- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Календарно - тематическое планирование по ИЗО
Календарно - тематическое планирование по ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сарана Т.Г. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно - тематический план. Содержание тем учебного курса 8 класса
№ п/п
Раздел программы, количество часов
Тема урока
Количество часов
Сроки проведения
Основные виды деятельности обучающихся
Материально - техническое обеспечение урока
1
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8 ч)
1. Основы композиции в кон-структивных искусствах
1
Знать: определения - симметрия, асимметрия, динамика, статика, ритм; основные типы композиций.
Уметь: решать проблему передачи движения, статики и композиционного ритма в рисунке; находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций; определять типы композиций, центр внимания в композиции: доминанту; выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из простейших геометрических форм
ИКТ, презентация
2. Прямые линии и организация пространства
1
Знать: правила организации пространства, приёмы акцентировки планов; единое композиционное целое.
Уметь: использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое, исходя из образного замысла; делить композиционное пространство при помощи линий
ИКТ, презентация
3. Цвет - элемент композиционного
творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна
1
Знать: законы цветовой композиции и основ цветоведения; роль цвета в конструктивных искусствах; эмоциональную и психологическую роль цвета в плоскостной композиции.
Уметь: применять локальный цвет, сближенность цветов, контраст, цветовое пятно и свободную форму линии в создании абстрактной композиции; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах
ИКТ, презентация
4. Буква - строка - текст. Искусство шрифта
2
Знать: о возможностях использования строки и буквы как выразительных элементов композиции при создании зрительного образа, как исторически сложившееся обозначение звука, изобразительно-смысловой символ звука.
Уметь: применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур
ИКТ, презентация
5 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
1
Знать: цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.
Уметь: понимать
и объяснять отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины; применять правила дизайнерской грамоты в эскизе социального или рекламного плаката, применять монтажность соединения слова и изображения, композиционное расположение в пространстве
ИКТ, презентация
6. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна
2
Знать: имена известных русских художников-иллюстраторов
И. Билибина,
В. Фаворского,
В. Лебедева, художников-шрифтовиков С. Чехонина, Д. Митрохина и др.
Уметь: определять соотношение масс текста, иллюстративного материала и пустот при макетировании разворота книги; соединять в работе различные по стилю и фактуре материалы
ИКТ, презентация
2
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)
7. Объект
и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету
1
Знать: о способах проецирования на плоскость геометрических тел; три проекции: вид сверху, вид спереди и вид сбоку.
Уметь: воспринимать плоскостную
композицию как схематическое изображение объёмов в пространстве при взгляде на них сверху; уметь использовать плотную бумагу и плоскость в композиции при выполнении объёмно-пространственного макета
ИКТ, презентация
8. Взаимосвязь объектов
в архитектурном макете. Композиционная организация пространства
1
Знать: взаимное влияние объёмов
и их сочетаний на образный характер постройки, способы обозначения на макете рельефа местности и природных объектов.
Уметь: использовать в макете объёмные геометрические фигуры, фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности; использовать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции; анализировать композицию объёмов, составля-
ющих общий облик, образ современной постройки
ИКТ, презентация
9. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
1
Знать: о фронтальной и глубинной композиции; структуре зданий различных архитектурных стилей и эпох; особенности образного языка постройки, взаимное влияние объёмов и их сочетание.
Уметь: соединять объемные формы
в единое архитектурное сооружение; использовать многообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары, пирамиды и параллелепипеды при создании композиции, анализировать произведения архитектуры
и дизайна
ИКТ, презентация
10. Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания
1
Знать: конструктивные элементы, несущие конструкции - опоры, столбы, колонны, горизонтальные части - балки и перекрытия архитектурных зданий и сооружений, их изменения в процессе исторического развития.
Уметь: видеть
и различать типы зданий; составлять речевое высказывание на основе восприятия произведений архитектуры; использо-вать элементы здания в макете архитектурного объекта; создавать разнообразные творческие работы в материале; качество выполненных макетов, использовать элементы здания в макете архитектурного объекта
ИКТ, презентация
11. Красота
и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени
2
Знать: о многообразии мира вещей; об образном языке инсталляции.
Уметь: определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего; осознавать и объяснять дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование; выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи; составлять инсталляцию из не однотипных, а контрастных предметов, сопоставляя и соединяя их для передачи образа, метафоры, символа, аллегории своего замысла
ИКТ, презентация
12 Форма
и материал. Роль
и значение материала в конструкции
1
Знать: определяющую роль материала в создании конструкции и назначении вещи.
Уметь: сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, рассуждать о роли материала в определении формы; анализировать и обобщать; определять и характеризовать понятия «эволюция формы», «дизайн»; создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей
ИКТ, презентация
3
13. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве
1
Знать: место конструктивных искусств в ряду пластических искусств; значение расположения цвета архитектурно-дизайнерского объекта в пространстве; о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Уметь: объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре; анализировать произведения архитектуры и дизайна; конструировать основные объемно-пространственные
объекты; использовать в макете ритм линий, цвет, объем, статику
и динамику тектоники; использовать различные художественные материалы
ИКТ, презентация
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч)
14. Город сквозь времена
и страны. Образы материальной культуры прошлого
1
Знать: место конструктивных искусств в ряду пластических искусств.
