Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве

Архитектурные памятники безмолвны. Веками хранят они тайны от тех, кто не умеет прислушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Софийские соборы в Киеве и Новгороде Великом – о богатырском времени Киевской Руси, о светлой вере первых русских христиан. Древние сооружения Руси до монгольского нашествия – храмы Владимира, Суздаля, Переславля-Залесского поведают нам  о могуществе и славе владимирских князей, их честолюбивых замыслах. Московские памятник...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Русская церковная архитектура XVI века.

Собор Василия Блаженного в Москве.


Цель: показать характерные черты архитектуры России XVI века на примере памятников Москвы храма Василия Блаженного и церкви Вознесения в Коломенском и раскрыть их место в духовной культуре этого времени, связанной русской историей и осмыслением Москвы как политического и культурного центра страны. Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров русской архитектуры XVI века.


Тихо звучит музыка.


Архитектурные памятники безмолвны. Веками хранят они тайны от тех, кто не умеет прислушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Софийские соборы в Киеве и Новгороде Великом - о богатырском времени Киевской Руси, о светлой вере первых русских христиан. Древние сооружения Руси до монгольского нашествия - храмы Владимира, Суздаля, Переславля-Залесского поведают нам о могуществе и славе владимирских князей, их честолюбивых замыслах. Московские памятники хранят память о единении всея Руси, о рождении мощного русского государства, его достижениях и победах.


Спит Москва, Руси столица,

Сон спокойным людям снится,

Сторожа то там, то тут

В колотушки глухо бьют.

Сторожа из войск царевых

Караулят пять ворот,

И гремят в ночи слова:

«Славен, славен град Москва!»

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

И над всеми временами

Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год -

Наша гордость и оплот.

В конце XV века Москва завершает процесс централизации русских земель. Иван III, князь Московский, по праву принимает высокий титул великого князя всея Руси. Московский Кремль - до этого резиденция великого князя и митрополита Московского - становится «лицом» столицы огромного государства. Начинаются масштабные преобразования в Кремле. Сюда приглашаются лучшие мастера Западной Европы - итальянцы. Они владеют техникой изготовления кирпича - современного строительного материала, который только теперь предстоит освоить Руси. В строительстве новых краснокирпичных стен и башен Кремля примет участие 2,5 тысячи русских каменщиков. Московский Кремль не будет иметь аналогов среди европейских крепостей.

Но еще раньше фортификационных построек в Кремле на месте прежних сооружаются знаменитые московские соборы. Их тоже построят под началом итальянцев - Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и других, но по образу и подобию храмов Древней Руси. В XX веке, глядя на их творения, поэт О Мандельштам скажет:

И пятиглавые московские соборы

С их итальянскою и русскою душой

Напоминают мне - явление Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.

(О. Мандельштам)

Первым в Кремле был возведен величественный Успенский собор. Его строителю - крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти надлежало следовать образцу Владимирского Успенского собора XII века, дабы показать преемственность власти московских князей от владимирских. Фиораванти исполнил это задание. Но подошел к нему творчески: он повторил в своем соборе только внешние черты «образца»: крестово-купольную конструкцию, пятиглавие, декоративное оформление. В целом же он придал зданию принципиально новый облик.

И снаружи, и изнутри собор выглядит удивительно монолитным - «яко един камень», по образному выражению одного из современников. Равномерное членение стен вертикальными выступами (лопатками) и завершение их на одной высоте полукружиями (закомарами) позволило существенно раздвинуть внутреннее пространство собора. Другое новшество - двойной ярус окон. До этого на Руси было принято только одноярусное освещение в храмах. Украшение фасада - пояс из колонок и арочек и изображение Владимирской Божьей матери над южным порталом -прозрачное указание на владимирский «прообраз» московского собора. Венчает собор мощное пятиглавие. Шлемовидные купола вызывают в воображении образ русского богатыря, воина. Собор поражал современников своим «величеством, и светлостью, и звонностью и пространством». Вплоть до Октябрьской революции Успенский собор являлся главным кафедральным собором России, где венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов. Как архитектурное сооружение Успенский собор оказал огромное влияние на развитие общенациональной русской архитектуры.

За Успенским поднялись Благовещенский и Архангельский соборы, в создании которых принимали участие лучшие русские зодчие и иконописцы. Многие века архитектурно-художественный ансамбль Московского Кремля остается эталоном красоты русского зодчества. Московская архитектура рубежа XV и XVI веков становится общерусским явлением.

Вопрос: Подумайте, какова главная идея архитектурного ансамбля Московского Кремля и каким образом она выражена?

Ответ: Идея единства, силы и могущества Русского государства… Идея «Третьего Рима»

В Кремле, что новыми стенами

Кирпичной кладкой обнесен,

К соборам, убранным богато,

Дворец выходит за дворцом.

Тут Грановитая палата,

Что Красным славится крыльцом,

А вот палата Золотая,

С чудесной роскошью внутри,

В ней иностранцев принимая,

Сидят теперь государи.

(Слайд картина В. Васнецова «Царь Иван Грозный»)

После смерти Ивана III русским царем стал его внук - Иван IV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось его венчание на царство. Много крови пролил первый царь, много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. Недаром народ нарек его Грозным.

С рождением царя Ивана Грозного, его победами связано строительство выдающихся памятников отечественной архитектуры, так называемого шатрового зодчества.

Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями великих правителей и полководцев, триумфальными арками, торжественными колоннами… В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы.

