Статья на тему Музейная педагогика

Музейная педагогика  является одной из форм позволяющих восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико – ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности.        Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. В то время как у...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музейная педагогика является одной из форм позволяющих восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико - ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности.

Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. В то время как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.

Музейная педагогика - это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьных музеев (разделы, экспозиции, архивные исторические экспонаты и документы), включая все формы краеведения. Школьное краеведение - важный фактор воспитания молодежи, способствующее развитию познавательных интересов, приобщению учащихся творческой деятельности, формирующие практические и интеллектуальные знания, умения, навыки.

Не секрет, что современная молодежь живет в условиях возрастающего потока информации, несущий преимущественно западные идеалы. Они смотрят западные фильмы, предпочитают заграничную одежду, предметы быта. Народное искусство, народная культура уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству.

Главная цель музейной педагогики - это сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям.

Основными задачами музейной педагогики являются:

- научить ребенка видеть историко - культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценить их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению.

Музейное обучение осуществляется в форме экскурсий, занятий, уроков.

Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда - то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения.

Музейная педагогика широко используется на уроках изобразительного искусства. Так при изучении курса «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе я знакомлю детей с экспозициями своего школьного музей. При изучении интерьера и внутреннего убранства крестьянской избы учащиеся знакомятся с жизненно важными центрами (печь, красный угол ) с предметами быта (рукомойник, стол, лавка, скамья, сундук). Самым дорогим подарком в крестьянской семье являлась прялка. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Учащиеся узнают, что над прялкой трудились два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью. Знакомятся учащиеся в музее и с русской народной вышивкой, с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Широко использовалась вышивка и в русской народной одежде (рубаха, юбка - понева, сарафан). Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и приносила человеку счастье, оберегала его от всякого зла и беды.

Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают привить детям любовь к русскому народному искусству, любить и ценить русские традиции.

Итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

МКОУ Бобровская СОШ №2











Научно - практическая педагогическая конференция

«Музейная педагогика»



Подготовил

учитель изобразительного искусства

Лягоскина Валентина Александровна















2013

Г. Бобров

© 2010-2022