Конспект урока по изобразительному искусству на тему Хохлома (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Хохлома». 5 класс.

Форма проведения: Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.

Задачи:

  • Образовательные: Выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления композиции в традициях народного промысла.

  • Воспитательные: Воспитать нравственные, эстетические качества, пробудить интерес к народному промыслу.

  • Развивающие: Развить образное мышление, творческое представление, фантазию.

Технические средства обучения.

  • Для учителя: Конспект урока, презентация, образцы посуды хохломского промысла.

  • Для учащихся: Простые карандаши, лист тонированной бумаги желтого цвета, кисти белка №2, краски гуашь.

Ход урока

I. Организационный момент. Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.

II. Изучение новой темы

Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока: "Золотая хохлома", именно так называют этот промысел в народе.

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива,

Ты, как и люди, служить Отчизне!

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с его историей, узнаете приемы, способы и виды этой росписи. И, на один урок, превратитесь в мастеров по росписи деревянной посуды.

Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена "Знак Почета" "Хохломская Роспись" (Слайд № 4).

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие "Хохломская Роспись" является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода. Семеновский район расположен в лево-бережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами.

Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр "Золотая Хохлома".

Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка.

В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства.

Стадии производства изделий хохломской росписи.

1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая "бельем". "Белье" еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке.

2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в "золото", и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд №13).

4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.

В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".

"Фоновая" роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: "травка", роспись"под листок" или "под ягодку ".

"Травка" - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками на серебристом фон.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Сегодня хохломскую роспись можно увидеть не только на деревянной посуде. В этом стиле можно расписывать и другие современные вещи. Например, новогодние шарики, компьютерную клавиатуру и даже автомобиль.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.

В настоящее время ЗАО "Хохломская роспись" стабильно работает и развивается, шиите увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места.

III. Практическая работа

Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На желтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Следите за колоритом рисунка.

IV. Закрепление полученных знаний.

Вопросы:

1. Почему хохломские изделия называют золотыми?

2. Что значит образ в росписи?

3. Какой город считают столицей золотой хохломы?

4. Назовите виды хохломской росписи.

5. Пользуетесь ли вы в быту хохломской посудой?

V. Итог урока. Демонстрация наиболее удачных работ.



© 2010-2022