…25 лет ждал появления наследника великий князь Василий III. Когда в 1530 году родился долгожданный первенец, отец будущего царя дал благочестивый обет: построить деревянный храм в честь Святого Иоанна Предтечи - небесного покровителя своего новорожденного сына. Обет он свой исполнил, но этим не ограничился. Спустя 2 года, в канун даты крещения наследника, в его честь в подмосковной великокняжеской резиденции - селе Коломенском был освящен знаменитый храм Вознесения.

(Слайд Храм Вознесения в Коломенском)

Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников Летописец восторженно писал, что такая «велми чюдная» церковь «не бывала преже сего в Руси» И действительно, храм открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры.

На крутом живописном берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замерзшего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченным, сверкающим на солнце крестом.

Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном (которое дало ему имя) - о Вознесении Сына Божьего к Отцу, и земном (которое стало поводом к строительству) - о рождении наследника престола Московского государства.

Следует высказывание Берлиоза

«Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота, красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Вопрос: Какие черты роднят этот памятник с древнерусской архитектурой?

Ответ: Широкое четырехгранное основание, устремленность вверх, убывающая ввысь масса здания, связь с природой.

Вопрос: С какими известными вам сооружениями можно сравнить храм Вознесения?

Ответ: Есть сходство с деревянными церквями: они так же вытянуты по вертикали, построены на высоком основании, имеют галереи.

Вопрос: А что отличает храм от его предшественников?

Ответ: Нет куполов, не выделена алтарная часть (апсиды), по силуэту схож с кремлевскими башнями.

Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До него все русские храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах) Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XV веке все сильнее и сильнее вытягивались вверх (можно показать: собор Рождественского монастыря в Москве, собор Старицкого Успенского монастыря), но до замены сводов шатром не доходило. Это движение читается и в облике церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове под Москвой. (показ слайда с Церквью), построенная в память венчания на царство Ивана Грозного.

Храм имеет пять восьмигранных приделов, теснящихся вокруг центрального столповидного здания. Этот центральный столп выполнен в виде многоярусной башни. Весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре форм (кокошники, полуцилиндры), говорят о влиянии деревянного зодчества. Эта церковь в Дьякове является прямой предшественницей шедевра русской и мировой архитектуры - храма Покрова что на рву.

Тихо нарастает музыка.

Ученики.

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель, -

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

И к нему привели флорентийцев,

И немцев, и прочих иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

«Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем! Прикажи, государь!»-

И ударились в ноги к царю.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы, балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл итальянских

И пагод индийских была.

(Показ слайда «Собор Покрова что на рву»).

Архитектурный ансамбль Собора состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Посреди стоял восьмигранный столп. Он увенчан в центре шатром, вокруг идет галерея. Он соединяет все церкви в некое неповторимое и гармоничное единство. Каждая из церквей своеобразна в своей индивидуальности, богато украшена декором из арочек, кокошников, раковин и других элементов, придающих всему сооружению праздничный вид. Это храм -памятник важному историческому событию. Центральный шатер был украшен цветной майоликой.

Вопрос: Какое впечатление он производит?

Какие чувства вызывает?

Ответ: Это прежде всего торжество, ликование, праздник по случаю победы. Отсюда сказочность храма, его нарядность. Он прославляет силу и могущество государства и гений его мастеров.

Ученики.

Был диковинный храм

Богомазами весь измалеван

В алтаре, и при входах,

И в царском притворе самом.

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

«Покажи, чем живешь!»

Ночью подлый народ

До креста напивался в кружалах,

А утром истошно вопил,

Становясь на правеж.

И над всем этим срамом

Та церковь была -

Как невеста!

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту -

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь, как на сказку,

Глядела на ту красоту…

Музыкальная пауза.

А как храм освятили,

То с посохом, в шапке монашьей

Обошел его царь-

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!»- молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил блогодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Может! Прикажи, государь!»-

И ударились в ноги к царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях,

И в землях рязанских, и прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их клеймили клеймом,

И секли батогами, болезных,

И кидали их, темных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заволь кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

«Государево слово и дело!»,

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

Тихо звучит музыка. Исполняется произведение С. В. Рахманинова «Колокола». Показ слайда «Собор Василия Блаженного».

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась,

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры.

Музыка звучит громче.

Сегодня этот храм называют «Храм Василия Блаженного» в память о московском юродивом чудотворце Василии, погребенном на кладбище близ собора. Царь Фёдор Иоаннович приказал на месте погребения устроить в соборе придел.

Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI века, а цветистая роспись - в XVII-XVIII веках. Иностранцы говорили: «Храм построен скорее для украшения, чем для молитвы». Светское начало брало верх над культовым. Смелый по композиции и необычайно декоративный храм воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Это была высочайшая точка развития русского зодчества XVI века.

Вопрос: Можете ли вы назвать храм, построенный гораздо позже, но внешне по архитектурному декору и стилю напоминающий храм Покрова?

Ответ: Это Храм Спаса на крови в Петербурге, построенный в XIX веке на месте гибели русского царя.

Звучит музыка - исполняется «Рассвет на Москва-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».

Ученик.

В рассвете спит еще столица,

Мерцают звезды далеки,

Густой седой туман клубится

Меж берегов Москва-реки.

И Русь, доступная когда-то

Вторженьям варваров - врагов,

Теперь сама крепка, богата,

Сильна единством городов.

И то, что создано руками

И сердцем русских мастеров,

Живет и будет жить веками

Среди сокровищ всех миров.


© 2010-2022