Мероприятие посвященное творчеству художников эпохи Возрождения

Возрождение выглядит светлой зарей, первыми лучиками солнца, осветившими темную эпоху… Но ведь именно в эту светлую эпоху еретиков сжигали чаще, чем в средневековье, и именно в это время был сожжен на костре Джордано Бруно. Именно в эпоху Возрождения стало все больше появляться людей, которым были тесны рамки феодального строя, старых верований. У его истоков стояли великие поэты-мыслители Данте и Петрарка. Многие титаны эпохи Возрождения были универсальными гениями, владели кистью и пером, резц...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественное отделение автор Остренко Е. В.



Мероприятие посвященное творчеству художников эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения

Звучит классическая музыка эпохи возрождения

Ведущий 1

«Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах
И смертное меня не тронет тленье»

Микеланджело.

Что такое эпоха Возрождения? Расцвет искусства, литературы, философии, техники. Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Джордано Бруно, Брунеллески.

1.Танец ( хореография)

Возрождение выглядит светлой зарей, первыми лучиками солнца, осветившими темную эпоху… Но ведь именно в эту светлую эпоху еретиков сжигали чаще, чем в средневековье, и именно в это время был сожжен на костре Джордано Бруно. Именно в эпоху Возрождения стало все больше появляться людей, которым были тесны рамки феодального строя, старых верований. У его истоков стояли великие поэты-мыслители Данте и Петрарка. Многие титаны эпохи Возрождения были универсальными гениями, владели кистью и пером, резцом и циркулем, философскими знаниями и инженерными расчетами. Откуда же взялись силы, которые пробудили творческую кипучую энергию титанов Возрождения? Сегодня об этой эпохе мы с вами и будем говорить.
Чтобы кратко выразить главную особенность Возрождения, обычно употребляют слово «гуманизм». Что такое гуманизм? Как вы его понимаете? (Ответы учеников).


Ведущий 2

Дословно это обозначает - человечность. Несмотря на то, что отношение к конкретным людям в это время было нередко бесчеловечным, жестоким, под гуманизмом эпоха Возрождения подразумевала, прежде всего, веру в человека и его великие возможности.
«Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле, и в живом выражении человеческого лица, и в гармонии человеческого тела», - так говорили, говорят гуманисты. (рассказ ведется под музыку).


Закономерно, что время, придавшее центральное значение человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов - стали олицетворением целых эпох национальной культуры.

Дальнейшие слова сопровождаются презентацией учащихся «Великие люди эпохи Возрождения»

Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового.

Учитель:

Выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи.

Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания. Он занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом, а спал по 15 минут каждые 4 часа.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он виртуозно играл на лире и некоторое время его представляли везде как музыканта а не художника.

О музыке эпохи Возрождения нам расскажет преподаватель фортепианного отделения Хорошун Н.В.

2. Фортепианное отделение (номер на фортепиано)

Ведущий 2

В эту эпоху, в одном из итальянских городов носившее название Капризе 6 марта 1475 году у Лодовико ди Лионардо Буонаротти Симони, человека из некогда знатной, но обедневшей семьи, родился ребенок. Мальчика назвали Микеланджело. Тогда еще никто не знал, что его ожидает долгая жизнь, нелегкая творческая судьба и громкая слава величайшего художника Возрождения.

2. Сообщение ученика. Краткая биография Микеланджело

Подобно многим мастерам эпохи Возрождения, Микеланджело был скульптором и живописцем, и архитектором, и поэтом. Однако истинным своим призванием он считал искусство ваяния, работу с камнем. Когда подписывал письма, то часто перед своим именем ставил слово «скульптор». Даже в его стихах есть какая-то удивительная весомость слов:

Удел искусства более велик,
Чем естества! В ваяньи мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает.

Микеланджело и в живописи и в ваянии скульптор: он чувствовал и лепил мышцы. Это реалист самый глубокий. Он почти никогда не доканчивал своей скульптурной работы; все делалось порывом, гигантскими скачками льва. Но зато что за ракурсы, за повороты создавал он под влиянием минут вдохновения!

Его первая работа уже гениальна - дивной прелести ангела в болонской церкви, стоящего на коленях перед памятником святого Доминика. Еще более достоинства в Богоматери с бездыханным телом Сына: группа, находящаяся в церкви Святого Петра и исполненная всего на 25 году его жизни. Наконец, к немного позднему времени относится его колоссальный Давид, доставивший ему огромную славу. А всего на всего это был некогда испорченный громадный кусок мрамора, который более ста лет лежал во Флоренции. Совет художников с да Винчи во главе объявил, что он никуда не годится, а Микеланджело создал из него «Давида». Эта работа еще раз доказывает и показывает его гениальность и великий талант скульптора.

3. Учитель.

За что бы ни брался Микеланджело - в архитектуре, живописи или скульптуре, - любое творение было для него непосредственным выражением его личности, его «Я», отражением его «концепции». В 16 лет Микеланджело создал первую скульптуру «Мадонна у лестницы», затем, как вы уже слышали, их было множество, и все они были великими. В архитектуре Микеланджело является предвестником барокко. Основными его работами являются: достройка собора Святого Петра.

