- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Лекарственные растения в ветеринарии
Лекарственные растения в ветеринарии
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якимкина Т.И. |
Дата | 12.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБУ ДОД «Исилькульская станция юных натуралистов»
Конспект занятия
«Лекарственные растения в ветеринарии»
для обучающихся 4 класса
Подготовила:
Якимкина Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
Исилькуль
2014
Информационная карта учебного занятия
-
Направление образовательной программы:
Эколого-биологическое
-
Название образовательной программы:
«Подворье»
-
Срок реализации:
2 года
-
Целевая группа обучающихся:
4 класс
-
Краткий психолого-педагогический портрет целевой группы:
Обучающиеся этого возраста умеют самостоятельно анализировать свою работу и работу товарищей, работать в группах, применять теоретические знания на практике.
-
Цель образовательной программы:
Формировать интерес обучающихся к профессии животновода через общение с животными, воспитание нравственного и экологического мировоззрения.
-
Раздел образоватеной программы:
Система содержания сельскохозяйственных животных.
-
Тема занятия:
Лекарственные растения в ветеринарии
-
Количество часов на изучение темы:
2 часа
-
Номер занятия:
2
Название раздела: Лекарственные растения .
№ конспекта занятия: 2
Тема: Лекарственные растения в ветеринарной практике.
Тип: Комбинированный
Форма: Обобщение
Цель: Формирование познавательной активности обучающихся в процессе исследования лекарственных растений.
Задачи:
Предметные:
1.Изучить лекарственные растения, роль и значение в жизни животных.
Метапредметные:
1.Развить познавательные способностей обучающихся.
2. Развить у обучающихся коммуникативные навыки общения в группе.
3. Развить связную речь, память, наблюдательность, любознательность.
Личностные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
Перечень вводимых понятий: фитотерапия, ветеринария
Планируемые результаты:
1. Определять свойства лекарственных растений.
2. Уметь устанавливать рабочие отношения, работать в группах.
3. Работать с наглядным материалом и со справочной литературой.
Учебно-методическое обеспечение:
Демонстрационный материал, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карточки определители.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Подготовительный этап.
1.1 Организационный
Предварительная работа. Приветствие. Рассаживание обучающихся по группам ( 4группы) в соответствии с заранее приготовленными докладами о лекарственных растениях (Таблички на столах: крапива, шиповник, мать- и -мачеха, ромашка. ).
Слайд 1 (лес). Прослушайте стихотворение и вдумайтесь в слова. (Обучающиеся прослушивают стихотворение)
Педагог:
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Педагог: О чём мы говорили на прошлом занятии( ответы: о лекарственных растениях, о сроках сбора, условиях хранения и т. д.)
Давайте подумаем, почему растения называют лекарственными, а можно ли лечить животных лекарственными растениями?
Педагог: Сегодня я предлагаю вам определить, какую пользу приносят лекарственные растения животным, чем они полезны для них, какие лекарственные растения встречаются в лесу и на территории СЮН.
Сформулируйте тему нашего занятия?
Тема урока - «Лекарственные растения в ветеринарии». (Слайд 2)
Словарная работа: ветеринария.( Слайд 3)
Цель: Познакомимся с возможностью применения лекарственных растений в ветеринарии. Познакомится со свойствами лекарственных растений. Научимся составлять сборы для лечения животных.
Работаем в группах на протяжении всего занятия.
2.Основной этап.
2.1 Подготовка к новому содержанию.
Рассказ педагога.
- С какими лекарственными растениями мы познакомились на прошлом занятии?
Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. В наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями -( ответ детей: фитотерапия (Слайд 4).Все это приемлемо и для животных .
2.2 Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Рассказ педагога. Прослушайте рассказ. «Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.
«Вот бабушка обрадуется!» - подумала Красная Шапочка.
Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в лесу растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись различать цветы ».
- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? (ответы обучающихся…….Надо бережно относиться к природе. .)
- - Какая самая главная польза от всех растений? (ответы обучающихся ....они приносят пользу животным и людям , обладают лечебными свойствами...)
Давайте определим , что за растения собрала Красная Шапочка.(дети рассматривают букет из засушенных лекарственных растений и называют их)
Опережающее задание . Доклады обучающихся. Во время докладов обучающиеся заполняют таблицу №1 о свойствах растений и их применение в ветеринарии .
Таблица №1. «Свойства растений и применение в ветеринарии».
