Методическая разработка на тему Графика

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

методическая разработка в области изобразительного искусства

«Влияние штриховки на выразительность графической картины, рисунка»

Выполнена преподавателем МБОУ гимназия №1 города Костромы -Груздевой Натальи Юрьевны.







Кострома 2015 г.

Структура методической разработки.

1.Цели и задачи графической композиции в школе.

2.Методы обучения.

3.Понятия штриховки предмета, создания обьема, пространства.

4.Список учебно-методической литературы.

1.Цели и задачи графической композиции в школе.

Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка графики техники». Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки ее выпускников.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность ребенка.

Мир художественных образов - неотъемлемая часть истинной жизни человека. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Человеку, тем более ребенку, необходимо получать духовную «пищу» для становления личности, и гармонии с самим собой и окружающим .

Цель: выявление роли графики как средства отображения окружающей действительности у младших школьников.

Задачи:

раскрыть понятие графики, выявить её классификацию и виды;

выявить особенности использования графики как средства отображения окружающей действительности;

на практике провести цикл уроков по обучению выразительным средствам графики,

выявить уровень овладения графическими техниками

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

- обучить основным правилам и приемам графических построений;

-развивать статические и динамические пространственные представления и воображения, пространственное, образное и логическое мышление, творческие способности учащихся;

- содействовать привитию школьникам графической культуры;

- формировать эстетический вкус, аккуратность;

- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях;

2.Методы обучения.

Графика (греч. - письменный, от греч. - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского, - «воздух белого листа»).

Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В.И. Баженова в России). Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры

Классификация видов графики.

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика».

Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии от живописи, она намного более доступна. Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка. Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди великих художников

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования) - механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати различаются такие разновидности («техники») печатной графики, как:

ксилография,

линогравюра,

цинкография,

литография,

гравюра на картоне,

гравюра резцом на меди,

офорт,

меццо-тинто,

акватинта,

сухая игла.

Ксилография - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры.

Линогравюра - гравюра на линолеуме.

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Гравюра на картоне - вид графического тиражируемого изображения, используемый в основном в средней школе, на уроках изобразительного искусства. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами.

Меццо-тинто, «чёрная манера» - вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернённой доске.

Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. [10]

Уникальная графика - рисунок (карандашом или цветными карандашами, фломастером, углем, соусом, мелом, цветными мелками - пастелью, тушью - кисточкой или пером и т. д.), акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. [7]

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

Книжная графика (иллюстрации, обложки т. п.)

Журнальная и газетная графика

Прикладная графика, (плакат и пр.)

Компьютерная графика

Промышленная графика

Станковая графика включает в себя станковый рисунок и эстамп.

Станковый рисунок - изображение, созданное на станке (мольберте).

Эстамп - произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема:

Высокую печать (обрезная ксилография; торцовая ксилография; линогравюра; гравюра на картоне).

Глубокую печать (офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис; сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто).

Плоскую печать (литография).

Трафаретную печать (шелкографские техники; вырезной трафарет).

Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т.п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Журнальная и газетная графика - графика, использующаяся для печати в периодических изданиях.

Прикладная графика - группа листовых изданий, имеющих главным образом бытовое или близкое к нему служебное назначение: экслибрисы, этикетки, почтовые марки и т. п.

Компьютерная графика - область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.

Промышленная графика - вид прикладной художественной графики, обслуживающий сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания - каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги - бланки, конверты и др.). По своим задачам тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. Особую, самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая особенно большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты, армянский, грузинский алфавиты и др.).

3.Понятия штриховки предмета, создания обьема, пространства.

Средства выразительности в графике, материалы и техники рисунка

Графика является одним из видов изобразительного искусства. По сравнении с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем, сангиной, тушью и др. Произведения графики обычно выполняются на бумаге, реже - на пергаменте, ткани и других материалах. В основе графического произведения лежит рисунок.

Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть наброски сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции.

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому очень важен высокий уровень оформления книг для детей. Простота, лаконичность графики позволяют детям даже младшего дошкольного возраста схватывать главное, определять сюжетную линию. [10]

Средствами выразительности графики являются:

Линия

Штрих

Пятно

Тон

Линия - протяжённый и тонкий пространственный объект; в переносном значении - цепь связанных друг с другом объектов.