Воспевая красоту человека как воплощение величия божественного разума, его сотворившего, Микеланджело напишет в одном из лучших своих сонетов:

Чтец:

Высокий дух, чей образ отражает
В прекрасных членах тела твоего,
Что могут сделать бог и естество,
Когда их труд свой лучший дар являет.

Ведущий 1 :

В апреле 1508 года Микеланджело приезжает в Рим по приглашению Папы Юлия II. Он предлагает Микеланджело расписать капеллу. А всему этому предшествует маленькая история с великим концом.

Микеланджело уже делал несколько работ для Папы Юлия II, но в основном это были скульптуры. И вдруг Папа Юлий решает расписать свою гробницу. Он выбирает нескольких художников того времени, но очень благосклонен к Микеланджело. В Ватикане в это время находится Браманте, он не любит Микеланджело и, зная, что Микеланджело в основном скульптор, нежели художник, настоятельно советует Папе Юлию, чтобы он доверил свою гробницу именно Микеланджело. Надеясь, на то, что Папа Юлий II, увидев его работу, в нем разочаруется. Не сразу, но Микеланджело соглашается на эту работу.

(Звучит музыка, под музыку идет рассказ)

Ведущий 2 :

Четыре с половиной года он расписывал потолок капеллы. Схему потолка Сикстинской капеллы Микеланджело составлял, продумывая каждый уголок, каждый метр потолка. Центральная часть потолка показывает сцены из Книги Бытия. С обеих сторон несколько библейских пророков и несколько сивилл: женские пророки с древних времен, которые предсказали пришествие Иисуса. Среди пророков присутствуют все основные: Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил. В люнетах над окнами изображены некоторые предки Иисуса, в том числе и Боаз. В углах потолка изображено спасение израильтян.

Эту роспись площадью более 600 кв. м. он исполнил в неимоверных трудных условиях - лежа на лесах, не успев закончить работу, она покрывалась плесенью, т.к. наступила зима, а римская известь сохнет медленно, она очень жидкая и водянистая и сильно пропитывается стена. Это обстоятельство привело Микеланджело в отчаяние, и ему не хотелось продолжать, но он вновь собирался с силами и начинал работать.
Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди.

Учитель:

Через несколько лет Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу, чтобы расписать стены. К тому времени Папа Юлий II умирает и его место занимает Клименто. (Микеланджело начинает работать над произведением «Страшный Суд».) Во время росписи он упал и с подмастерьев и повредил себе ногу, но, несмотря на боль, он продолжает работать и уже через несколько месяцев заканчивает. В свободное время он читал Данте, черпая в его стихах образы для «Страшного Суда». Здесь ему были полный разгул фантазии, полная ширь творчества. Все фигуры в «Страшном Суде» нагие. Во всем блеске здесь чувствуется глубочайшее знание форм, скорченных, дрожащих от боли, сплетающихся между собой, полных необычайной силы. Современники были возмущены, поражены этим реализмом. Церемониймейстер папы умолял автора, от имени его святейшества, прикрыть хоть чем-нибудь наготу фигур. «Передайте папе, - ответил Микеланджело, - что если он исправит мир, я исправлю картину в несколько минут». Эта огромная фреска, в 50 футов высоты и 40 ширины, способна произвести у зрителя головокружение. Это олицетворение тревоги, страха и ужаса. Мертвецы, заслыша звук труб Архангела, поднимают надгробные камни, раздирают саваны, безжизненно смотрят полусгнившими глазами. Одни полны отчаяния, другие надежды, наверху группа освобожденных, радостных; посередине Христос, проклинающий грешников, отвернувшийся от Богоматери, которая уговаривает его спасти заблудших. А эти несчастные, чувствующие на себе всю тяжесть Божественного приговора, в порыве отчаяния извиваются и корчатся внизу, наводя невольный ужас своими адскими конвульсиями боли. В общем, нет той чистоты духа, которая замечается в его плафоне капеллы, но потрясающая энергия общего, в особенности нижней части картины, ставит художника на недосягаемую высоту. Он понимает, что он превзошел себя.

Мало кому из художников удалось подняться до такой почти божественной силы творения, какая вот уже скоро пять столетий потрясает каждого, кто в благоговении поднимает глаза к расписанному Микеланджело потолку Сикстинской капеллы - прорыв в самое небо.

18 февраля 1564 года Микеланджело не стало, но остались его работы, стихи, рисунки, осталась память о Художнике.

Ведущий 1

(под музыку «Ромео и Джульетта»)

В эту же эпоху, в славном городе Флоренции можно было видеть изящного юношу невысокого роста, хрупкого телосложения, миловидного, как девушка, с густыми волосами, доходящими до плеч. Кто он? Может быть паж знатного сеньора; может быть, робкий ученик провинциального мастера живописи? Но вряд ли кому могло прийти, что перед ними гений, будущий титан эпохи Возрождения. Тот, на могиле которого в Пантеоне будут высечены слова: «Здесь покоится тот …, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть…» Они редко посещают землю, эти гении гармонии. И быстро уходят. Ему было 37 лет, как и убитому Пушкину. Его короткая жизнь стала источником для легенд. В день его смерти ожидали крушения папского дворца, он должен был рухнуть, оплакивая гения, имя которого - Рафаэль.