Название растения
Лечебные свойства
Полезная часть растения
Дозы применения
Для каких животных можно применять
Ромашка аптечная
Шиповник
Мать-и-мачеха
Крапива
Ромашка аптечная (слайд №6)
Однолетнее растение. Настои, отвары из соцветий принимают во внутрь при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Настои корзинок ромашки используют как наружное средство в виде примочек, ванн, промываний при экземах, язвах, нарывах, ожогах и т.п. Настоем полощут рот и горло при воспалении дёсен и ротовой полости, а также при ангинах. Обладает успокаивающим эффектом. Настой готовят так: 1 столовая ложка на 1 стакан кипятка, настаивают 5-10 минут. Применяют для всех животных. Теленку весом 30 килограммов - 3 столовых ложки на прием. ( 1:3).Свинья весом 10 кг- 1 столовая ложка.
Шиповник (слайд №7)
Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле .Является общеукрепляющим и витаминным средством содержащим аскорбиновую кислоту, витамин С. 1 столовая ложка измельченных ягод заливается стаканом кипятка, кипятят в эмалированной посуде 3минуты, настаиваю 30 минут, процеживают. Назначают телятам по 0,5 стакана 2-3 раза в день. Можно давать всем животным.
Мать-и-мачеха ( слайд №8)
Применяется при заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине .Возбуждает аппетит. Готовят 1 столовая ложка травы на 1 стакан кипятка, настоять 15 мин. Крупному рогатому скоту и лошадям назначают по 0,5 стакана 4-5 раз в день, свиньям 4 столовых ложки на один прием, собакам - 2 ложки. Можно давать всем животным.
Крапива(слайд №9)
В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях .Содержит очень много каротина и витамина С .1 столовая ложка на 1 стакан кипятка , настоять 15 минут ,принимать вовнутрь 3 раза в день. Телятам по 0,5 стакана, птице 1 чайная ложка, свиньям - 5-7 ложек на прием. Можно давать всем животным.
- Вот мы и узнали о полезных свойствах лекарственных растений, давайте проверим как заполнили таблицу (слайд №10 ).
Физминутка.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы луга и леса.
Надо мною кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром растений.
Я хочу жить в мире с природой.
2.3 Первичная проверка понимания изучаемого.
Педагог:- лекарственные растения вы изучили , но сможете ли вы их распознать? Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их. Проводится дидактическая игра "Кузовок".
Дидактическая игра "Кузовок".
Каждой группе обучающихся предлагается карточка с лекарственным растением и набор мелкоизмельченных трав. Обучающиеся находят траву и кладут ее на карточку.
Педагог:- Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно?
(Обучающиеся описывают отличительные особенности растений).
2.4 Практическая работа.
Педагог: Мы с вами изучили лекарственные растения, определили их лекарственные свойства. Давайте составим лекарственный сбор для лечения вашего домашнего питомца, которого выберем из таб. №1 и дадим письменные рекомендации по его применению. Все сборы составляются 1/1. Работы будете оценивать с помощью листа оценки. (слайд №11) ( Педагог объясняет как заполнять лист оценки.). С помощью определителей-подсказок и инструктивных карт (слайд №12) каждая группа должна составить сбор. Время выполнения 15 мин.
Инструктивная карта по составлению сбора.
-
Распределение обязанностей в группе (Кто заполняет, кто отвечает, кто выбирает, кто смешивает, кто фасует)
-
Определить назначение сбора (витаминный сбор, противовоспалительный сбор).
-
Выбрать лекарственные растения для составления сбора.
-
Провести смешивание трав.
-
Расфасовать сбор.
-
Оформление и презентация работы.
Лист оценки презентации сбора.
-
Критерии оценки
Ромашка аптечная
2. Шиповник
3. Мать-и-мачеха
4. Крапива
Название сбора
Назначение сбора
Подбор трав согласно лечебным свойствам
Оригинальность оформления
Итог
Критерии оценки от 1 до 5баллов.
3.Итоговый этап.
Презентация обучающимися своих сборов и рекомендаций.
Другие группы оценивают ответы, заполняют лист оценки ответов.
Педагог: И так, ребята, подведем итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и их применении в ветеринарии. Объясните, что называется лекарственными растениями( ответы: растения обладающие целебными свойствами, могут излечивать, применяются в народной медицине и т.д.). Каким животным могут помочь лекарственные травы? Какие болезни животных можно вылечить лекарственными травами?
Хотелось сказать, что узнав о лекарственных растениях, их целебных свойствах, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Берите столько, сколько нужно на 1 курс лечения и помните что в лесу, на поляне, есть те, кому эти растения нужны в повседневной жизни. Природной аптекой пользуются животные.
