Методическая разработка урока Весёлое солнышко

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышко

муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету «Прикладное творчество»

для учащихся 1 класса детской художественной школы



ТЕМА УРОКА:

«Весёлое солнышко».

«Изготовление декоративной игрушки

на основе круга»

преподаватель МКУДО ТДХШ:

Мантузова Ирина Александровна



Методическая разработка урока Весёлое солнышко



г.Тайшет

2015г.



Тема урока: «Весёлое солнышко».

«Изготовление декоративной игрушки на основе круга»



Примечание:

Данный урок проводится в рамках учебного предмета «Прикладное творчество» для учащихся 1 класса по ДПОП «Живопись» (срок освоения 8 лет). Так как задачи предмета «Прикладное творчество» для учащихся 1 класса направлены на ознакомление с различными видами и техниками декоративно-прикладной деятельности, работу с различными материалами, то уроки по данному предмету преподавателями школы проводятся и в других образовательных организациях Управления образования района.

Нашей школой уже на протяжении уже многих лет реализуется творческий благотворительный проект «Радость творчества», в рамках которого, на основе метода арт-терапии успешно проводятся различные мероприятия, открытые уроки, мастер-классы, концерты в социальных реабилитационных интернатах, специализированных школах и приютах; осуществляется воспитательная, и образовательная работа с детьми и подростками, попавшими тяжёлые жизненные условия и находящимися в «Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (дислокация г.Тайшет)» ГУ МВД РФ по Иркутской области.

Фотографии в приложении к уроку «Весёлое солнышко» представлены с открытого урока в Детском доме «Бирюса» для детей 8-10 летнего возраста.

Цель урока:

-Разработка и выполнение творческого задания. Научить изготавливать оригинальную декоративную игрушку из различных подручных материалов на основе круга с учетом уравновешенности геометрической формы и декоративных элементов.

-Способствовать развитию навыков конструирования и практической деятельности при работе с различными декоративными материалами.

-Развитие воображения, наглядно-образного мышления и фантазии, интереса к самостоятельному изготовлению декоративной игрушки.

-Вызывать у детей эмоциональное отношение и научить создавать образ весёлого, доброго и необычного по изобразительным средствам «Солнышка» различными техниками декоративного искусства.

Задачи урока:

Обучающие:

-знакомство с современными тенденциями развития и создания игрушек-сувениров;

-научить изготавливать игрушку-сувенир на основе геометрической фигуры (круга);

-умению владеть графическими материалами и с их помощью создать образ «Я-Солнце»;

-умению соединять детали из картона, ткани с помощью клея;

- соблюдению правил безопасности труда;

- обучение правильной организации рабочего места, поддержанию порядка во время работы.

Развивающие:

- направлены на развитие творческого мышления, воображения, фантазии, формирование умения творчески подходить к решению поставленной задачи;

- развитие способности к стилизации образа;

- формирование умения планировать предстоящую работу;

-развития чувства цвета (цветовой гармонии);
-развитие умения работать самостоятельно и в группе;

-развитие аккуратности при работе с декоративными элементами и фурнитурой, навыки работы с шаблонами, ножницами;

-развитие умения выполнять декор из подручного материала.

Воспитательные:

- формирование художественного вкуса, эмоционального отклика на произведения декоративного искусства;

- воспитание интереса и приобщение к основам декоративно-прикладного искусства и рукоделию, желание доводить рукотворное изделие до завершения и совершенства;
- умение проявлять интерес к работе и радоваться первым творческим успехам.

Тип занятия: комбинированный.

Возраст: от 8 лет и старше.

Оборудование:

Планшет-фон для работ и иллюстративного материала; ноутбук, телевизор для презентации пошаговой последовательности изготовления игрушки-сувенира и показа видеоматериалов авторской игрушки современных дизайнеров; репродукции, таблицы игрушек, выполненных на основе круга; цветные эскизы учащихся ДХШ, изображающие игрушку на основе геометрических фигур; изделия, игрушки, декоративные куклы, аппликации из геометрических форм выполненные учащимися ДХШ; лист ватмана с нарисованным жёлтым кругом (символ солнца); мяч или апельсин для игры-беседы; музыкальное сопровождение-фон.

Материалы для практической работы:

-Образцы игрушек-сувениров, выполненные ранее учащимися ТДХШ.

