливый и эластичный материал для работы; можно для этого использовать бросовый материал, как картонная коробка и т. д., хотя на изготовление уйдет много времени. Кроме бумаги в изготовлении макета будут использованы кусочки разноцветной ткани, тесьма, которые остаются после изготовления какого - либо изделия, но обязательное условие; чтобы лоскуточки были с клетчатым узором, так как в основном ткали в старину ткани в клетку; цветовое решение лоскутков гармонировали друг с другом, где в основном преобладает красный цвет - значение красного цвета «красивый».

Об интерьере удмуртской крестьянской избы.

Корка - капитальное жилое строение в основном из сосновых бревен диаметром 25 - 30 см. Размеры его приближаются к квадрату 5,5 на 6 метров. Такие размеры видимо, были продиктованы не только и не столько лучшей обогреваемостью малого зимнего помещения, но и определенным строительным модулем толщиной срубленного дерева, так называемым «ходовым бревном». Принципы этой архитектуры, как считают исследователи, во многом связаны с влиянием русского народного зодчества. Жилище удмуртов по классификации, разработанной этнографами, относятся к среднерусскому или северорусскому варианту трехраздельной планировки, включающей в себя собственно избу, сени и клеть. Исследователи полагают, что «белая изба» удмуртов, пришедшая на смену курной (чын корка), включая внутреннее убранство, идентична русской.

Во внутренней планировке избы удмуртов большое место отводилось печи русского типа. Печь (гур) устанавливалась на цоколе и располагалась на право или налево в углу у входа. Возводили ее из красной глины, основанием служила деревянная рама высотой около полуметра. Еще в начале 20 века печь ставилась вплотную к стенам, задней и боковой. Северные удмурты сооружали печь с очагом, который устраивали в шестке на право или налево от устья печи. После того, как протопиться печь, сюда сгребали горячие угли и засыпали слоем золы. Над очагом, жар в котором сохранялся долго, на деревянном или железном крюке подвешивали котел, в котором готовили пищу. Удмуртская печь предназначалась только для выпечки хлеба, а зимой для обогрева жилья. Пища же как правило, готовилась на очаге перед печью.

Удмурты считали печь недоступной для нечистой силы. Она приобрела функции оберега. Так, отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек глины от печи. Своим устьем она повернута к фасадной стене. Пространство перед печью часто было отделено от остальной части избы большим занавесом (катанчи) и обычно считалось женской половиной, перегородок в доме не делали.

По диагонали от печи расположен передний красный угол (тол сэрег, мудор сэгег), наиболее чистое и парадное место в доме.

Почти треть площади избы и ее заднюю часть занимали полати (полать, сэндра). Вдоль стен устраивались широкие и толстые неподвижные лавки(зус), они опоясывали интерьер жилища снизу. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепились полки (жажы, польча), которые замыкали пространство интерьера сверху. В переднем углу стоял стол (жок) с массивным подстольем на толстых точеных ножках, а рядом с ним - единственный в доме стул (пукон) с резной спинкой для хозяина дома или почетного гостя. У боковой стены возле входной двери помещалась широкая деревянная кровать или нары с резным изголовьем (йыразьпу). На лавки стелили полосатые паласы (гын). На стул, стоящий возле стола, клали нарядную подушку. В передней части избы, у дощатой перегородки или занавески ставили сундук, ткацкий стан. В пространство между печью, боковой и задней стенами было занято маленькими палатями (пичи палать) для хранения кухонной утвари и продуктов.

Своеобразный колорит убранству жилища придавали различные предметы обихода, которые отличались богатством пластических форм, яркой художественной выразительностью. Плетеные корзиночки из ивовых прутьев, деревянных тарелок привешивались к стене на кухне. На стенах же укреплялись подвесные ящики (кана) для хранения посуды и вывешивались ковши - черпаки, украшенные сочными прорезками, деревянными чашами разных размеров, предметами убранства были берестяные солоницы в виде уточек, туеса (сарба) с тесненным узором, металлические кувшины - кунганы, глиняные рукомои.

Все вместе вносило убранство удмуртского интерьера особую наполненность, теплоту, эмоциональность. Пластическое разнообразие бытовой утвари и обстановки дополнялось цветом и узором тканых изделий. Размещение тканей в интерьере носит четко функциональный характер, увязывается с конструкцией жилища. На стену вешают ковер, а простенки заполняют полотенцами с узорными концами. Стены в своей совокупности с узорным ткачеством сразу же раскрываются входящему в дом человеку.