-Вернемся к эпиграфу:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать…
Педагог: А какую тайну мы сегодня разгадали с вами (ответ: только при правильном применении растения исцеляют)
Рефлексия «Рефлексивный экран». На слайде выведены незаконченные предложения, обучающиеся по желанию выбирают себе фразу и самостоятельно заканчивают.
Домашнее задание: Как помочь сохранить растения мы узнаем на следующем занятии. Запишите слово интродукция!
Спасибо, ребята , за сегодняшнее занятие.
Лист оценки деятельности обучающихся на занятии.
Вопросы
Баллы оценки
1
2
3
4
5
Дружно работали в группе
Возникли сложности при изучении нового материала
Интересный у вас получился сборник
Как оцениваете другие группы:
1
2
3
Приложение
Ромашка
Ромашка - однолетнее растение.
Для медицинских нужд заготавливаются цветки и соцветия.
Они обладают действием:
-
противомикробным
-
слабительным
-
желчегонным
-
противоспастическим
-
противовоспалительным
В научной медицине широко используют настой, отвар, "Ромазулан", различные сборы и чаи. Наиболее частоприменяется настой при:
-
спазмах кишечника
-
метеоризме
-
поносах
-
анацидном гастрите
-
холецистите
-
неврозах
-
простуде
-
заболеваниях мочевого пузыря, почек
-
мигрени
-
бессоннице
-
недержании мочи
-
метеоризме
Для приготовления отвара 4 столовые ложки сырья, помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой, и нагревают на водяной бане 15 мин., охлаждают при комнатной температуре в течение 45 мин., процеживают оставшееся сырье отжимают. Объем полученого отвара доливают кипяченой водой до 200 мл.
Принимают отвар по 1/2-1/3 стакана 2-3 раза в день после еды.
"Ромазулан" (комплексный препарат экстракта и эфирного масла ромашки) применяют как наружно, так и внутрь при:
-
воспалительнных заболеваниях полости рта
-
отитах
-
цистите
-
экземе
-
нейродермите
-
анальном зуде
-
трофических язвах
При
-
язвенной болезни желудка
дают чай из смеси ромашки и мелисы (1 столовая ложка смеси на 1 стакан кипятка).
Делают компрессы, припарки из смеси цветков черной бузины и ромашки (поровну), смачивают кипятком и прикладывают к больному участку при
-
подагре
-
ревматическом полиартрите
Ванны с добавлением отвара (4 столовых ложек ромашки в 1 л. воды и 50-60 г. повареной соли, смесь кипятят 10 мин.) принимают при
-
острой экземе
-
ранах
-
язвах
Шиповник
Стебли шиповника густо усажены шипами, острыми и изогнутыми, как коровий рог. В научной медицине используют плоды шиповника, которыеобладают действием:
-
поливитаминным
-
общеукрекляющим
-
фитонцидным
-
ранозаживляющим
Одним из препаратов шиповника является настой. Принимают его при:
-
острых и хронических инфекциях
-
атеросклерозе
-
заболеваниях печени
-
заболеваниях кишечника
-
заболеваниях легких
-
заболеваниях кожи
-
почечнокаменной болезни
Для приготовления настоя 1 столовую ложку плодов, помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой, нагревают на водяной бане 15 мин., охлаждают при комнатной температуре в течение 45 мин., процеживают оставшееся сырье отжимают. Объем полученого отвара доливают кипяченой водой до 200 мл.
Принимают настой по 1/2 стакана 2-3 раза в день после еды.
Масло из семян шиповника полезно (как наружно, так и внутрь) при:
-
трещинах
-
пролежнях
-
трофических язвах
-
пузырчатке
Крапива
Свойства крапивы
Крапива обладает следующими полезными свойствами:
-
кровоостанавливающим
-
желчегоннным
-
противовоспалительнным
-
регенерирующим
-
тонизирующим
-
противоанемическим
-
сахароснижающим
Применение крапивы
Наиболее часто в медицине применяют отвар листа крапивы.
Для приготовления отвара 2 столовые ложки сухого сырья, помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой, нагревают на водяной бане 15 мин., охлаждают при комнатной температуре в течение 45 мин., оставшееся сырье отжимают. Объем полученого отвара доливают кипяченой водой до 200 мл.
Крапива для волос
Для улучшения роста волос используют отвар листьев крапивы с корнями лопуха, взятых в равной пропорции.
На 200 мл воды берут 1 столовую ложку смеси, нагревают в кипящей водой бане 30 мин., охлаждают при комнатной температуре 10 мин., процеживают, оставшееся сырье отжимают. Объем полученого отвара доливают кипяченой водой до 200 мл.
