Программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Она составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (2009 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа;


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-8ч.

Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-8ч.

Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 12ч.

Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 6ч.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 - 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Оснащение урока. Программный минимум

Кол-во уроков

Календарные сроки.Домашнее задание

1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.

1

Изображение фигуры человека в истории искусств

а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

в) Развить творческую и познавательную активность.

Пластика, рельефы, динамика

1

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

а) Познакомить учащихся с тем, как происходил

поиск пропорций в изображении фигуры человека

б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон»

в) Развить творческую и познавательную активность учащихся.

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Золотое сечение

1

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека

3-4

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен)

а) Развить творческую и познавательную активность

б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории

в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса

Скульптура, каркас, пропорции

2

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора

5

Великие скульпторы.

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров: Э.-М.Фальконе, И Мартос, С.Т.Коненков, В.И.Мухина.

а)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.

б)Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

в)Развить навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.

Скульптура, памятник

1

Принести графические материалы для работы в технике рисунка

6

Изображение фигуры человека с использованием таблицы

а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

б) Воспитать любовь и интерес к искусству.

в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Пропорции человеческого тела

1

Принести графические материалы для работы с натуры

7

Набросок фигуры человека с натуры

а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, , творческую и познавательную активность.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека

г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях.

фигуры человека

1

Подобрать материал для тематической картины «Профессия»

8

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

а) Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение .

б) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

в)Формировать практические навыки в изображении фигуры человека

Понятие наброска, картины

1

Художественные материалы

2 четверть. Поэзия повседневности

9

Тематическая (сюжетная) картина. Творчество А.А. Иванова, И. Е. Репина

а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах

б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

Понятие жанра, сюжета, картины

1

Подобрать материал по теме «Малые голландцы»

10

Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»?

а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории

в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления

Жанр, сюжет, бытовой жанр

1

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

11

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова;

а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова;

б) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству

в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений

Жанр, сюжет, бытовой жанр

1

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

12

Сюжет и содержание в картине

а)Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова

б)Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусства.

Жанр, сюжет, бытовой жанр

1

Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни.

13

Художественные объединения: Товарищество передвижников, «Мир искусства»

а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок

б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление

в) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству

Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея

1

Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века

14

Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская картинная галерея

а) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников

б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии

Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея

1

Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи

15

Крупнейшие художественные музеи страны .Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

16

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины

б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи

Бытовой жанр

2

Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти

3 четверть. Великие темы жизни

17

Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Творчество В.И. Сурикова.

а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова

б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

Исторический жанр, сюжет

1

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему

18-20

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

а) Сформировать представление о сложном мире исторической картины.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству

в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живопись

Исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок

3

Художественные материалы

21

Зрительские умения и их значения для современного человека

а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства

в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное.

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

Сюжет, содержание, колорит «художественный язык»

1

Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи»

22

Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи»

а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»

б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления

г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории

Сюжет, содержание, колорит «художественный язык»

1

Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова

23

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. Творчество И. Билибина и В.Васнецова

а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь и интерес к искусству

в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр

1

Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

24

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»

а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины

в) Формировать зрительские умения и навыки

г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни искусстве.

д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка

Библейский жанр, Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр

1

Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку

25

Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.).

а) Сформировать представления о художественных музеях и их типах

б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное

Музей, галереи, их типы

1

Перечислить музеи родного города (края)

26

Эрмитаж - сокровищница мировой культуры.

а) Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии

Коллекции Эрмитажа

1

Подготовится к экскурсии в городской музей

27

Художественный музей моего города

а) Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ

б) Воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, родному краю, интерес к нашей истории и культуре

в) Развивать творческую и познавательную активность

Музей, галереи, их типы

1

Повторить пройденный материал по темам

I-III четверти

28

Знакомые картины и художники

а) Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

Беседа

1

Придумать задание или кроссворд для тематической викторины

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ

29-31

Плакат и его виды шрифты.

а) Сформировать представления о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка

б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком

в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций

г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве

Плакат, шрифт, шрифтовая композиция

4

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения

32

Специфика изображения в полиграфии. Искусство книги.

а) Сформировать представления об основных элементах книги

б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации

в) Воспитать любовь и интерес к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

д) Формировать навыки работы с художественными материалами

Книга, обложка, иллюстрация

3

33

Слово и изображение. Художники книги.

34

Проектирование обложки книги.




  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..

Дополнительная литература.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. - М.: Просвещение, 2000.

- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. - М.: Дрофа, 2012. - 77, (3) с..

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. - Киев: Радянська школа, 1983 - 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом

Электронно-образовательные ресурсы:

Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» art.1september.ru

Портал «Архитектура России» archi.ru

Портал «Культура России» russianculture.ru

Портал «Музеи России» museum.ru

История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура

archi-tec.ru

Виртуальная картинная галерея Александра Петрова

petrov-gallery.narod.ru

Виртуальный каталог икон wco.ru/icons/

Виртуальный музей живописи museum-online.ru

Виртуальный музей Лувр louvre.historic.ru

Государственная Третьяковская галерея tretyakov.ru

Государственный Русский музей rusmuseum.ru

Государственный Эрмитаж hermitagemuseum.org

Импрессионизм impressionism.ru

История изобразительного искусства arthistory.ru/

Репин Илья Ефимович ilyarepin.org.ru

Российская история в зеркале изобразительного искусства

sgu.ru/rus_hist/

Современная мировая живопись wm-painting.ru

Государственный музей изобразительных искусств arts-museum.ru/?lang=ru



© 2010-2022