• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Изобразительного искусства и художественного труда «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Изобразительного искусства и художественного труда «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО »

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.   Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных прост...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский (подростковый) центр

ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «_____»_________ 2009г.

(ПРОТОКОЛ № ___________)

Согласовано:_________

Зам директора по УВР

Петрова Н.Н.

«____»________2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ПЕРОВА В.А.

«_____»___________ 2009г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Изобразительного искусства и художественного труда

«В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО »


Составитель: Маркова Татьяна Федотовна

Педагог дополнительного образования,

Возраст обучающихся 6 - 14 лет

Срок реализации программы 3 года


Якутск


Пояснительная записка.

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные - живопись, графика, скульптура; конструктивные - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Цель: создание условий для развития личности ребенка, приобщение его к изобразительному искусству, обогащение духовных потребностей и развитие его творческой активности.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  • Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • Формирование художественно-творческой активности: накопление знаний об искусстве, готовность и способность творчески их использовать в собственной продуктивной деятельности;

  • Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

В программе используется технология развивающего обучения:

  • постепенное усложнение материала;

  • оптимальный темп;

  • личностно - ориентированный подход.

Основные идеи:

  • творчество не является уделом избранных;

  • творчеству можно обучать;

  • творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям;

  • При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

  • Включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

  • Максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

  • Стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Научно теоретическое обоснование:

В основе программы лежит опыт работы Неменского

Основные принципы программы:

- Принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса не только давать знания, но формировать личность;

- Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

- Принцип индивидуально - личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;

- Принцип интеграции: совмещение в одной программе общности театральной деятельности с различными видами искусств;

- Принцип целостности: соблюдение единства обучения, воспитания и развития с одной стороны, системность с другой.

Программа рассчитана для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Дети разбиты на 3 возрастные группы:

Возрастной состав в группах

  • 1 год обучения (6-8 лет);

  • 2год обучения (9-11 лет);

  • 3год обучения (12-14 лет).

В дифференцированных группах тема объясняется одинаково, а задания даются детям в зависимости от года и обучения, и возраста обучаемого.

Программа имеет 3 этапа:

1 этап - подготовительный (1 год обучения)

2 этап - развивающий (2 год обучения)

3 этап - завершающий (3 год обучения)

По желанию ребенок может посещать занятия и после 3 года обучения.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Формы:

  1. занятия в учебном кабинете:

    • тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

    • комплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2 - 3 видов творческой деятельности);

    • игровые

    • итоговые (праздники, творческий зачет)


  1. выездные занятия:

    • учебные экскурсии;

    • выставки;

Методы:

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение

  • наглядные: иллюстрации, аудиоматериалы, видеоматериалы, наблюдения

  • практические: упражнения для рук

Контрольная диагностика:

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений, навыков воспитанников.

На занятиях используются различные виды контроля:

- текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный - праздники, клубные конкурсы, выступления;

- итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских конкурсах.

Цели и задачи по этапам

1 год обучения:

Это подготовительный этап. Главная цель на этом этапе приобщить детей к наблюдению за окружающим миром, развить важнейшие художественные способности каждого ребенка.

Основные задачи подготовительного этапа:

  • формировать у детей наблюдательность, внимательность к

окружающему миру;

  • знакомство и первичное освоение разнообразных

художественных материалов: живописных, графических, пластических;

  • первичное знакомство с основами цветоведения, композиции,

перспективы;

  • приобретение умений и навыков при пользовании карандашом,

мелками, красками, кистями и фломастерами;

  • развивать пространственное воображения и фантазию.

2 год обучения:

Это развивающий этап. Дети получили общие представления о

некоторых видах искусства, его приемах. Главная цель приобщать к активному творчеству у них воспитывается потребность к художественному самовыражению с помощью средств изобразительного искусства.

