Песочная анимация (1-4 класс)

В данной рабочей программе я выделила основные методы работы над рисунком.Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на п...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №104 им.М.Шаймуратова

Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

________ КирееваЛ.А.

Протокол № 1__ от

«_1__»_сентября__________2015г.


«Согласовано»

Зам.директора по НМР

_____________ Шафикова И.Р.

«2___»_сентября___________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №104

_____________Павлова Е.В.

от «2__»сентября_____2015 г.


Рабочая программа кружка

«Песочная анимация»

(рисование песком на стекле).

2.3 классы.







Разработана

Строевой Эльвирой Гумеровной

учителем_ИЗО____________





Уфа- 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Концепция школьного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №665, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуре школьника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка. В соответствии с требованиями ФГТ, мы предлагаем включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терарапевтических методов. Что будет дополнять и давать положительный результат процесса воспитания и обучения.

Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.

Арт-терапия:

- Создает положительный эмоциональный настрой.

- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким - либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами - безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

По кружковой работе мы используем современную, интересную методику - рисование песком на стекле. Рисование песком на стекле мы включаем в процесс непосредственной образовательной деятельности. Например - НОД Формирование элементарных математических представлений, знакомясь с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать. Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так мы воздействуем на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический). НОД коммуникация. Знакомясь со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь. Познание (формирование целостной картины мира). С помощью рисования детям проще познакомить с различными профессиями, городом или деревней, парком, временем года и т.п. В зависимости от темы вашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Дети спешат в детский сад, узнать, что-то новое еще не известное.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности школьников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В школе разработан план занятий по обучению детей рисованию песком, изготовлено специальное оборудование: столы для рисования с крышкой из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами. Песок для рисования так же специальный, кварцевый.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель: формирование ключевых компетентностей детей школьного возраста: «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «имеющий первичные представления о мире и природе»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»; «овладевший необходимыми навыками и умениями».

Задачи:

  1. 1. Образовательные:

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.

- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

  1. 2. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

  1. 3. Воспитательные:

- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае)

Эмоциональное состояние ребенка

Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в школу? и т.п.

Определение индивидуальных особенностей личности ребенка

Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.

Способность контролировать собственное поведение

Методика « Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений

Память

Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.

Внимание

Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок.

Развитие мелкой моторики

Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания

Содержание программы

Наименование разделов

Количество занятий

Времена года

4

Растительный мир

2

Домашние животные

3

Дикие животные

3

Птицы

2

Мы такие разные

4

Волшебный мир сказок

2

Космос

2

Праздник

4

Эмоции, настроение

8

Всего:

34

Оборудование.

1.Кварцевый песок.

2. Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой

3. Антистатик

4. Музыка (релакс)

5. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка)

6.. Сюрпризные моменты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

2 класс



Тема

Содержание

сентябрь

1.Мой любимый дождик.

1.09-5.09

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.

2.Веселые грибочки

7.09-12.09.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования . Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук.

3 Деревья и кусты.

14.09-19.09

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

4.По замыслу.

21.09-26.09

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

октябрь

5. Рябина.

28.09-3.10

Продолжать рисовать всей ладонью и пальцами обеих рук. Наносить штрихи и линии, ритмичными и плавными движениями. Снятие напряжения обеих рук.

6. Птички клюют ягоды.

5.10-10.10

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягоды различной величины ). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт.

7. Яблоки и груши.

12.10-17.10

Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

8. Мы рисуем, что хотим.

19.10-24.10

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

ноябрь

9. Моя любимая чашка.

.26.10-7.11

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок). Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

10 Солнышко, куда ты прячешься?

9.11-14.11

Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения.

11. Моя любимая игрушка.

16.11-21.11

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Учить передавать рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

12.По замыслу.

23.11-28.11

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

декабрь

13. Зимушка, зима! Снеговик.

1.12-5.12

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.

14. Маленькой елочке холодно зимой.

7.12-12.12

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация.

15. Рукавичка.

14.12-19.12

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

16.По замыслу.

21.12-26.12

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

январь

17. В январе все деревья в серебре.

18.01-23.01

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики.

18.. По замыслу.

25.01-30.01

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

февраль

19. Домашние животные.

1.02-6.02

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

20. Дикие животные.

8.02-13.02

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

21. Подарок для папы.

15.02-20.02

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие.

22. По замыслу.

22.02-27.02

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

март

23. Здравствуй, весна!

1.03-5.03

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию.

Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.

24. Птицы прилетели домой.

7.03-12.03

Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами.

Развивать любовь к птицам.

25. Мамин день.

14ю03-19.03

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

26. По замыслу.

21.3-24.03

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

апрель

27. Мои любимые животные из сказок.

