Конспект урока благотворительности на тему Где ты живешь, добро?

Конспект урока на тему: "Где ты живешь, добро?"Цели: 1)Познакомить детей с  понятиями: благотворительность и меценатство;2) продолжить работу по формированию умений воспринимать и анализировать получаемую информацию, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку.3) воспитывать у учащихся убежденность в том, что благотворительность важна во всех её проявлениях. Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, листы белой бумаги, восковые карандаши, разрезные карточки.Урок благотворительности помог...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Возрастная категория 10-11 лет

2. Название урока: Где ты живешь, добро

3. ФИО автора/ов (полностью) Попова Елена Леонидовна

4. Полное название организации: муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Мокино Советского района Кировской области

































Тема урока: Где ты живешь, добро?

Цели: 1)Познакомить детей с понятиями: благотворительность и меценатство;

2) продолжить работу по формированию умений воспринимать и анализировать получаемую информацию, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку.

3) воспитывать у учащихся убежденность в том, что благотворительность важна во всех её проявлениях.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, листы белой бумаги, восковые карандаши, разрезные карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Любите ли вы сказки? Конечно, кто же не любит сказок! Взрослые и дети обожают их. А как вы думаете почему? В сказках добро всегда побеждает зло.

-А кто из вас знает, что такое добро? Сегодня мы с вами узнаем, где живет добро. Вот по этой сказочной лесной тропинке мы отправимся в путь. (Слайд 1. Лесная тропинка)

2. Основная часть.

Произнесем волшебные слова: Крибле, крабле, крубле, бумс!

(звучит сказочная музыка)

На нашей волшебной тропинке мы можем встретить много удивительного и сказочного.

-А кого из героев сказок можно встретить на нашей сказочной тропинке? Кого из них можно назвать добрым и почему? (богатыри, Иванушка- дурачок, Василиса Премудрая и др.)

Вот они наши добрые герои.( Слайд 2. Добрые герои)

-Кого из сказочных героев вы бы назвали злым и почему? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо и др.) (Слайд3.Злые герои.)

-В сказках добро побеждает зло. Злой герой бывает наказан за свои злодеяния. Значит, добро живет здесь, в сказках? (Да, добро живет в сказках)

-А в нашей жизни могут быть добрые герои?

-Кто они эти добрые герои нашего времени? (люди, которые делают добро, помогают другим людям в трудную минуту)

-Таких людей называют благотворителями, они занимаются благотворительностью. В словаре Ожегова слово «благотворительность» трактуется как оказание безвозмездной помощи нуждающимся.(Слайд 4. Слова:, благотворительность = благо (добро) + творить, меценат)

-Как вы понимаете слова «оказание безвозмездной помощи»?

-Очень часто со словом благотворительность используют слово «меценатство». В том же словаре Ожегова мы увидим, что слово «меценат» обозначает того, кто покровительствует какому-нибудь начинанию, делу.

-Во все времена в России и в нашей Вятской губернии были люди, которые занимались благотворительностью и меценатством.

(Слайд 5.)Благотворительность в Вятской губернии.(сообщение ученика)

-И сейчас немало людей, которые занимаются этим благим делом, помогают людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, помогают больным и старикам, детям-сиротам. И народ про таких людей складывает песни, пословицы и поговорки.

  • Игра «Сложи пословицу». На карточках разрезанные пословицы, сложите их. Прочитайте. Объясните смысл пословицы. (Слайд 6)

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того бог отблагодарит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает и душу, и тело.

-Кто из вас может сказать, как выглядит добро. Давайте попробуем его нарисовать. Выставка рисунков.

-Какие замечательные рисунки у вас получились! Как много добра!

-Где же ещё, кроме сказок, живет добро? (вокруг нас)

-Волшебная тропинка ведет нас обратно. Узнали ли мы, где живет добро! (в сказке, вокруг нас)

-Как вы думаете, может ли творить добро каждый из нас? Как мы можем это сделать? (примеры детей).

Итог урока:

-Закройте глаза и подумайте о самом прекрасном, о чем-то добром. Вы чувствуете, как добро заполняет ваше сердце? Самый главный дом, где живет добро- это наше сердце. Давайте делать добро и тогда весь мир будет добрее. (Слайд 7. Твори добро!)

(Слайд 8. )Песня «Дорога добра»







Приложение 1. Благотворительная деятельность в Вятской губернии.

В дореволюционной России благотворительностью занимались как различные учреждения - земства, городские думы, казна, сословные общества, церковь, так и частные лица. Особенно широкий размах приобрели частные пожертвования со стороны купечества .

С благотворительностью и меценатством была неразрывно связана деятельность многих купцов. Их интерес к богоугодным делам, к поддержке культурных начинаний носил устойчивый характер и был не случаен. Нужно учитывать, что купцы являлись глубоко верующими людьми, а в христианстве помощь ближнему всегда высоко оценивалась. Свою роль сыграл и тот фактор, что за участие в благотворительных и меценатских делах они получали награды, почетные звания, чины, общественное признание, и, таким образом, повышался их социальный статус. Хотя в последнем купцы, безусловно, были заинтересованы, нельзя отрицать их желание и совершенно бескорыстно помогать нуждающимся. Они свою благотворительную деятельность афишировали далеко не всегда. Когда умер вятский купец Яков Алексеевич Прозоров /1816-1881/, о нем писали: «Владея огромным состоянием, он резко отделялся от того круга людей, которые имеют одну цель - наживу... Его щедрая рука не оскудевала жертвовать значительные суммы на самые разнообразные предметы... Но сколько было с его стороны благодеяний, которые он совершал тайно? Редкий бедняк не рассчитывал на его добрую помощь...» .

