- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья на тему Презентация опыта по теме «Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства»
Статья на тему Презентация опыта по теме «Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Шемет И.Ю. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Дмитриева»
Презентация опыта
по теме:
«Применение ИКТ
в системе уроков
изобразительного искусства»
Подготовила
Лавлинская Т.В.
учитель ИЗО
МБОУ «Средняя
школа №1
г.Дмитриева»
Презентация опыта по теме:
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
(Слайд 2) Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства - это творческое развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?
(Слайд3) Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Перед учителем периодически возникает проблема:
-
Как сделать уроки ИЗО более эмоциональными?
-
Как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?
Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.
(Слайд 4) Цель, которую я ставлю перед собой:
Повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в системе уроков изобразительного искусства.
(Слайд 5) Использование ИКТ позволяет мне решить задачи:
-
Развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства.
-
Формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника.
-
Научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.
(Слайд 6) Использование ИКТ направленно на:
-
развитие критичности и самостоятельности мышления,
-
развитие логического мышления,
-
тренировку памяти,
-
формирование навыков вариативного мышления,
-
развитие эвристического мышления,
-
развитие ассоциативного, образного мышления,
-
обучение приемам и методам фантазирования.
(Слайд 7) На уроках ИЗО я использую такие ИКТ, как:
-
Мультимедиапроектор и экран,
-
Презентация Power Point,
-
Мультипликация,
-
Обучающие интерактивные игры.
-
Paint.NET,
-
Internet Explorer
-
Кинофрагменты учебных фильмов,
-
Мультимедийные учебные пособия,
-
Графический планшет,
(Слайд 8) Привычную школьную доску заменяет огромный экран и. мультимедиапроектор. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве»... Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст - звук - видео - цвет».
(Слайд 9) Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Небольшой перечень уроков, на которых я использую презентации, при изучении нового материала:
-
Современное повседневное и выставочное декоративное искусство (5 кл.),
-
Витраж (5 кл.),
-
Герб (6 кл.),
-
Цвет - основа языка живописи (6 кл.),
-
Плакат (7 кл.),
-
Историческая тема в живописи (7 кл.).
(Слайд 10) Созданный мною блок презентаций в программе Power Point по теме « Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства. Раскрыть присущий детству наивно - декоративный язык изображения и образность, игровая атмосфера, связанная непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.
(Слайд 11)По теме « Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Аленький цветочек», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что-то необычное, что доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.
(Слайд 12)В 6 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные учебные пособия. Это и различные электронные художественные энциклопедии, и (Слайд 13)учебные фильмы из серии « Учимся рисовать» и др. Я рекомендовала бы их использовать, при изучении следующих тем:
-
Рисунок в плакате (7 кл.),
-
Учимся рисовать человека с натуры (наброски) (7 кл.),
-
Портрет в графике (6 кл.),
-
Натюрморт в графике (6 кл.),
-
Черное и белое - основа языка графики. (6 кл.).
(Слайд 14) Использование обучающих интерактивных игр позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.
(Слайд 15) Как-то на уроке заметила ученика, сидевшего нахмурившись, абсолютно не готового к работе, диалогу и сотрудничеству. Тогда попробовала посадить за свой рабочий компьютер. Открыла программу «Paint», и предложила нарисовать ему задуманное. Сейчас я уже ввела в практику, после объяснения темы предлагать одному ребенку поработать за компьютером и передать свои впечатления не на альбомном листе, а в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере:
-
Из истории декоративного искусства(5 кл.),
-
Витраж (5 кл.),
-
Шрифт (7 кл.).
(Слайд 16) Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Internet Explorer, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих учащихся. Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:
-
Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени (7 кл.),
-
Творчество В.И.Сурикова (7 кл.),
-
Праздничные народные гулянья (5 кл.),
-
Человек и декор одежды (5 кл.),
-
Музеи мира (6 кл.),
-
Вглядываясь в человека. Жанр портрета (6 кл.),
(Слайд 17) Графический планшет служит великолепным подспорьем при изучении нового материала, особенно на уроках:
-
Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства (6 кл.),
-
Анималистический жанр(6 кл.),
-
Пейзаж в графике(6 кл.).
Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.
(Слайд 18) Хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Вывод. Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.