Программа по внеурочной деятельности 4 класс

Внеурочная деятельность Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2009 г.)         Программа предназначена для...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2009 г.)

Программа предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.

Большой мир искусства откроет детям свои тайны!

Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи преподавания изобразительного искусства :

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.

Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой

письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.

Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:

- живопись,

- графика,

- скульптура,

- народное и декоративно-прикладное искусство,

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Занятия построены следующим образом:

  1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  1. Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.

  2. Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,

- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,

- творчества (креативности) : предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,

- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.

- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

Ценностные ориентиры содержания данного курса:

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 132 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Место проведения занятий - учебный кабинет . Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-10 лет.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников.

2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) ;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся

научаться:

1-2 классы

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних - выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

3 классы

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

4классы

-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;

цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию по выставке работ .

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

4 класс

Содержание программы

Истоки родного искусства (8 часов).

Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня.

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.

Образ традиционного русского дома - избы. Украшение избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Постройка, украшение, изображение при создании избы.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.

У каждого народа складывается свое представление о красоте человека - и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.

Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты - « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины.

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник - это народный образ радости и счастливой жизни.Выставка творческих работ.

Древние города нашей земли ( 8 часов).

Древнерусский город - неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов.

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек).

Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

Соборы - святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловые значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд.

Одежда и оружие воинов - их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа, развитие навыков изображение человека.

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города ( по выбору учителя). Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы - памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.

Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы.

Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Игра-викторина «Древние города нашей земли».

Каждый народ - художник (10 часов).

Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической) Европы. Однако учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.

Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный материал. Присутствие крепостных стен.

Особое значение искусства Древней Греции.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.

Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма.

Игра - викторина «Каждый народ художник» (обобщение тем)

Искусство объединяет народы ( 8часов).

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства - матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Изображение страдания в искусстве.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Тема детства. Юности в искусстве.

Итоговая выставка работ.

Тематическое распределение часов

№ п/п

Содержание тематического блока

Количество часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся.

Истоки родного искусства (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

1

Умение изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека;

проводить экскурсию по выставке работ.

2

Пейзаж родной земли. Осень

1

3

Гармония жилья с природой

1

4

Образ красоты человека. Добрый молодец.

1

5

Образ красоты человека. Русская красавица.

1

6

Народные праздники. Ярмарка.

1

7

Народные праздники

1

8

Выставка творческих работ

1

Древние города нашей земли ( 8 часов).

9

Древнерусский город - крепость

1

Умение цветом передавать пространственные планы; передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

10

Древние соборы

1

11

Древний город и его жители

1

12

Древнерусские воины-защитники

1

13

Города Русской земли

1

14

Узоречье теремов

1

15

Праздничный пир в теремных палатах

1

16

Игра-викторина «Древние города нашей земли»

1

Каждый народ - художник (10 часов).

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

1

Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого.


18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Китая

1

19

Искусство народов гор и степей

1

20

Искусство народов гор и степей Постройки.

1

21

Образ художественной культуры Средней Азии

1

22

Образ художественной культуры Средней Азии. Город в пустыне.

1

23

Образ художественной культуры Древней Греции

1

24

Образ художественной культуры Древней Греции. Природа.

1

25

Образ художественной культуры средневековой западной Европы

1

26

Многообразие художественных культур в мире

Игра-викторина « «Каждый народ художник»

1

Искусство объединяет народы ( 8 часов).

27

Все народы воспевают материнство

1

Умение передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

28

Все народы воспевают мудрость старости

1

29

Сопереживание - великая тема искусства

2

30

Герои, борцы и защитники

1

31

Герои, борцы и защитники. Тема героя в искусстве разных народов.

1

32

Юность и надежды

1

33

Искусство народов мира (обобщение)

1

итого

34

Учебно-методическая литература:

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.- ( в помощь школьному учителю).

2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- ( в помощь школьному учителю).

3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.

4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007

5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 г.



© 2010-2022