Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

ст.Сторожевая-2»


Согласовано «Утверждаю»

Зам.директора по УР Директор школы

_______________ _______________

«__»______2015г. «__»______2015г.




Рабочая программа

по кружку изобразительного искусства

5-9 классов «Город мастеров»










Рабочую программу составила:

учитель ИЗО

Турова Марина Владимировна

2015 год.Пояснительная записка.


Рабочая программа «Изобразительное искусство» для кружка «Палитра» 5-7 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 5-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» и занятий кружка

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Описание места занятий кружка в учебном плане.


В федеральном базисном учебномплане на занятия изобразительным искусством в кружке в5-9 классах отводится по 2 ч. в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на занятиях кружка «Палитра»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Основное содержание программы кружка ( 5-9 классы) (68 часов)


Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-9 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса ИЗО.

Изобразительное искусство, его виды и жанры. Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев,В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная,геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА.Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ванн Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник - творец - гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

5-9 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 68 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 5-9 классов - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Содержание курса «Изобразительное искусство в жизни человека»

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объёмные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека - главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.

Человек и пространство. Пейзаж.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж - большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник - это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.:Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.

17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.

18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

22.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008

Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» (5-9 класс)

Для изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

-Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

-Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-образовательном процессе):

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее средствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, включающий в себя устройство для воспроизведения CD, DVD, мультипроектор, др.)

-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности) и др.

-Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинетику:

-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием предмета

-Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

-учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.)

-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по культуроведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религии, окружающему миру, литературе и др.)

-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса

-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса

-энциклопедическая и справочная литература (философские и культуроведческие словари, справочники по теории и истории культуры и искусства, биографии деятелей и значимых персоналий культуры и искусства и др.)

-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса

-Печатные пособия, иллюстративные материалы

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

По окончании занятий в кружке учащиеся должны знать:

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 ст. Сторожевой-2»

Утверждаю Проверила зам. директора

директор школы по УВР

____________ ___________________

Енина М.В. Квасюк Г.М.









Календарное тематическое планирование занятий по программе «Город мастеров»

на 2015 - 2016 уч. год



Учебно - тематический план 5 класс

урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1.

«Вводное занятие»

1

2.

«Художественные материалы»

1

3.

«Композиции из бумаги. Аппликация»

1

4.

«Финальные аккорды осени»

1

5.

Ее величество Бумага!

1

6.

Играй фигурами и узорами!

1

7.

Рисуй, самовыражайся.

1

8.

«Фантазии, навеянные осенним разнообразием состояний природы»

1

9.

«Если бы Зима была живым существом, то она выглядела бы так…»

1

10.

Как выразить чувства, эмоции.

1

11.

Акварели на снегу.

1

12.

Работа на эмоциональные расслабления Музыкальное сопровождение

1

13.

«У зимы свои забавы»

1

14.

Сервиз для Деда Мороза.

1

15.

«Уж дух праздника в воздухе витает…»

1

16.

«Настроение природы - это и моё настроение».

1

17.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

18.

Монотипия. «Отражение в воде».

1

19.

«Удивительный мир»

1

20.

«Удивительный узор».

1

21.

Цветоведение.

1

22.

Защитник отечества.

1

23.

Пластилиновый мир.

1

24.

Сюрприз для мамы

1

25.

Рисуем воображаемое животное

1

26.

Жар-птица.

1

27.

Весенний пленэр.

1

28.

Идеи для пасхального праздника.

1

29.

Размышления о весне.

1

30.

Сцены из жизни…

1

31.

Коллаж

1

32.

Барельеф о войне.

1

33.

Летний пейзаж.

1

34.

«Моё лето».

1

Всего

34





Учебно - тематический план 6 класс

урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1.

«Вводное занятие»

1

2.

«Художественные материалы»

1

3.

«Композиции из бумаги. Аппликация»

1

4.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

5.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. .

1

6.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

7.

Рисуй, самовыражайся.

1

8.

«Фантазии, навеянные осенним разнообразием состояний природы»

1

9.

Цвет. Основы цветоведения.

1

10.

Как выразить чувства, эмоции.

1

11.

«Если бы Зима была живым существом, то она выглядела бы так…»

1

12.

Цвет в произведениях живописи.

1

13.

Работа на эмоциональные расслабления Музыкальное сопровождение

1

14.

Основы языка изображения.

1

15.

«Уж дух праздника в воздухе витает…»

1

16.

