Конспект занятия по теме Высокое Возрождение Италия

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА




План - конспект занятия

по дисциплине «История изобразительного искусства»


ТЕМА: «Искусство Эпохи Возрождения»

«Высокое Возрождение. Италия»

Лекционное занятие





Преподаватель Краснянская И.М.







г. Тольятти - 2010

ПЛАН УРОКА

1. Организационная часть (2 мин.)

2. Вводная беседа (3-5мин.)

3. Объяснение нового лекционного материала (30-35 мин.)

4. Итоговая часть (2-3 мин.)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Искусство Эпохи Возрождения

ТЕМА УРОКА: «Высокое Возрождение. Италия».

ЦЕЛЬ:

Методическая

Применение презентации Power Point при проведении лекций на примере дисциплины «История изобразительного искусства».

Учебная

Познакомить с шедеврами и гениями Высокого Возрождения. Рассказать о творчестве мастеров, которые оказали влияние на дальнейшее развитие мировой культуры и искусства.

Воспитательная

Расширить кругозора студента и формировать чувство принадлежности к культурному наследию.

Развивающая

Развить информационные, социальные и профессиональные компетенции.

Тип урока Лекция

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: экран, проектор, компьютер, указка

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА: тетрадь, ручка

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Материалы компьютерной презентации

Содержание


Тема «Высокое Возрождение. Италия»

Время Высокого Возрождения в Италии (чинквеченто) озарено светом гения трёх художников Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ городка Винчи на полпути между Флоренцией и Пизой. Сохранился дом, где произошло это знаменательное для мировой культуры событие (см. слайд). О том, как прошло детство Леонардо, мы почти ничего не знаем. Известно только, что с юных лет он проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. Учителем Леонардо да Винчи был знаменитый скульптор, живописец Верроккио из города Флоренция.

В 1472 он получает звание мастера живописи и пишет первую картину «Благовещение» (см. слайд). Уходящий в даль пейзаж служит фоном для фигур Архангела и Девы Марии.

Другой ранней работой Леонардо является «Портрет Джиневры де Бенчи» ок. 1474 года (см. слайд). На портрете изображена молодая женщина с тонкими бровями, крепко сжатыми губами. Неправильными чертами лица. Автор передал характер и особенности модели.

Ещё один женский портрет кисти Леонардо да Винчи ок.1490 года «Дама с горностаем»

(Портрет Чечилии Галлерани) (см. слайд). Художник живо передал ум и красоту Чечилии. В портрете достигнута гармония жеста и позы. Голова девушки повернута так, словно она разговаривает с невидимым собеседником, но при этом вся её поза сохраняет достоинство и благородство.

В 1490-х годах художник начинает работу над картиной «Мадонна в скалах» (см. слайд). Композиция картины построена по принципу пирамиды, которую создают фигуры опустившегося на колено юного крестителя и ангела, поддерживающего младенца Христа. Ангел жестом руки показывает на Иоанна.

В период с 1495 по 1497гг. Леонардо да Винчи исполнил для миланского монастыря Санта-мария делла Грацие фреску «Тайная вечеря» (см. слайд). Она единственная из сохранившихся монументальных творений художника. В центре помещена фигура Христа , выделенная просветом двери, находящейся сзади. Все перспективные линии сходятся в точке над головой Спасителя. Ученики разбиты на группы по три человека в каждой. Стол небольшой помещение трапезной лишено декора. На слова Христа : «Один из вас предаст меня» каждый из учеников реагирует исходя из своего темперамента и жизненного опыта. Молодой Филипп - вскочил с места, Иаков старший в возмущении разводит руками, Фома поднял руку вверх. Иуда-предатель не отделён как это было принято раньше, от других учеников Христа, Леонардо выявил его мрачную обособленность.

Около 1503 года Леонардо да Винчи начал работу над самой известной картиной- портретом «Моны Лизаы» или «Джоконды» (см. слайд). Это величайший портрет всех времен и народов. Самая загадочная и спорная картина. «Джоконда» стала портретом нового типа. Заказчики требовали портретного сходства, которое было лишним в формальных творениях прошлого. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в этом образе (см. слайд).

После «Джоконды» художник создает множество сюжетных картин.

Многогранный талант Леонардо да Винчи проявляется в строительстве, военном деле, трудах по теории рисунка, изобретении машин и механизмов, которые опережали его время по силе технической мысли ( прообраз парашюта, подводный и летательный аппарат и т.д.).

Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в скитаниях.- Флоренция, Милан, Рим. В конце концов он отправляется во Францию, где и умирает в мае 1519 года.

Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочных личностей в истории человечества. Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер и прозорливый фантаст - он на много опередил свое время.

Микеланджело Буонаротти (1474-1564)

Начинал свою учебу и работу во Флоренции у скульптора Бертольо при дворе Лоренцо Медичи (известного мецената). В 21 год художник отправляется в Рим.