Основные задачи развивающего этапа:

  • формировать практические умения и навыки свободного

кистевого письма;

  • продолжить знакомить детей с основами и особенностями

цветоведения;

  • знакомить с изделиями народных мастеров художественных

промыслов;

  • углублять знания о средствах художественной выразительности

цвет, ритм, симметрия, композиция;

  • обучать первоначальным навыкам самостоятельных, творческих

работ, направляя деятельность детей и предоставляя им больше самостоятельности.

3 год обучения:

Это завершающий этап всего цикла обучения. Цель добиться от обучающихся, потенциально стать специалистами в области художественного и декоративно-прикладного творчества, выполнения собственных творческо-сюжетных композиций.

Основные задачи завершающего этапа:

  • повторение и самостоятельное углубленное изучение

декоративно-прикладного искусства;

  • научить детей правильно организовывать и планировать свою

работу, оценивать ее результаты;

  • развивать творческую активность и фантазию;

  • формировать художественно- эстетические вкусы;

  • профориентация обучающихся на профессии художественных

промыслов.

Ожидаемый результат

Критерием достижения в конечной цели программы служит только конкретный продукт деятельности ребенка, который имеет свои критерии сложности и которые можно сравнить с тем, что должен уметь делать ребенок в конце каждого этапа обучения.

К концу подготовительного этапа группа детей должны уметь:

смешивать краски, пользоваться палитрой, рисовать графическими материалами, правильно компоновать изображения на бумаге, уметь делать разметку, сравнивать предметы и их части между собой по общему тону, по цвету, в сюжетных работах передавать элементарные движения, различать теплые и холодные цвета, уметь получать дополнительные цвета.

К концу развивающего этапа дети должны уметь правильно скомпоновать рисунок на листе бумаги, передать объем и пространство в рисунках, уметь рисовать мелкие детали, уметь строить эскизы рисунка, правильно и умело пользоваться ножницами, клеем, скотчем; владеть основными приемами декоративно-прикладного искусства.

К концу завершающего этапа должны уметь составлять сложные композиции на сказочные и бытовые темы, должны отработать навыки свободного кистевого письма до автоматизма, владеть приемами росписей народных промыслов, чувствовать ритм и гармонию, уметь выражать настроение, чувства, эмоции в своих работах.

Учебно-тематический план изостудии «Коллаж»

На 2013 - 2014 уч. год

1 года обучения

Группы № 1, занимаются 2 раза в неделю по 1 часу

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение в программу

  1. Знакомство с программой, особенности первого года обучения

  2. Правила техники безопасности в изостудии



1



1



2


2

2

Живопись

  1. Свойства красок

  2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок

  3. Праздник теплых и холодных цветов

  4. Серо-черный мир красок

  5. Красочное настроение



1

1



1

1

1



2

2



2

2

2



3

3



3

3

3

5

10

15

3

Рисунок

  1. Волшебная линия

  2. Точка

  3. Пятно

  4. Форма

  5. Контраст форм



1

1

1

1

1



2

2

2

2

2



3

3

3

3

3

5

10

15

4

Декоративное рисование

  1. Симметрия

  2. Стилизация

  3. Декоративные узоры

  4. Орнамент

  5. Сказочная композиция



1

1

1

1

1



2

2

2

2

2



3

3

3

3

3

5

10

15

5

Конструирование из бумаги

  1. Работа с рваной бумагой

  2. Работа с мятой бумагой

  3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)



1

1

1




2

2

2



3

3

3

3

6

9

6

Выразительные средства графических материалов

  1. Цветные карандаши

  2. Гелиевые ручки, тушь

  3. Восковые мелки, фломастеры

  4. Пастель, уголь



1

1

1

1



2

2

2

2



3

3

3

3

4

8

12

7

Экскурсии в музеи и на выставки

6


6

8

Итого:

28

44

72




Учебно-тематический план изостудии «Коллаж»

На 2013 - 2014 учебный год

2 года обучения

Группа № 2, занимаются 2 раза в неделю по 2 часа

Разделы, тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения

«Чем и как работают художники»

