Авторская программа кружка православной иконографии «Лампада»

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах  иконописного искусства, в том числе Липецкого края, красоте природы и человеческих чувств. Направленность программы  «Совершенствование художественного мастерства старшеклассников через изучение икон...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №61

имени М.Н. Неделина

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 61 _________/Баурина Г.Н./

«______»________________________________2013 г.



Авторская программа кружка

православной иконографии

«Лампада»


«Совершенствование художественного мастерства старшеклассников через изучение иконографии»

ДЛЯ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,

ГИМНАЗИЙ, ЛИЦЕЕВ


класс 9,10,11_____

лекции 34________

практических занятий 68__

самостоятельная работа 102___

Всего часов 208___





Липецк-2013г.

Рабочая программа утверждена педагогическим советом 20.09.2009г.

Г(О)БОУ НПО Профессиональное училище № 2 г. Липецк и создана на основе авторской программы «Православная икона в профессии «Художник» и типовых программ по изобразительному искусству_________________________________________

Учитель Изобразительного искусства Макаренко Елена Владимировна___________

(Ф. И. О. автора, должность)

Учитель истории Есикова Юлия Викторовна_______________________________________

(Ф. И. О. автора, должность)

Место реализации программы: МБОУ СОШ №61 имени М.И. Неделина г. Липецка

Рабочая программа утверждена методическим советом МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина (протокол №_______, от «____» ____________ 20___г.)

Директор МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина _____________/Баурина Г.Н./

Руководитель ШМО ___________________Чернышова И.Н.


Рабочую программу составили _________Учитель изобразительного искусства Макаренко Е.В.

Учитель истории Есикова Ю.В.







Пояснительная записка

Православное искусство, обладающее уникальной способностью преобразовывать общественный опыт в лич­ный опыт каждого, превращать социальные идеи, моральные нормы общества в органичные черты личности, выступает действенным фактором в современных условиях. Сила и глуби­на его воздействия определяется уровнем сформированности эстетической культуры конкретной личности, особенно это актуально для обучающихся в старшей школе. Важнейшей составляющей эстетическую культуру старшеклассника является художественный интерес, подразумевающий настойчивое стремление ребенка самостоятельно приобщаться к духовному богатству.

Среди социальных институтов, формирующих содержание, характер, направленность художественных интересов, ведущая роль традиционно принадлежит школе. В современной школе возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать задачи творческого восприятия и развития личности старшеклассника в целом, через постижение основ православной культуры и искусства, и, в частности, через искусство русской православной иконы.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит иконописному искусству. Умение видеть и понимать красоту русской иконы, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия иконописным искусством являются эффективным средством приобщения старшеклассников к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах иконописного искусства, в том числе Липецкого края, красоте природы и человеческих чувств.

Направленность программы «Совершенствование художественного мастерства старшеклассников через изучение иконографии» является авторской программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний, умений и практических навыков по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - долговременной (3 года обучения).

Программа разработана на основе авторской программы «Православная икона в профессии «Художник» (иконописные мастерские) Е.В.Макаренко и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Педагогическая целесообразность авторской программы объясняется формированием высокого уровня духовности через иконописное мастерство. Программа содержит целый ряд специальных заданий, которые направлены на формирование таких навыков и умений как: наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Использование материалов программы способствует укреплению гражданской позиции старшеклассников, созданию нравственных ориентиров, позволяет заложить основы целостного мировосприятия и мироощущения. В этой связи православное искусство, концентрирующее духовный опыт русского народа, призвано играть важную роль в процессе реализации права ребенка на воспитание в культурно-религиозной и национально-исторической традиции своего народа.