Широкий размах благотворительность приобрела и в Вятской губернии. Первое благотворительное заведение здесь появилось еще в XVIII веке, а в самом конце XIX в. в Вятке насчитывалось уже 228 благотворительных учреждений. Небезынтересно отметить, что в соседних с Вяткой регионах таких организаций было меньше: в Архангельской губернии в этот период действовало 50 благотворительных обществ и заведений, в Вологодской губернии - 220, в Нижегородской - 155 .

Купеческая благотворительность в Вятской губернии проявлялась в нескольких формах. Одна из них - участие купцов в работе благотворительных обществ.

Средства Вятского благотворительного общества складывались из ежегодных членских взносов и различных пожертвований. Поступавшие суммы шли на содержание благотворительных заведений, а также выдавались бедным жителям.

По свидетельству ежегодных отчетов общества, особенно крупные пожертвования делали купцы Я.А.Прозоров, Т.Ф. Булычев, П.П. Клобуков (г. Вятка), И.В. Александров (г. Слободской), А.Д.Кусакин (г. Елабуга) (9). На средства Прозорова и Булычева были открыты и приюты, находившиеся под надзором этого учреждения. Все это служило основанием для избрания купцов почетными членами Вятского благотворительного общества.

Купеческая благотворительность в Вятской губернии проявлялась и в форме самостоятельных, независимых от благотворительных обществ пожертвований. К их числу относились вносимые купцами на нужды церквей, учебных заведений капиталы, другие пожертвования.

Будучи людьми весьма религиозными, они с давних пор выделяли крупные средства и на строительство церквей, и на ремонт, и на приобретение необходимых для службы принадлежностей. Из вятских купцов старого времени немалые суммы на церковное строительство, например, жертвовал Гавриил Петрович Машковцев /ок. 1660- после 1717 г./, служивший в Хлынове таможенным головой, а впоследствии - бурмистром. В 1697 г. на его средства началось строительство в этом городе Царево-Константиновской церкви.

Местные купцы-благотворители постоянно заботились о состоянии храмов и во второй половине XIX - начале XX века. Примеров, подтверждающих этот факт, множество.

В 1906 г. в «Вятском вестнике» появилась заметка о благотворительных делах купца С.Н.Коробова (15). Ему объявлялась благодарность за устройство вокруг Владимирской церкви губернского центра ограды с изящным рисунком на железной решетке и воротах. 15 октября 1906 г., как сообщалось в газете, в дом Сергея Николаевича и его супруги Марии Васильевны Коробовых явилась депутация от прихода и «в знак искренней признательности поднесла им икону Владимирской Божьей Матери».

Купечество оставило также заметный след в истории вятских учебных заведений. Благотворительная деятельность его представителей в данном случае проявилась и в многочисленных пожертвованиях денежных сумм, строений, и в избрании их попечителями. Это говорит о том, что купечество сочувственно относилось к проблемам народного образования и, нуждаясь в грамотных и квалифицированных работниках, осознавало необходимость открытия учебных и профессиональных заведений.

Одним из тех, кто неравнодушно относился к школьному делу, был купец-пароходовладелец Тихон Филиппович Булычев (1847 - после 1917 г.). Он не забывал заботиться об учебных заведениях как своего родного города Орлова, где родился и вырос, так и губернского, в котором жил в зрелые годы. Известны такие факты: в 1906 г. он пожертвовал 25 тыс. руб. на устройство в Орлове здания для реального училища (20), а в мае следующего, 1907 года, являясь почетным попечителем Вятской мужской гимназии, передал этому учебному заведению построенное на личные средства каменное здание, в котором разместился «малый» корпус гимназии.

Еще одно направление купеческой благотворительности - оказание помощи жителям губернии в неурожайные годы. В один из таких периодов, в 1884 г., в пользу крестьян Елабужского уезда пожертвования деньгами и хлебом внесли Я.К.Ушаков, Ф.П. и А.П.Гирбасовы, Д.И.Стахеев, А.Д.Мыльников, А.Д.Кусакин и другие . В 1892 г. земский комиссионер, купец Т.Ф.Булычев закупал для пострадавшего от неурожая населения хлеб, причем земству он обошелся дешевле, чем хлеб остальных комиссионеров. Кроме того, в то трудное время он по дешевой цене продавал и хлеб из собственных запасов. В июне 1892 г. Вятское губернское земское собрание постановило: «ходатайствовать о представлении Булычева к почетной награде...» ..

Итак, во второй половине XIX - начале XX века благотворительность и меценатство являлись составной и немаловажной частью общественной деятельности многих купцов Вятской губернии. Если быть более точным, в благотворительных и меценатских делах в большей или меньшей степени принимали участие практически все местные купцы.



© 2010-2022