Уметь: объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре; анализировать произведения
архитектуры и дизайна; рассказывать об особенностях архитектур-
но-художественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе
ИКТ, презентация
15. Город сегодня
и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна
1
Знать: имена выдающихся архитекторов ХХ века
и их архитектурные сооружения.
Уметь: анализировать произведения архитектуры и дизайна; рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы
ИКТ, презентация
16. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
2
Знать: о роли архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства.
Уметь: рассказывать об особенностях архитектур-
но-художествен-ных стилей разных эпох; создавать композицию организации городского пространства, используя один
из видов планировки (по выбору); работать различными художественными и природными материалами
ИКТ, презентация
17. Вещь в городе и дома. Городской дизайн
2
Знать: о роли архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства; об особенностях малых архитектурных форм, создающих вещно-пространственную среду города; о композиционном принципе оформления витрины.
Уметь: создавать практические творческие работы в технике коллажа; понимать роль малой архитектуры
и архитектурного дизайна городской среды
ИКТ, презентация
18. Интерьер и вещь
в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
2
Знать: понятие дизайна интерьера; о стилевом единстве вещей - ансамбле; о роли каждой вещи в образно-стилевом решении интерьера.
Уметь: рассказывать об особенностях архитектурно- художественных стилей разных эпох; создавать практические творческие работы в технике коллажей и дизайн-проектов; работать художественными материалами по выбору
ИКТ, презентация
4
19. Природа
и архитектура
2
Знать: различать
направления ландшафтной архитектуры и их отличительные особенности.
Уметь: пользоваться необходимой информацией; понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; использовать известные и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов; работать с художественными материалами по выбору
ИКТ, презентация
20. Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта
и его осуществление
2
Знать: о единстве эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности человека; развивать конструктивно-пространственное мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой; знать процесс архитектурного творчества.
Уметь: выражать авторскую позицию по выбранной теме; создавать макет части города на выбранную тему; определять масштаб и выполнять чертежи; развивать фантазию
и творческое воображение ; развивать фантазию
и творческое воображение: работать с бумагой и другими художественными материалами
ИКТ, презентация
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 ч)
21. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом
1
Знать: о функциональном зонировании и организации пространства внутренней планировки жилища; законы композиции.
Уметь: выражать авторскую позицию по выбранной теме; учитывать
в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи, организовывать в пространстве дома функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта и т. д.; объяснять логику организации или членения пространства в расположении и функциональной взаимосвязи помещений в доме
ИКТ, презентация
22. Интерьер, который мы создаём
1
Знать: основные принципы организации пространства; о роли материалов, фактур и цветовой гаммы в дизайне интерьера.
Уметь: понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования, определённое композиционно-стилевое начало и эклектику; отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел; создавать многофункциональный интерьер собственной комнаты; выражать авторскую позицию по выбранной теме
ИКТ, презентация
23. Пугало
в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй
1
Знать: о различных вариантах планировки дачного ландшафта; об искусстве аранжировки; о правилах композиции (гармония, ритм, единство части и целого)
в планировке сада.
Уметь: понимать различные варианты планировки сада, огорода, зонирование территории; работать с различными материалами в процессе создания проекта садового участка с малыми архитектурными формами, водоёмами; применять сомасштабные сочетания растений сада, навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны
ИКТ, презентация
24. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
1
Знать: о соответствии материала и формы в одежде; технологии декорирования при создании одежды; как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике; о технологии создания одежды, соответствии материала и формы, целесообразности в моде; чем занимается модельер (модельер-конструктор, модельер-закройщик, модельер-дизайнер).
Уметь: критически осмысливать индивидуальность фигуры человека; осознавать психологию индивидуального и массового производства одежды
ИКТ, презентация
25. Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды
1
Знать: направления в молодёжной моде.
Уметь: дискутировать по поводу одежды человека
с точки зрения принадлежности костюма к определенному стилю, направлению в искусстве; использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания молодёжных комплектов одежды; понимать эстетику молодёжной моды
ИКТ, презентация
26. Автопортрет на каждый день. Грим
и причёска в практике дизайна
1
Знать: об эстетических и этических границах искусства визажистики.
Уметь: воспринимать макияж и прическу как единое композиционное целое; объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром
и визажистом; ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима; создавать практические творческие работы на уроке или во внеурочное время
ИКТ, презентация
27. Моделируя себя - моделируешь мир
1
Знать: особенности образно-выразительного языка конструктивных искусств - архитектуры и дизайна; правила нанесения макияжа.
Уметь: пользоваться методом создания творческого коллективного проекта; использовать полученный творческий опыт и навыки работы с гримом и косметическими средствами в разработке коллективной идеи
ИКТ, презентация
Итого: 35 часов