Основная цель программы:

Приобщение старшеклассников по средствам изобразительного творчества к иконописному искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель реализуются в следующих задачах:

  • воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания старшеклассника;

  • художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • технической - освоения практических приемов и навыков иконописного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности обучающегося, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 15-18 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах иконописного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях кружка предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы:

  • ознакомительный - первый год для обучающихся 15-16лет;

  • развивающий - второй год для обучающихся 16-17 лет;

  • исследовательский - третий год для обучающихся 17-18лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников. Например, в группе первого года обучения школьники выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, ребята проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Материал программы может составлять интегративные курсы с дисциплинами «Основы Православной культуры», «Музыка», «Чтение», «Технология», «Окружающий мир», «История», «Краеведение», «Литературное чтение» (общеобразовательная школа). Предусмотрено вариативное преподавание курса. Программа строится на принципах преемственности: учитываются навыки изобразительной деятельности и последующее изучение дисциплин художественно-эстетического цикла в старшем звене общеобразовательной школы.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.

Второй год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку на первом году обучения. Занятия проходят в режиме - 1 часа в неделю (34часа).

Третий год обучения предполагает больше внимания уделять индивидуальной работе и творческим разработкам. (34часа).

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении школьных помещений, мероприятий, выставок. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.

Среди форм используются и такие, как беседа с иконописцами, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, экскурсии в иконописные мастерские, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (изображение святых), где стимулируется самостоятельное творчество. К ним относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Основная идея программы заключается в том, чтобы:

  • показать обучающимся на примере иконописной культуры стремление человечества к самосовершенствованию;

  • отразить духовную и художественно-эстетическую организацию окружающего мира;

  • сориентировать школьников в поисках духовного идеала в художественном творчестве.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и формирование художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с обучающими ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется обучающимися, ими и предлагаются способы её решения).

Результатом освоения материала программы «Совершенствование художественного мастерства старшеклассников через изучение иконографии» учащимися старшей школы должен стать следующий уровень подготовки:

обучащиеся должны знать:

  • содержательные, смысловые, эстетические, канонические особенности иконографического искусства;

  • виды иконографических школ и историю их становления;

  • значимые произведения иконописцев, русских художников и народных мастеров России;

  • основы цветоведения, перспективы, композиции, материаловедения и др.;

  • художественные и технологические особенности русских народных промыслов.

обучащиеся должны уметь:

  • работать живописными, графическими и пластическими материалами;

  • использовать язык изобразительного искусства (цвет, линия, объем, ритм, силуэт и др.) для решения творческих задач по интерпретации произведений иконографии;

  • конструировать и моделировать объемные формы из пластических материалов;

  • создавать коллективные творческие работы, эстетически преобразующие среду.

обучащиеся должны эстетически воспринимать:

  • произведения православной культуры;

  • предметы и явления окружающей действительности;

  • произведения иконописцев России;

  • культурные традиции и духовно-нравственные ценности своего народа.








Программа

Первый год обучения. Ознакомительный этап: 15-16лет.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

1. Введение. Знакомство с предметом .

2.Иконописные школы и мастерские (беседа с иконописцами)


26

2.

Технология иконописи

8

Итого:

34

Календарно-тематический план первого года обучения

занятия

Тема

Количество часов

Класс. Дата проведения занятия

1год

2год

3год

1.

Понятие об иконе и иконописи.

Значение иконы в православной культуре.

Появление первых христианских икон.

1

2

1

2-3.

Древне - русская и Византийская иконопись.

Св.Алипий(родоначальник русской иконописи).

1

1

4.

Древнерусская школа иконописи. Виды сюжетов и орнаментов.


1

5.

Владимирско - Суздальская иконописная школа 14-15вв.


1

6.

Московская школа иконописи 14-15вв

Художники: Феофан Грек. Андрей Рублёв. Даниил Черный.


2

7.

Псковская школа иконописи


1

8.

Тверская школа иконописи 13вв.

Ярославская школа иконописи 16вв


2

9.

Новгородская школа иконописи

Палехская школа иконописи


2

10.

История и традиции иконописи: Елецкая, Задонская, Лебединская иконописные школы.

2


11.

Знакомство с росписями церквей и монастырей города Липецка. Общение с иконописцами Липецкие школы и мастерские иконографии.

1

12.