Штрих - тонкая черта, линия;

Пятно - место на какой-нибудь поверхности, выделяющееся только по цвету от остальной поверхности.

Тон - одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный». [3]

Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых.

Материалы графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Бумага - предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обретают линия и пятна; при этом монохромное изображение на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет охарактеризовать графику как искусство «белого и черного». Но это вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, акварель, и т.п.).

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Техники рисунка:

Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель).

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Распространен твердый уголь из прессованного угольного. Техника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.

Сангина - палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой.

Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус).

Акварель - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричневый.

Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, картону, полотну, шелку. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воздействию - к пастели. [6]

Методика обучения графике в начальной школе

На уроках изобразительного искусства мы используем различные виды штрихов линии, точки. Выделяем основные виды штрихов и линий:

1. Контурные линии.

Они точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Эти линии должны как бы стекать по поверхности предмета. Контурные линии могут быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими, их необходимо располагать близко друг к другу.

2. Параллельные линии

При рисовании этих линий необходимо следить, чтобы они были прямыми и максимально параллельными. Предмет, нарисованный такими линиями, выглядит плоским. Удобно так рисовать пейзажи и явления природы (дождь, туман).

3. Перекрёстная штриховка.

Эта штриховка выполняется параллельными линиями, которые наносятся в различном направлении. Такая штриховка используется для передачи шероховатой поверхности и для углубления тона. При выполнении этой работы требуется большая аккуратность, так как линии должны иметь одинаковую толщину и наклон.

4. Запутанные линии.

Эти линии извиваются, петляют небрежно и свободно. Они идут в любом направлении, могут быть любой длины. Такие линии используются для набросков, они хорошо поддаются коррекции. Запутанные линии используются для изображения деревьев, кустарников, курчавых волос на портрете.

5. Волнистые линии.

Эти линии наносятся близко друг к другу так, чтобы создавалась волнистая поверхность. Волнистые линии используются для передачи фактуры дерева, перьев, прожилок листьев.

6. Соприкасающиеся линии.

Эти линии похожи сразу и на контурные и на перекрёстные, они могут пересекаться в любых направлениях. Соприкасающимися линиями удобно изображать мех животных, траву. Учащимся необходимо показать, что эти линии не нужно рисовать ровными рядами.

После того как учащиеся познакомились с различными видами штрихов и выполнили работы с их помощью, предлагается новый вид штриховки - точками. Чтобы нанести точку, перо необходимо держать строго перпендикулярно листу бумаги. При выполнении точечной штриховки от учащихся требуется усидчивость и терпение, аккуратность.

7. Точечная штриховка

Точечная штриховка используется для изображения объектов, состоящих из многих мелких частей (брызги воды, облака, песок).

Тон - это степень светлоты или темноты цвета. Ребёнок имеет дело с чёрным и белым цветом. Белый цвет - это цвет чистого листа, если немного нанести туши штрихами и точками - получим серый цвет, и чем реже они, тем серый цвет будет светлее. Когда штрихи и точки расположены очень близко друг к другу - получаем чёрный цвет. Соотношение тонов очень важно при работе в разделе «Графика». Ученик должен обязательно наносить контуры предмета, чтобы придать ему форму. Это можно сделать путём умелого использования тона. Помещая тёмные объекты на светлом фоне, создаём естественную границу.

8. Контраст

Контраст - ключ к чёткому рисунку. Создавать контрасты можно с помощью цвета и изменения направления линий. Этот способ наиболее эффективен, если в работе используется один вид штрихов.

Что значит «уникальная» графика?

Что называют «печатной» графикой?

Где мы можем встретить эти виды графики?

4.Список учебно-методической литературы.

1.Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики [Текст]: Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. - М.: Акaдeмия, 2000. - 192 с.

2.Графика [Электронный ресурс] / #"justify">.Дубровина И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений. / Сост. - Данилова Е.Е., Прихожан А.М. - М.: Акaдeмия, 2002. - 357 с.



© 2010-2022