Любимый сказочный персонаж

1

1

2

2

Знакомство с новыми видами и жанрами изобразительного искусства

«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)

1

1

2

«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти)

2

2

«Радуга» смешение красок

-

2

2

«Осенние листочки» (работы с натуры)

-

2

2

Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению

-

2

2

Экскурсия на станцию юннатов

-

2

2

«Волшебный мир аквариума» (работа по памяти)

-

2

2

Портрет (аппликация)

-

2

2

«Сказочное дерево» (работа по представлению)

-

2

2

«Моя любимая игрушка» (работы с натуры)

-

2

2

Маски из папье-маше

1

1

2

Маски из папье-маше

2

2

Маски из папье-маше

2

2

«Этюд фантастический мир» (работа по воображению)

-

2

2

Разноцветные бабочки (по памяти)

-

2

2

Портрет друга (графическая работа)

-

2

2

«Фантастический зверь»

-

2

2

В чем красота зимы. Первый снег.

-

2

2

Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)

0,5

1,5

2

Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)

2

2

Изготовление объемной игрушки

-

2

2

Наброски фигуры человека

-

2

2

«Наши зимние забавы» (работа по памяти)

0,5

1,5

2

«Наши зимние забавы» (работа по памяти)

2

2

Графическая работа «Маленькие и большие»

-

2

2

Оригами «Жар Птица»

0,5

1,5

2

«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»

1

1

2

«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»

Кто спешит на елку

2

2

Кто спешит на елку

0,5

1,5

2

Натюрморт «Овощи и фрукты»

-

2

2

Композиция «Окно»

-

2

2

Новогодняя открытка

-

2

2

Рождественский сувенир

0,5

1,5

2

Рождественский сувенир

Транспорт (графическая работа)

2

2

Транспорт (графическая работа)

Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»

-

2

2

Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»

1

3

4

Мы рисуем домашних животных (графическая работа)

-

2

2

Узор на стекле

-

2

2

«Веселый человек» (графическая работа)

-

2

2

«Сказочный дворец (работа по представлению)

-

2

2

Матрешки

0,5

1,5

2

Композиция «Цирк»

0,5

1,5

2

Композиция «Цирк»

2

2

Русский народный костюм

1

1

2

Русский народный костюм

2

2

«Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»

0,5

1,5

2

«Вспомним лето» (аппликация из природных материалов»

Цветовой круг

-

2

2

Цветовой круг

«Сказка»

1,5

1,5

2

«Сказка»

2

2

«Сказка»

«Жили были» (работа по представлению)

2

2

«Жили были» (работа по представлению)

Мозаика из цветной бумаги

-

2

2

Мозаика из цветной бумаги

1,5

1,5

2

Готовим подарки своим мамам

0,5

1,5

2

Готовим подарки своим мамам

2

2

Готовим подарки своим мамам

«В царстве нежности»

1,5

1,5

2

«В царстве нежности»

2

2

«В царстве нежности»

Композиция на экологическую тему. Плакат

2

2

Композиция на экологическую тему. Плакат

0,5

3,5

4

Композиция на экологическую тему. Плакат

Натюрморт из предметов быта

2

2

Натюрморт из предметов быта

0,5

1,5

2

Натюрморт из предметов быта

Рисование на противопожарную тему.

Безопасность дорожного движения

2

2

Рисование на противопожарную тему.

Безопасность дорожного движения

0,5

1,5

2

Рисование на противопожарную тему.

Безопасность дорожного движения

2

2

Архитектура

-

2

2

«Дождик» (по представлению)

-

2

2

«Первые цветы» (работа с натуры)

0,5

1,5

2

«Первые цветы» (работа с натуры)

2

2

«На поляне» (по представлению)

-

2

2

Кляксография

0,5

1,5

2

Кляксография

Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся

2

2

3

Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ учащихся

0,5

2,5

3


Всего часов

15,5

128,5

144


© 2010-2022