Знакомство с росписями церквей и монастырей города Липецка. Общение с иконописцами


2

13.

Изучение ликов святых:

Св.Николай Угодник,

Икона Божией Матери Знамение,

Cв братья Мефодий и Кирилл


1

2

1

14.

Типология православных икон .Богородичных икон:

1. Оранта - Молящаяся - с воздетыми руками.

2. Панахранта - Пренепорочная или Всецарица - на престоле.

3. Елеуса - Умиление - щекой к щеке.

4. Одигитрия - Путеводительница - с Иисусом Христом на руке.


2

15.

Технология иконописи:

Подготовка доски:

Грунтовка


2

16.

Левкас.- грунт иконы. Золочение иконы


1

17-18.

Нанесение рисунка. Рисунок человека. Анатомия человека. Изображения частей тела.

Пропорции. Зарисовка стопы и кисти руки человека.

1

1

19.

Живопись иконы. Яичная темпера

2

20

Покрытие иконы олифой и лаком.

1


Всего часов:

34



Второй год обучения. Развивающий этап: 16-17 лет.

Иконопись - наиболее применимая область эмоциональной сферы обучающегося. На этом этапе он исследует форму, изображают лики святых, знакомится с историей и традициями иконописи. Предполагается более свободное владение различными художественными средствами.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Используемый материал для написания икон

4

2.

Технология иконописи

4

3.

Храмы и монастыри Липецка -Елецкой епархии

Поэтапная роспись икон и церквей.

Изображение святых(лик и одежда).


26


Итого:

34

Тематическая разработка занятий с обучающимися 16-17 лет.

(Второй год обучения)

Календарно-тематический план Второй год обучения

Тема

Количество часов

Класс. Дата проведения занятия

1год

2год

3год

1.

Используемый материал для написания икон

Художественный язык иконописи.

Основные цвета. Смешение цветов.

2

2.

Основные понятия об орнаменте.

Основные цвета. Смешение цветов.

2

3.

Архитектура и её функции в жизни людей.

Храмовая архитектура Древней Руси.

Храмы и монастыри Липецка -Елецкой епархии

1

1

2

4.

Изображение ликов святых:

1.Поэтапная прорисовка носа.

2.Поэтапная прорисовка губ.

3. Поэтапная прорисовка глаз

( На основе изображений Св.Алексея Митрополита московского и всея Руси; чудотворца(ок.1292-1378г.)

Св.Антония Великого (основоположник христианского монашества)

1

1

2

5.

Изображение одежды святых :

На основе изображений Св.Георгия Победоносца

Преподобный Алипий Печерский

Икона «Донской Богоматери»

Икона Боголюбской Божией Матери


1

1

2

6.

Прорисовка основных типов икон.

Первая икона Иисуса Христа

Поэтапная прорисовка лика: Нос, глаза, губы

2


2

7.

Поэтапная роспись Владимирская икона Божией Матери:

Составление рисунка:

Прорисовка лика (Нос, глаза, губы)

Поэтапная роспись одежды(cкладки на одежде)

Поэтапная роспись рук

Поэтапная роспись младенца





1

1

1

1

2


8.

Поэтапная роспись Богородичных икон: (индивидуально по выбору учащегося)

Оранта - Молящаяся - с воздетыми руками.

Панахранта - Пренепорочная или Всецарица - на престоле. Елеуса - Умиление - щекой к щеке.

Одигитрия - Путеводительница - с Иисусом Христом на руке.

Прорисовка лика (Нос, глаза, губы)

Поэтапная роспись одежды(cкладки на одежде)

Поэтапная роспись рук

Поэтапная роспись младенца.

1

1

1

1





Всего часов

34


Третий год обучения. Исследовательский этап: 17-18 лет.

На данном этапе важной становится цель - научить обучающих вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Своеобразие орнамента в иконописных традиция разных исторических периодов.

6

2.

Икона Серафима Саровского(заступник животных)

Икона Мученицы Иулиты и ее сына Кирика

Икона Сергея Радонежского

Икона Иннокентия Иркутского

Изображение церквей

16

3

Изображение внешнего облика церквей Липецкой области.

