Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Балезинская средняя общеобразовательная школа № 5»»



«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______________Е.В.Баженова

«____»____________201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ М.В.Васильева

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.






Рабочая программа

По предмету: Изобразительное искусство

Класс: 5-А, Б, В.

Учитель: Главатских Е. А

Количество часов по программе: 34





п. Балезино

2015 год

  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  2. Авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М: «Просвещение» 2011 г.

  3. Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  4. Обязательным минимумом содержания учебных программ

Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю, итого - 34 часов.

Нет изменений в общем количестве часов. Полное соответствие с примерной программой

Изучение изобразительного искусства в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.






  1. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)





















  1. Тематическое планирование.


Наименование раздела

Всего часов

Проектная деятельность

1

Виды изобразительного
искусства и основы их образного
языка

8 часов

8 часов

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8 часов

8 часов

3

Вглядываясь в человека.
Портрет в Изобразительном
искусстве

11 часов

11 часов

4

Человек и пространство в
изобразительном искусстве

7 часов

7 часов

ИТОГО:

34 часа

34 часа


  1. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков


  1. Устные виды контроля

устный ответ на поставленный вопрос;

развернутый ответ по заданной теме;

устное сообщение по избранной теме.

  1. Письменные виды контроля

  • составление сравнительных таблиц;

3.Творческие работы

  • презентации;

  • проекты

  • рисунки

4. Тестирование

  • с помощью технических средств обучения;

  • письменное тематическое тестирование;



















Описание введения в содержание рабочей программы национально-регионального компонента

№ урока

Тема

Элементы содержания

21

Портрет в скульптуре

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека. Скульптуры, памятники Удмуртии

26

(Р) Великие портретисты
(обобщение темы)

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства. Художники-портретисты Удмуртии Безносов И.А., Ёлкин П.В, Ложкин А.Г.


  1. Критерии оценивания.

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка "5"

  • обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;


  1. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

ЗУН

КИМ

Календарные сроки

Фактичес-

кие сроки

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. (8 часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Уметь: работать в графике. Знать: Виды
изобразительного
искусства: живопись,
графика, скульптура

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

03.09.15


2

Рисунок - основа
изобразительного
искусства. Композиция
как ритм пятен.

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Уметь: выполнять зарисовки с натуры
отдельных растений, не
имеющих ярко
выраженной окраски
(колоски и т.п.) Знать : основные понятия по теме урока

Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Тульской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

10.09.15


3

Линии и ее выразительные возможности

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Уметь: выполнять зарисовки с натуры
отдельных растений, не
имеющих ярко
выраженной окраски
(колоски и т.п.) Знать : основные понятия по теме урока

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Тульской области), которые колышет ветер (линейный ритм).

17.09.15


4

Пятно как средство
выражения. Композиция
как ритм пятен.

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Знать: Пятно в изобразительном
искусстве. Тон и
тональные отношения:
темное, светлое. Линия и пятно. Уметь: работать красками

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

24.09.15


5

Цвет. Основы
цветоведения

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Знать: Изучение свойств цвета.
Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность
цвета и его светлота. Уметь: работать расками

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета

01.10.15


6

Цвет в произведениях
живописи

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Знать: Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи. Уметь: работать красками

Изображение осеннего букета с разным настроением - радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..

08.10.15


7

Объемные изображения в скульптуре

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Знать: Выразительные
возможности объемного
изображения.
Уметь: изображать объёмные тела

Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).

15.10.15


8

(Р) Основные языки
изображения

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики и скульптуры

Знать:«Виды
изобразительного
искусства.Уметь: использовать различные художественные материалы

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

22.10.15


Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 часов)

9

Художественное
познание: реальность и
фантазия творчестве художника

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры

Знать: Условность и
правдоподобие в
изобразительном
искусстве. Уметь: различать реальность и
фантазию в творческой
деятельности художника

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

29.10.15


10

Изображение
предметного мира
натюрморт

Жанры изобразительного искусства

Знать: Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Уметь: изображать натюрморт

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликаци

05.11.15


11

Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.

Жанры изобразительного искусства

Знать: многообразие форм в мире. Линейные,
плоскостные и объемные формы. Выразительность формы. Уметь: различать различные геометрические формы

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).

12.11.15


12

Изображение предмета
на плоскости и линейная
перспектива

Линейная перспектива


Знать: Плоскость и объем.
Изображение как окно в
мир. Уметь: Перспектива как
способ изображения на
плоскости предметов в
пространстве.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

19.11.15


13

Освещение. Свет и тень.

Жанры изобразительного искусства

Знать:Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс. Уметь: определять и делать наброски тени и блика

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

26.11.15


14

Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте

Жанры изобразительного искусства

Уметь: выполнять графическое изображение натюрмортов. Знать: Композиция и образный строй в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его
выразительных
возможностей

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

03.12.15


15

(Р) Выразительные
возможности
натюрморта. Защита
проектов.