Широко используются в качестве декоративного украшения узорные занавесы, ими отделяют печь от стены. Пол покрывают половиками, сотканными из тряпичных отходов. Ими иногда застилают пристенные диваны, сундуки. Грубая, откровенно - текстильная фактура, получаемая от переплетения тряпичных тесемок, и тонкая, сдержанная гамма составляют эстетические качества тканых половиков.

В удмуртском жилище декоративно - смысловым центром был «красный угол» (тор сэрег). Именно в нем изделия узорного ткачества занимали наиболее значительное место. На стенах у красного угла, обрамляя божницу (мудор жажы), висели полотенца с узорными концами, здесь же стоял стол, который покрывали богато орнаментированной скатертью. Белые скатерти стелили в особо торжественные дни. Большинство удмуртских браных столешников отличались простотой, лаконичной композицией, сдержанностью орнаментального оформления. Своеобразна и орнаментация бранных полотенец. Большая часть узоров состоит из простых геометрических форм - целых и половинчатых ромбов, квадратов с различного рода уступами и контурами, крестов, треугольников, иногда встречается женская фигура, сведенная к треугольнику или ромбу, которая воспринимается просто орнаментально мотивом.

Разнообразие предметов, различных по форме, цвету, декоративному решению, масштабу, в своем единстве создавало в ансамбле удмуртской избы неповторимый художественный образ, поражающий своей одухотворенностью и эмоциональной выразительностью.

Внутреннее помещение избы, убранство жилища, хозяйственные предметы, здесь есть все, что требовалось каждому члену большой семьи, и каждая вещь имела свое назначение и место.

Технологическая схема проекта:

Разработка дизайна интерьера избы.

Для выполнения интерьера проектной работы мной была использована картонная коробка, которая была оклеена обоями (под дерево), а дальше работа выполнялась по описанию раздела 3. Все размеры: печки, кровати, стола исходят из размера коробки; чтобы соотношения размеров предметов интерьера подчинялись друг другу. Открытая сторона - это фасад избы, где должны быть расположены окна. Вход в избу в дальней стороне избы или с противоположной стороны фасада.

Инструменты и принадлежности.

Для создания мною макета мне потребуются следующие материалы и принадлежности: ножницы, резак, карандаш, линейка, циркуль, нитки катушечные, утюг, игла, клей, лоскутки ткани, фольга, картонная коробка, картон, пластилин, деревянные прутья.

Расчет затрат на изготовление макета.

Для изготовления макета мною были приобретены:

1. Клей ПВА 10 бутылочек по цене 6-70 рублей.

Всего сумма - 67 рублей.

Лоскутки обоев, ткани считать не будем, так как они идут как бросовый материал.

2. Нитки - 2 катушки по 4 руб. - всего 8 рублей.

3. Затраты на электроэнергию - 0,15 квт х 30 час х 0,32 = 1,44 руб.

4. Затраты на электроэнергию при работе утюгом - 1 квт х 0,5 х 0,32 = 0,16 руб.

Итого: 67 + 8 + 1,44 + 0,16 = 76,60 руб.

Заключение

Макет получился таким, каким я его хотела сделать. В ходе выполнения работы мною были реализованы все поставленные задачи: я углубила знания о развитии материальной культуры удмуртского народа как части его целостного культурного комплекса неразрывно связанного с социальными, духовными, эстетическими и другими аспектами, выявляющими общее и частное во взглядах данного народа на мироустройство, специфические привычные формы жизни, бытовой уклад. Предметная среда, которой человек окружил себя, является материальным слепком процесса, составляющих содержание настоящего исследования; так как формирование ее в прошлом осуществлялось преимущественно самим хозяином жилища, как целостность замкнутой системы жизнеобеспечения, решающей наряду с практическими также и эстетические задачи.

Единство и целостность традиционной предметной среды удмуртов во многом предопределялась природными материалами, использовавшимися для ее создания. Одним из самых распространенных материалов было дерево, определивший характерный облик предметного мира. В формировании предметной среды удмуртского жилища большую роль играли узорное ткачество, ковроделие, вышивка, которые до настоящего времени сохранили свою самостоятельность.

Ткани и ковры несли утилитарные и художественные функции и могли объединиться в единую систему только в интерьере показателей культуры удмуртского народа. На их использовании строится пластическое и декоративное решение интерьера.

Холод времени не остудит

То, что собрано по крупицам,

И душой посветлеют люди,

И окупится труд сторицей.


Проект «Интерьер удмуртской крестьянской избы».

© 2010-2022