Сообщение ученика.

О жизни его известно мало. Родился в итальянском городе Урбино в страстную пятницу 1483 года, 6 апреля. Его отец был придворным поэтом и художником герцога Федериго да Монтефельтро. В детстве Рафаэль рисовал углем на каменных заборах соседей. Соседи пожаловались герцогу. Тогда герцог вызвал к себе Джованни Санти и спросил, знает ли он, что его сын хочет стать художником? Джовани ответил: «Надеюсь, что Рафаэль им станет». С тех пор отец сделался учителем сына. И все было бы хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, но через всю жизнь пронес он чувство святости материнской любви. Ему не исполнилось еще 19 лет, когда он пишет свой шедевр «Мадонну Конестабиле», которая сейчас находится в Эрмитаже.

Его звали «мадоннером». Что такое «мадоннеро»? (Ученики отвечают) Да, вы правы. Это «живописец матерей». Мадоннеры были бродячие ремесленники, которые ходили из города в город, из села в село и писали портреты матерей. Но Рафаэль не обижался. «Разве есть в искусстве что-нибудь больше, чем мадоннеро?» - говорил он и в очередной раз садился писать мать, охраняющую от бед младенца.
«Сикстинская мадонна», что в ней загадочного, что таинственного. Много легенд связано с ней.

3. Театральное отделение

(В класс под музыку входит ученик, одетый в черное одеяние монаха, на голове капюшон, не видно не лица, ничего, только руки, а в руках четки и крест. Он медленно проходит по классу, делает круг и выходит в дверь. Музыка Бетховена «К Элизе»)

Однажды осенним днем, когда Рафаэль чувствовал себя плохо. В дверь постучался монах. Рафаэлю об этом доложили, но он отказался его принимать, монах был настойчив. Он пообещал, что излечит его от головной боли. Рафаэль согласился его принять. И боль действительно прошла. Монах был одет в черное, на лице был огромный шрам, он отказался снять черную накидку. Просьба монаха была в том, чтобы Рафаэль написал картину для Папы - Сиксты. Рафаэль отказался, сославшись на нездоровье. Монах уговорил его прогуляться и повел его на окраину города, там у ветхой избушки, он попросил его наклониться к окну и Рафаэль, наклонившись и заглянув в окно был поражен увиденным. Посреди комнаты сидела женщина с младенцем на руках, она была красива и загадочна. Когда Рафаэль повернулся спросить у монаха: «Кто эта женщина?», то монаха уже не было. Рафаэль вернулся домой и под впечатлением увиденного сделал первые наброски на холсте. На следующий день, он вновь отправляется на то место, но в ней не находит никого. Спросив, рядом бегающих, ребятишек: «Где молодая девушка с ребенком?» Ребята засмеялись в ответ и ответили, что здесь живет старуха. Рафаэль больше не увидел той девушки, но картина была закончена. По окончанию своей работы, он принес ее Сиксте VI. Папа был удивлен, он не заказывал никакой картины. И у него не было черного монаха. Но он принял подарок. «Эта вещь поистине из ряда вон выходящая и единственная в своем роде» - так о ней говорили тогда, да и сейчас тоже. Она загадочна. В ней есть тайна.
Рафаэль бесконечно любил свое дело и неимоверно много работал. «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью», - напишет он в одном из писем. Напрасно. Он рано умер. Когда художник скончался, его любимая подняла с его подушек дощечку, на которой художник рисовал, расставаясь с жизнью. Рафаэль скончался в свой день рождения - 6 апреля, 1520 года, в полном расцвете сил. (Звучит музыка)

8. Беседа.

- Мы сегодня более полно узнали о творчестве двух великих мастеров - Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэле . Так давайте с вами попробуем выяснить Кто они? Просто талант или они целая эпоха Возрождения? (учащиеся отвечают, опираясь на факты. В ходе беседы учащиеся повторяют предыдущие уроки на которых изучали, что в это время жили и творили еще замечательные мастера - Леонардо да Винчи, Донателло и др.).

Вопросы задают ведущие

(вопросы прилагаются)

Все участники вечера выходят на сцену и пятеро из них по очереди произносят фразы, которые являются своего рода выводом композиции:

Эпоха Возрождения даровала человечеству истинные ценности:



  • Человек - «венец творения»;

  • Человек призван осуществлять в своей судьбе склонности и таланты, заложенные в нем природой;

  • Любовь правит миром, ибо красота обладает большей властью, чем сила;

  • Человек должен быть человеком в любой ситуации.

  • Всё хорошо, что хорошо кончается;

  • Краткость - сестра таланта;

  • Весь мир - театр, а люди в нём актеры;

  • Любовь слепа.

Звучит музыка



© 2010-2022