-Эскизы «Весёлого Солнышка».

-Картонные круги-шаблоны.

-Кусочки ткани раз­мером 15х15 см.

-Цветные нитки для вязания.

-Твердый цветной картон.

-Кусочек ваты, синтепона, поролона для придания объёма.

-Фломастеры.

-Ножницы.

-Тесьма, шитье, ленты, кружево.

-Пуговицы, бусины.

-Клей «Момент» или «Мастер».

-Альбомные листы для эскизов.

Обоснование темы:

Все мы привыкли воспринимать декоративную игрушку как изделие из материала определенной формы, сшитое по строгой выкройке - шаблону. При этом творческий процесс исполняющего эту работу значительно ограничен и почти полностью подчинен требованиям образца.

Предлагаемая технология изготовления игрушки «Весёлое Солнышко» дает полную свободу полету творческой фантазии и доступна каждому. Поняв основной принцип этой технологии, вы сможете воплотить в жизнь любой замысел - от Солнышка до Подсолнушка, от Смешарика до Лошарика ... Среди множества декоративных техник одна из самых доступных и распространенных - аппликация, т. е. наложение и закрепление на материале, принятом за фон, вырезанных различных декоративных элементов.

Изготовление «Весёлого Солнышка» не требует сложных приспособлений, а материал для него можно найти в любом доме.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

3.Беседа-игра по теме.

4.Практическая работа. Выполнение рисунка-эскиза «Я-Солнышко».

5. Разминка.

6.Определение задания через анализ готовой работы-образца. Закрепление правил техники безопасности обращения с ножницами и клеем.

7.Определение задания по плану.

8.Самостоятельная работа - изготовление и декорирование игрушки-сувенира «Весёлое Солнышко».

9.Завершение урока, подведение итогов.

Ход урока:

1. Организация начала занятия.

Подготовка к началу занятия.

Психологический настрой. Приветствие.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Добрый день, я очень рада вас видеть на нашем творческом занятии. Сегодня первый день лета, на улице светит тёплое, яркое и летнее Солнышко. Настроение у нас замечательное? Очень хорошо!

2. Вводная часть.

Сообщение темы и цели занятия.

Формирование новых знаний, умений, навыков.

Знакомство с современными тенденциями развития оригинальной авторской игрушки. Сообщение-презентация о современных мастерах, различных способах создания декоративной игрушки, авторской куклы.

Декоративная игрушка - это оригинальный образ игрушки, которую придумал и изготовил сам художник, чаще всего в единственном экземпляре.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА, ПРЕЗЕНТАЦИИ «ДЕКОРАТИВНАЯ ИГРУШКА. АВТОРСКАЯ КУКЛА».

3.Беседа-игра.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Давайте нарисуем портрет Солнца. Какое оно? Круглое, жёлтое, оранжевое, красное - тёплое.

Перед вами на плакате я нарисовала весёлое солнышко. Чего ему не хватает? ЛУЧИКОВ!

Давайте их нарисуем, но лучики у нас будут не простые, необычные, они будут состоять из ваших ответов на мои вопросы.

Я вам буду кидать этот апельсин, тоже похожий на Солнышко, кто поймает, тот и отвечает.

-Что вы чувствуете, какое у вас настроение когда на небе сияет Солнышко?

-А какое настроение у Солнышка бывает?

- Представьте, что вы дотрагиваетесь до Солнца. Опишите свои ощущения.

-Какими красками и оттенками солнце украшает землю?

-Кто на земле больше всего радуется Солнышку?

-Кто похож на Солнышко? (подсолнух, одуванчик, мандарин, цыплёнок, блины, лампочка)

Методическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышко

Методическая разработка урока Весёлое солнышко

4. План организации работы по изготовлению «Весёлого Солнышка».

Методическая разработка урока Весёлое солнышко

Выполнение рисунка-эскиза «Я-Солнышко».

ДЕМОНСТРАЦИЯ ТАБЛИЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ДЕКОРАТИВНЫХ, СТИЛИЗОВАННЫХ РИСУНКОВ СОЛНЫШКА.

Методическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышко

Детям предлагается выступить в роли художников-дизайнеров, придумать фантазийный облик будущей игрушки и выполнить рисунок-эскиз различными графическими материалами.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Для создания своей, неповторимой игрушки, дарящей хорошее солнечное настроение, необходимо:

Закрыть глаза и представить, что внутри у вас появился светлый луч, который стал медленно двигаться сверху вниз, и по пути своего движения осветил изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук тёплым светом. Представьте себя в виде Солнышка с лучиками. Представили?

А теперь ребята, берём фломастеры, нарисуем круг и себя в образе Солнышка. Рисуем ярким и весёлым, с улыбающимися глазками, яркими лучами-руками, а может и с лапками, хвостиками, косичками, лепестками - то есть всем, чем ваша фантазия подскажет вам. За основу можно взять так же взять и любое животное, обобщить его форму, добавить какие - то детали, и ваше Солнышко станет фантастическим.

А теперь украсим и декорируем узорами, чтобы было веселее. Главное, чтобы обилие цветов и узоров не портило, а украшало наше Солнышко-игрушку.

На лучиках можно написать свои любимые качества, занятия, что любите, о чём мечтаете.

Методическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышко

5.Разминка.

(руки, локти, на столе, пальцы сжаты в кулак)

Наши нежные цветки

С восходом Солнца

Раскрывают лепестки.

(пальцы разжимаются)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(качаем кистями)

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.

(пальцы сжимаем в кулак)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(вращают кулаками)

И на землю опустились.

6.Правила работы с ножницами и клеем, которые надо знать!

Ножницы:

1.Держать заготовку за бóльшую часть, меньшую отрезать;

2.Поворачивать лист бумаги, а не ножницы;

3.Передавать ножницы закрытыми, кольцами вперед;

4.Не размахивать ножницами, не резать на ходу;

5.Окончив работу - положить ножницы на стол.

Клей:

1.Работать на подкладном листе;

2.Намазывать деталь не полностью, а каплями от середины к краям, чтобы избежать небрежности в работе;

3.Проглаживать и прижимать склеенные детали тряпочкой;

4.После работы вымыть и вытереть стол.

7.План практической работы:

1.Подготовка материалов и инструментов.

2. Заготовка деталей, шаблонов для игрушки-сувенира.

3. Отделка.

4. Сборка элементов игрушки.

5. Оформление, декорирование, украшение.

После выполнения эскиза и разминки-переменки дети приступают к выполнению игрушки под руководством преподавателя, перед работой повторяют правила техники безопасности.

8.Изготовление игрушки-сувенира.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Итак, приступаем к творческой работе.

Сегодня я хочу поделиться с вами как можно из небольших лоскутков ткани, картона, тесьмы, ниток и бусинок изготовить чудесную игрушку-сувенир - «Весёлое Солнышко. Это не просто игрушка, это - такой своеобразный портрет Солнышка, это- талисман доброты и тепла.

Так как это ещё и сувенир, то «Весёлое Солнышко» может быть замечательным подарком другу! А если Солнышко подарено от чистого сердца - оно приносит удачу, для этого нужно приложить лишь немного терпения и фантазии.

Перед вами небольшой кружок картона и сейчас мы превратим его в «Весёлое Солнышко».

1. Подготовка инструментов, выбор материалов и фурнитуры, тесьмы.

Для изготовления Солнышка нам понадо­бится: белый и цветной картон, любой кусочек ткани раз­мером 15х15 см, кусочек ваты или поролона для придания объёма, любые цветные нитки для кос-рук, бусинки или пуговички -глазки, носик, ротик, шитье, ленты, кружево, тесьма для отдел­ки. А так же: клей «Момент» или «Мастер».

2. Заготовка деталей для изделия. Теперь вырежем на основе шаблонов-кругов детали из картона, поролона, ткани самого Солнышка, раскраивают на изнаночной стороне.

Сначала изготовим голову. Возьмём все детали: на картон приклеим вату, синтепон или поролон и сделаем подушечку по форме круга. Затем наложим сверху ткань и подогнём бока, приклеив их на картон.

Вырежем из картона глазки, ротик, щёки и всё, что подскажет вам, ваша фантазия- это детали нашего лица.

Сплетём косы из ниток или вырежем полоски из картона, или возьмём яркую тесьму - сделаем причёску, какая понравится и руки-лучики. Всё приклеим клеем.