Приготовленный отвар хранят в прохладном месте не более 2 суток.
Отваром смачивают волосы после мытья, слегка втирая его в кожу головы.
Курс повторяют через каждые 2-3 недели продолжительное время.
Лечение крапивой
Отвар используют при:
-
кровотечениях
-
атеросклерозе
-
железодефицитной анемии
-
холецистите
-
гастритах
-
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
-
начальной форме сахарного диабета
-
ревматических болезнях
-
метеоризме
-
гиповитаминозе
-
диарее
-
фурункулезе
-
кожном зуде
рекомендуют настой из 1 столовой ложки смеси листьев и корней крапивы (50 гр.) и корня солодки голой (30 гр.) на 1 стакан кипятка. Выпивают как чай в 3 приема.
Как витаминный препарат: берут 2 столовые ложки смеси листьев крапивы, ягод черной смородины, шиповника коричного и корнеплодов моркови (по 1 столовой ложке каждого), настаивают в 2 стаканах кипятка. Пьют по 1/2 стакана 3-4 раза в день 1-2 месяца.
В качестве наружного средства (для улучшения эпителизации, устранения вторичной инфекции и др.) присыпают порошком из листьев крапивы (или прикладывают листья):
-
трофические язвы
-
поверхность язвенной пиодермии
Настой используют для промывания и компрессов при:
-
травмах, осложненных пиодермией
Рекомендуют настой из смеси листьев крапивы, одуванчика и цветков терновника, взятых в равных частях для:
-
улучшения нарушенного обмена веществ в организме при:
-
экземе
-
нейродермите
-
фурункулезе
-
Данный настой готовят в соотношении: 2 столовые ложки смеси трав на 2 стакана кипятка,пьют по 1/2 стакана 3 раза в день.
Высушенные и растертые в порошок листья крапивы используют при :
-
носовых кровотечениях
А соком свежих листьев
-
удаляют бородавки
Добрым словом вспоминают крапиву рыболовы и охотники. Они давно знают, что нет лучшего способа сохранить в свежем виде улов или добычу в летнее время, чем завернуть в листья крапивы.
Лекарственное растение мать-и-мачеха
Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение. Для лечебных целей собирают листья, реже - цветочные корзинки.
Лечебные свойства листьев мать-и-мачехи
Трава мать-и-мачеха (листья) обладает действием:
-
отхаркивающим
-
потогонным
-
мягчительным
-
противомикробным
Мать-и-мачеха от кашля
Листья мать-и-мачехи входят в состав грудных и мягчительных сборов.
Отваром листьев мать-и-мачехи полощут горло при ангине, кашле. Также при кашле, бронхите и других воспалениях дыхательных путей отвар принимают внутрь (детально см. раздел ниже).
Отвар мать-и-мачехи обыкновенной
Принимают отвар мать-и-мачехи в теплом виде по 1/2-1/3 стакана 2-3 раза в день за 1 час до еды при:
-
бронхитах
-
кашле
-
плевритах
-
ларингитах
-
бронхоэктазах
-
бронхиальной астме
-
туберкулезе
-
воспалении почек, мочевого пузыря и мочевыводящих путей
Для получения отвара из листьев мать-и-мачехи берут 1 столовую ложку сырья помещают в эмалированнную посуду, заливают 200 мл. (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в водяной бане 15 мин., охлаждают при комнатной температуре в течение 45 мин., процеживают, отжимают, доливают кипяченной водой до 200 мл.
Отвар листьев мать-и-мачехи используют для клизм при воспалительных процессах толстой кишки
Применение мать-и-мачехи
В народной медицине применяют настой из смеси: 1 столовую ложку смеси цветков мать-и-мачехи, 6 гр. травы руты, 20 гр. травы спорыша, заливают стаканом кипятка, настаивают 10 мин. Пьют 3 стакана в день при:
-
высыпаниях на коже
-
заболеваниях печени
-
пигментациях
Растертые листья мать-и-мачехи прикладывают к
-
гнойным ранам
-
язвам
-
фурункулам
Сок мать-и-мачехи вводят в ноздри при
-
гриппе
-
насморке
Рефлексивный этап.
-
Обучающиеся осуществляют самооценку своей деятельности.
-
-
-
-кто получил удовлетворение от своей работы на занятии
-
- А теперь давайте вспомним о правилах сбора лекарственных растениях и в этом нам поможет наш экран:
-
Нельзя рвать много лекарственных растений.
-
Нельзя собирать лекарственные растения около автомобильных дорог и ж/д путей .
-
Нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду.
-
Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду.
-
Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
-
Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
-
После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.