«Настроение природы - это и моё настроение».

1

17.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

18.

Монотипия. «Отражение в воде».

1

19.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

20.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

21.

Цветоведение.

1

22.

Защитник отечества.

1

23.

Освещение. Свет и тень.

1

24.

Сюрприз для мамы

1

25.

Рисуем воображаемое животное

1

26.

Натюрморт в графике.

1

27.

Рисуем на всем

1

28.

Цвет в натюрморте.

1

29.

Монотипия

1

30.

Изображение пространства.

1

31.

Смешанная техника и нестандартные приемы

1

32.

Пропорции человеческого тела

1

33.

Нарисуй мне, что ты любишь.

1

34.

Рисуй, самовыражайся.

1

Всего

34

Учебно - тематический план 7 класс

урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1.

«Вводное занятие»

1

2.

«Художественные материалы»

1

3.

«Композиции из бумаги. Аппликация»

1

4.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

5.

Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу»

1

6.

Теплые и холодные цвета

1

7.

Рисуй, самовыражайся.

1

8.

Монотипия

1

9.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

10.

Техника обрывной аппликации

1

11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

12.

Рисуем на всем

1

13.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

14.

Работа на эмоциональные расслабления Музыкальное сопровождение

1

15.

Освещение. Свет и тень.

1

16.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

17.

Натюрморт в графике.

1

18.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

19.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

20.

Рисуем натюрморт пятном

1

21.

Натюрморт в графике.

1

22.

Смешанная техника и нестандартные приемы

1

23.

Цвет в натюрморте.

1

24.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

25.

Рисуем воображаемое животное

1

26.

Пропорции человеческого тела

1

27.

Рисуем на всем

1

28.

Роль цвета в портрете.

1

29.

Монотипия

1

30.

Изображение пространства.

1

31.

Смешанная техника и нестандартные приемы

1

32.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

33.

Пейзаж - большой мир.

1

34.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Всего

34

Учебно - тематический план 8 класс

урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1.

«Вводное занятие»

1

2.

Цвет. Основы цветоведения

1

3.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

4.

Виды композиции.

1

5.

Контраст и нюанс в композиции. Понятие о симметрии и асимметрии в композиции.

1

6.

Создание собственной композиции из геометрических фигур

1

7.

Метр и ритм.

1

8.

Пропорции их место в искусстве.

1

9.

"Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.

1

10.

Освещение и его роль в восприятии формы.

1

11.

Создание фантастического рисунка с помощью цветовых контрастов

1

12.

Цвет. Цветовые гармонии.

1

13.

Декоративно- тематическая композиция.

2

14.

15.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

16.

Знакомство с натюрмотром

1

17.

Натюрморт в графике.

1

18.

Декоративный натюрморт

1

19.

Декоративный натюрморт

1

20.

Рисуем натюрморт пятном

1

21.

«Графити» На тему «Любимый город»

1

22.

Рисование натюрморта

1

23.

Пейзаж - большой мир.

1

24.

Создание выразительных объектов в природы

1

25.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

2

26.

27.

Рисование пейзажа различными техниками

2

28.

29.

"Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.

1

30.

"Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи). Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением

1

31.

Смешанная техника и нестандартные приемы

1

32.

Летний пейзаж

1

33.

Пейзаж - большой мир.

1

34.

Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение.

1

Всего

34

Учебно - тематический план 9 класс

урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1.

«Вводное занятие»

1

2.

Цвет. Основы цветоведения

1

3.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

4.

"Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи). Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением

1

5.

"Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.

1

6.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

7.

Рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур

1

8.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

9.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

10.

Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение.

1

11.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

12.

Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта.

1

13.

Изображение пространства.

1

14.

Приемы работы цветными карандашами Изображение природы.

1

15.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

16.

Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги)

1

17.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

18.

Фантастический пейзаж

1

19.

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

20.

Рисуем натюрморт пятном

1

21.

Натюрморт в графике.

1

22.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

23.

«Графити» На тему «Любимый город»

1

24.

Графический портретный рисунок.

1

25.

Карикатура

1

26.

Роль цвета в портрете.

1

27.

Фон, роль фона в портрете

1

28.

Черно-белый портрет поп-арт

1

29.

Копирование портрета

1

30.

Изображение орнаментов

1

31.

Смешанная техника и нестандартные приемы

1

32.

Летний пейзаж

1

33.

Пейзаж - большой мир.

1

34.

Город прекрасен

1

Всего

34



© 2010-2022