10

4

Защита творческих работ. Выставка творческих работ

2

Итого:

34

Календарно-тематический план третьего года обучения

Тема

Количество часов

Класс. Дата проведения занятия

1год

2год

3год

1.

Своеобразие орнамента разных исторических периодов.

1

2.

Архитектурные особенности изображения церквей:

Архитектура барокко и классицизма.

Романовский и готический стиль

Стилевые направления в архитектуре



6

3.

Икона Серафима Саровского(заступник животных)

Изображение лика(нос, губы ,глаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Поэтапная прорисовка кистей рук

Изображение природы (лес)

Изображение птиц и животных.


2

1

1

1

1

4.

Икона Мученицы Иулиты и ее сына Кирика

Изображение лика(нос, губы ,глаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Изображение младенца


2

2

2

5.

Икона Сергея Радонежского

Изображение лика(нос, губы ,глаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Поэтапная прорисовка кистей рук


2

2

2

6.

Икона Иннокентия Иркутского:

Изображение лика(нос, губы ,глаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Поэтапная прорисовка кистей рук


2

2

2

7.

Защита творческих работ. Выставка творческих работ.

2


Всего часов

34
























Дополнительные темы: 1 по 3год обучения.

Календарно-тематический план с 1 по 3 год обучения.

Тема

Количество часов

Класс. Дата проведения занятия

1год

2год

3год

1.

День славянской письменности и культуры-24 мая

2

2.

История славянского алфавита.

2

3.

Кирилл и Мефодий создатели старославянского языка (церковнославянский язык и азбука).

Изображение лика(нос, губы ,глаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Поэтапная прорисовка кистей рук



2

2

2


4.

Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко(960-1015):

Изображение лика нос, губы ,глаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Поэтапная прорисовка кистей рук

2

2

2

5.

Подготовка к Всероссийскому детскому творческому конкурсу «Святые заступники Руси».

Изображение лика нос, губы , лаза)

Поэтапная прорисовка одежды

Поэтапная прорисовка кистей рук



4

4

4

6.

Технология иконописи: Подготовка доски: Грунтовка

Золочение иконы. Живопись иконы. Яичная темпера.

Покрытие иконы олифой и лаком.

2

2

2


Всего часов

34


Прогнозируемые результаты
Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

  • знать историю иконописи.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.

  • уметь делать зарисовки святых

Обучаемые второго года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников иконописцев, связанных с изображением икон;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

  • различать иконы

Должны уметь:

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые третьего года обучения

Должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;

  • значение понятий: живопись, пейзаж, линейная и воздушная перспективы;

  • знать технологию изготовления икон

Должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;

  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма

  • передавать пространственные планы способом загораживания;

  • передавать движение фигур человека и животных;

  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

  • уметь изображать лики святых.

Методическое оснащение

Для организации занятий используется специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;

  • основные жанры живописи;

  • наш вернисаж;

  • богатства земли Русской;

  • техника безопасности;

  • как прекрасен этот мир;

  • информация.




Литература:

Благодеяния Богоматери роду христианскому через её святые иконы - М.: Паломник, 1998.

Горлов В., Новосельцев А. Храм «Иконы Елецкой Божией Матери» - Липецк, 1995.

Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры 19 вв. - М.: Филология, 1997.

Еремина Т.С. Мир русских икон: история, предания - М.: Терра, 2002.

Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии - Орел, 1905.

Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века - М.: Искусство, 2000.

Православная икона. Канон и стиль - М.: Паломник, 1998.

Соколова М.Н. Труд иконописца - Свято-Троицкая Лавра, 1998.

Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1996.

Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация - М., 1961.







Приложение(Работы моих учеников).

Авторская программа кружка православной иконографии «Лампада»Авторская программа кружка православной иконографии «Лампада»

Авторская программа кружка православной иконографии «Лампада»Авторская программа кружка православной иконографии «Лампада»



© 2010-2022