Жанры изобразительного искусства

Уметь: выполнять графическое изображение натюрмортов. Знать: Композиция и образный строй в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его
выразительных
возможностей

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

10.12.15


Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в Изобразительном искусстве» (11 часов)

16

Образ человека - главная
тема искусства

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Уметь: Изображать человека в
искусстве разных эпох.
знать: Историю возникновения
портрета. Проблемы
сходства в портрете.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

17.12.15


17

(Р) Конструкция головы
человека и ее пропорции

Изображение с натуры и по памяти отдельных

предметов, группы предметов , человека

Знать: Закономерности в
конструкции головы
человека. Подвижные
части лица, мимика.
Пропорции лица человека

Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).

24.12.15


18

Изображение головы
человека в пространстве

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Повороты и ракурсы
головы. Соотношение
лицевой и черепной частей
головы. Индивидуальные
особенности человека

Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы



19

Графический
портретный рисунок и выразительность образа
человека

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Образ человека в
графическом портрете.
Выразительные средства и
возможности

графического изображения

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.



20

Графический
портретный рисунок и
выразительность образа
человека

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Образ человека в
графическом портрете.
Выразительные средства и
возможности графического изображения

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.



21

Портрет в скульптуре

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека. Скульптуры, памятники Удмуртии

Скульптурный портрет в
истории искусства.
Человек - основной
предмет изображения в
скульптуре. Материал
скульптуры.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.



22

Сатирические образы
человека

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Правда жизни и язык
искусства. Художественное

преувеличение.

Карикатура и дружеский
шарж. Сатирические
образы в искусстве.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).



23

Образные возможности
освещения в портрете

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Изменение образа
человека при различном
освещении. Постоянство
формы и изменение ее восприятия при различном
освещении.

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.



24

Портрет в живописи

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Роль и место портрета в
истории искусства.
Обобщенный образ
человека в разные эпохи

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.



25

Роль цвета в портрете

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека

Цветовое решение образа
в портрете. Тон и цвет.
Цвет и освещение. Цвет и
живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека - члена семьи, друга (по выбору учащихся).



26

(Р) Великие портретисты
(обобщение темы)

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства. Художники-портретисты Удмуртии Безносов И.А., Ёлкин П.В, Ложкин А.Г.

Выражение творческой
индивидуальности
художника в созданных им
портретных образов.

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.



27

Жанры в изобразительном искусстве

Натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический

Предмет изображения и
картина мира в
изобразительном
искусстве. Жанры в ИЗО.

Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.



Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7 часов)

28

Изображение пространства

Перспектива как
изобразительная грамота.

Виды перспективы.
Перспектива как
изобразительная грамота.
Пространство иконы и его
смысл. Понятие точки

Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».



29

Правила линейной и
воздушной перспективы

Перспектива - учение о
способах передачи
глубины пространства.

Перспектива - учение о
способах передачи
глубины пространства.
Плоскость картины. Точка
схода. Горизонт и его
высота

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.



30

Правила линейной и
воздушной перспективы

Перспектива - учение о
способах передачи
глубины пространства.

Перспектива - учение о
способах передачи
глубины пространства.
Плоскость картины. Точка
схода. Горизонт и его
высота

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.



31

Пейзаж - большой мир.
Организация
изображаемого
пространства

Пейзаж - как
самостоятельный жанр в
искусстве.

Пейзаж - как
самостоятельный жанр в
искусстве. Древний
китайский пейзаж.
Эпический и
романтический пейзаж.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.



32

Пейзаж - настроение.
Природа и художник

Пейзаж - настроение - как
отклик на переживание
художника.

Пейзаж - настроение - как
отклик на переживание
художника. Многообразие
форм и красок
окружающего мира.
Освещение в природе.
Колорит.

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.



33

(Р) Городской пейзаж

Пейзаж - настроение - как
отклик на переживание
художника.

Разные образы города в
истории искусства и в
российском искусстве

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.



34

Выразительные
возможности ИЗО (урок
- обобщение)

Изобразительное искусство и его виды

Обобщение материала по
темам раздела и года.
Повторение жанров
изобразительного искусства.

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.




  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы (основной)

  1. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство 5 - 7 класс», под ред. Б.М. Йеменского.
    «Просвещение», Москва, 2009г.

Список литературы (дополнительный)

1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 класс) Опыт творческой
деятельности школьников. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград 2009г.

2. Б.М. Йеменский. О.В. Свиридова «Изобразительное искусство», 5 - 7 класс Поурочные планы по программе Б.М. Йеменского. Издательство «Учитель». Волгоград 2007 г.

Банк разработок ИЗО:

- презентации к урокам 5-9 классы;

-картины;

- художники;

- работы учащихся;

- фотографии;

- проекты учащихся.




© 2010-2022