4.04-9.04

Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.

28. Божьи коровки на лужайке.

11.04-16.04

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку.

29. Жили у бабуси два веселых гуся

18.04-23.04.

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение.

30. По замыслу.

25.04-30.04

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

май

31. День Победы!

2.05-7.05

32.День Победы !

10.05-14.05

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

33. Мы рисуем, что хотим.

16.05-21.05

34.Лето.

23.5-28.05

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка детских работ.







3 класс.

тема

содержание

сентябрь

1.Подсолнухи.

1.09-5.09

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии и круглые формы. Развивать чувство композиции.

2.Укрась платочек.

7.09-12.09

Учить рисовать круги, квадраты прерывистыми и сплошными линиями. Учить украшать предметы, добавляя декоративные элементы. Развивать креативность, самостоятельность.

3.Падают листья

14.09-19.09

Совершенствовать умение рисовать одним и несколькими пальцами листья различной формы. Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве. Развивать чувство композиции и ритма

4.По замыслу.

21.09-26.09

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

октябрь

5.Мои игрушки.

28.09-3.10

Упражнять в рисовании предмета разного по форме. Закрепить умение украшать предметы, используя в рисование пальчики. Развивать чувство композиции.

6.Грибы в лукошке

5.10-10.10 .

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, ребром ладони. Закрепить умение украшать предметы простым узором, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

7.Мои любимые рыбки.

12.10-17.10

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, ребром ладони. Закрепить умение украшать предметы простым узором, используя рисование пальчиками. Продолжать знакомить с морскими обитателями.

8.По замыслу.

19.10-24.10

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Релаксация

ноябрь

9.Укрась шарфик.

26.10-7.11

Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Совершенствовать рисование одним и несколькими пальцами. Развивать воображение, мышление. Чувство ритма.

10.Первый снег

9.11-14.11.

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.

11.Два петушка ссорятся.

16.11-21.11

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество. Учить понимать настроение.

12. По замыслу.

23.11-28.11

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

декабрь

13.Кто спрятался в лесу?

30.11-5.12

Продолжать знакомить с обитателями леса. Учить рисовать животных, соблюдая пропорции. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.

14. Укрась елочку бусами.

7.12-12.12

Рисование пальчиками.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма.

15.Снеговик.

14.12-19.12

Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать воображение, творчество

16. По замыслу.

21.12-26.12

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую активность, интерес. Релаксация.

январь

17.Зимний лес.

18.01-23.01

Закрепить умение рисовать деревья различной величины, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

18. По замыслу.

25.01-30.01

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

февраль

19. Нарисуй, какую хочешь чашку и укрась ее.

1.02-6.02

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором. Развивать чувство композиции и ритма

20. Кораблик в море.

8.02-13.02

«Знакомая форма - новый образ» Закрепить умение рисовать различные линии, ребром ладони, указательным пальцем. Развивать чувство композиции.

21. Подарок для папы.

15.02-20.02

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую активность, интерес. Учить готовить сюрпризы для взрослых. Релаксация

22. По замыслу.

22.02-27.02

Продолжать совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Продолжать учить работать маленькими группами.

март

23. Нарисуй и укрась вазу для цветов.

29.02-5.03

Закрепить умение рисовать ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить дополнять образ декоративными элементами.

24. Открытка для мамы.

7.03-12.03

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

25. Цветы.

14.03-19.03

Совершенствовать умение рисовать цветы. Ребром ладони, указательным пальцем. Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности, любовь к природе.

26. По замыслу.

21.03-24.03

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую активность, интерес. Релаксация.

апрель

27. Космос.

4.04-9.04

Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. Развивать память, внимание. Вызвать интерес к космосу. Использовать знакомые приемы рисования. Развивать самостоятельность.

28. Укрась платье.

11.04-16.04

Совершенствовать умение свободного экспериментирования. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

29. В гостях у сказки.

18.04-23.04

Совершенствовать навыки в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, персонажи.

30. По замыслу.

25.04-30.04

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Май

31. 9 мая - День Победы!

2.05-7.05

32.День Победы!

10.05-14.05

Совершенствовать умение рисовать цветы ребром ладони, указательным пальцем. Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности. Развивать чувство гордости за свою Родину. Уважать взрослых.

33. Мы рисуем, что хотим.

16.05-21.05

34.Летнее настроение.

23.05-28.05

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка детских работ.

Информационно-методическое обеспечение.

1. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. - Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.

2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003г.

6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М.:ИНТ, 2010г.

7. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2007г.

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М. гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. sandpictures.ru

2. jlady.ru

3. u-sovenka.ru

4. vita-studia.com

5. mc-art.ru

6. sandproject.ru

© 2010-2022