Но помним - всё нужно приклеивать очень аккуратно, чтобы не было ни капельки клея, иначе наша игрушка будет выглядеть небрежно.

Методическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышко

3.Отделка.

На деталях мягкой подушечки делаем аппликацию из ткани, цветной бумаги, картона, тесьмы (лицо Солнышка, лучики-руки, причёска и т.п. полностью используя фантазию и применяя практический материал).

Приклеиваем пуговки-бусинки глазки, носик, ротик.

Методическая разработка урока Весёлое солнышкоМетодическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышко

4.Сборка.

При помощи клея закрепляем детали игрушки, декоративные элементы, цветным картоном закрывается задняя часть игрушки, скрывающая элементы крепления деталей.

Методическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышко

5.Декорирование, украшение.

Начинаем украшать наше «Весёлое Солнышко» различными тесёмками, лентами, шитьём, бусинками, пуговицами, нитками - Солнышко должно быть особенно нарядным и ярким.

Сзади подклеиваем тесёмку для того, чтобы можно было вешать игрушку.

«Весёлое Солнышко» готово!

Итог урока:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Давайте все друг другу покажем наши замечательные Солнышки. Итак сегодня мы с вами научились своими руками изготавливать игрушку-сувенир из различных декоративных материалов, научились аккуратно работать с клеем, украшать фурнитурой и декоративными элементами своё изделие.

Узнали, что из простых на первый взгляд материалов можно изготовить замечательный подарок своим друзьям и близким.

Спасибо всем за урок, пусть ваши солнышки принесут вам удачу!

Методическая разработка урока Весёлое солнышко Методическая разработка урока Весёлое солнышко

А вот такие игрушки-сувениры можно сделать приложив уже больше труда, аккуратности и фантазии.

(ДЕМОНСТРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ И ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ ВЫПОЛНЕНЫХ В РАЗНЫХ ТЕХНИКАХ И СТИЛЯХ, ВЫПОЛНЕНЫЕ РАНЕЕ УЧАЩИМИСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ).

Методическая разработка урока Весёлое солнышко

9.Завершение урока, подведение итогов:

  1. Выставка-демонстрация работ.

  2. Самооценка игрушек-сувениров.

  3. Итог мастер-класса.

Выполнение данного задания способствует развитию и совершенствованию возможностей в области декоративного искусства и художественного творчества; овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Итак, наше занятие подошло к концу, мы с вами изготовили замечательное «Весёлое Солнышко».

Чему вы новому научились сегодня?

Вы видите, какие замечательные, интересные вещи можно сделать своими руками из обычного кусочка тряпочки, картона и тесьмы и любого материала, что есть под рукой.

Сможете научить своих друзей делать замечательные игрушки?

Вам понравилась наша работа?

В результате проделанной работы, мы многое узнали о декоративной игрушке, о том, что техника исполнения может быть плоскостной и объемной. А если украсить ее различными, декоративными элементами: изящными пуговицами, бусинами, тесьмой - игрушка-сувенир становится не только декоративной и нарядной, но и неповторимой, авторской. У каждого получилось своё, красивое и неповторимое Солнышко. Молодцы!

Мы изготовили Солнышко и по-настоящему почувствовали себя мастерами декоративно-прикладного искусства, способными творить, создавать красоту вокруг себя, дарить радость себе и людям!

И не простую, а Солнечную радость!

Смотрит Солнышко с небес,

Оно такое чистое,

Доброе, лучистое.

Смотрит Солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады Солнышку!

Похлопали нашему Солнышку и себе, какие мы молодцы, какое замечательное, весёлое, доброе Солнышко у нас получилось, какими светлыми и солнечными глазами оно смотрит на вас.

И пусть ваше Солнышко, которое вы создали сегодня, принесёт вам удачу.

А мы желаем вам всем смотреть на мир солнечными глазами и мечтать только о хорошем. До свидания!

Литература

  1. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль: «Академия развития», Академия К, 1999г.

  2. Уютный дом/ Сост. Ю.Соколова. СПб.: Литература, 1998г.

  3. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997г.

  4. Горичева В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.- Ярославль: Академия развития, 2001г.

  5. Нагель О. Лоскуток к лоскутку / Народное творчество. 1997г. № 3.


© 2010-2022