Скульптура.
В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Много времени он проводил на каррарских мраморных карьерах, где сам выбирал, мрамор для своих будущих работ. Превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами стало очевидным уже после появления скульптурной композиции "Пьета" (см. слайд), установленной в римском соборе св. Петра. Когда Микеланджело закончил эту работу, ему было всего 25 лет. "Пьета" была единственной подписанной работой Микеланджело - объяснение этому факту мы найдем у Джорджа Вазари. Он рассказывает о восторге, вызванном выставленной на всеобщее обозрение скульптурой. Затерявшись в толпе восхищенных зрителей, Микеланджело однажды подслушал, как двое миланцев клялись и божились, что такую великолепную скульптуру мог изваять только их земляк. Ночью он тайно прокрался в собор с лампой и резцами и высек на поясе Мадонны гордую надпись: "Микеланджело Буонарроти, флорентиец". На склоне лет Микеланджело еще раз обратился к этому сюжету. В его композиции "Снятие с креста", присутствует фигура Иосифа Аримафейского, которую считают скульптурным автопортретом, Микеланджело.

Снятие с креста (ок. 1550-55) (см. слайд)

Роспись Сикстинской капеллы

Сотворение Адама (ок. 1511) (см. слайд)

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джордже Вазари описывал Адама как фигуру, "чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного". Прекрасно сложенный Адам еще остается неподвижным, лишенным жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в свое создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем пальца Адама. Именно "почти". Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот "пробьет" сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

"Сотворение Адама" представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу Юлия II в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу Если на боковых стенах капеллы представлены эпоха Закона (Моисей) и эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка посвящена самому началу истории человечества, описанному в Книге Бытия. Сцены из нее распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая. Последняя повествует об истории Ноя. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но вместе с тем в ней, несомненно, воплотилась и ренессансная мысль.

Картины на деревянных досках.

Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы (ок. 1495) (см. слайд)
Незаконченная картина на деревянной доске "Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы". Ее принято называть "Манчестерской Мадонной", поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. "Манчестерская Мадонна" отличается стилем и тем, что написана темперой, а не маслом (вскоре ее сменившим). Все это позволяет отнести "Мадонну" к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат еще две картины на деревянных досках, "Леда и лебедь" и "Искушение св. Антония", но они дошли до нас только в копиях.

Микеланджело рассматривал искусство как свободную деятельность, а не ремесло. Он оставался аристократом, как и был им по рождению. Он открыто соперничал со своим менее знатным, но не менее выдающимся современником Леонардо да Винчи.

Микеланджело умер в1564 году оставив множество своих замыслов неисполненными.

Рафаэль Санти ( 1483-1520) На его век было отпущено всего37 лет

Родился в семье придворного художника в городе Урбино. В 1500 году переехал в Перуджу, чтобы совершенствовать мастерство. Позднее художник отправился в Рим, где создал настенные росписи покоев Папы римского в Ватикане (см. слайд)

Сикстинская Мадонна (1512-1514) - наиболее знаменитое творение художника. (см. слайд) МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ Мадонна с младенцем относятся к образам, наиболее часто встречающимся в творчестве Рафаэля. Впрочем, это не удивительно, поскольку этот сюжет был наиболее распространенным во всем христианском искусстве. Рафаэль был одним из немногих художников, которые могли вновь и вновь возвращаться к этой теме, не повторяясь и не сбиваясь на стереотипы. Он постоянно находил оригинальные композиционные решения - изящные, гармоничные, воздушные, не гонясь при этом за новшеством ради новшества. Его картины, изображающие Мадонну с младенцем, различаются по размеру и настроению. Среди них можно встретить и маленькие интимные картинки для частных коллекций, и величественные холсты, рассчитанные на всеобщее обозрение. Мадонна под балдахином (см. слайд)

Портрет Маддалены Доим (см. слайд)

АРХИТЕКТУРА

После смерти Донато Браманте Рафаэль становится самым признанным архитектором эпохи Высокого Возрождения. Правда, большинство его архитектурных сооружений после смерти художника так. и не были доведены до конца, а те строения, которые ему удалось завершить, не дожили до наших дней. Таким образом, нам трудно сейчас судить о масштабе достижений Рафаэля-архитектора, однако немногочисленные уцелевшие постройки дают возможность говорить о его таланте. К таким сооружениям относятся интерьер капеллы Киджи (начата в 1512 году) в римской церкви Санта-Мария дель Пополо и те части построек, которые Рафаэль успел завершить на вилле Медичи, расположенной на склонах Монте-Марио, вблизи Ватикана. Работа над виллой Медичи была заказана художнику в 1516 году кардиналом Джулио Медичи. Рафаэль успел закончить только садовую лоджию (см. слайд), однако она, стилизованная под элегантный античный римский интерьер, украшенная алебастровыми барельефами и узорным орнаментом, остается образцом искусства эпохи Ренессанса.

Рафаэль с наибольшей актуальностью выразил ренессансный идеал человека. Он синтезировал все предшествующие ему достижения Возрождения, определив дальнейшее развитие гуманистических идей в искусстве.

Использованная литература

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 1990.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х тт. М., 1978.

Дмитриева НА. Краткая история искусства. Итальянское

Возрождение. М., 1989.

Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия/Автор составитель Краснова О.Б. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

Смирнова И А. Искусство Италии конца XIII-XV вв., М.,1988.

Стоун И. Муки и радости: Роман о Микеланджело.

В 2-х т. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.


© 2010-2022