Программа элективного курса для 10-11-х классов «Инженерная графика»

Рабочая программа по предмету «Инженерная графика» составлена в соответствии с новыми действующими учебными планами и предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по техническим специальностям среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин. Учебный план предусматривает изучение дисциплины в течение...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса для 10-11-х классов «Инженерная графика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 2

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Телефоны: 43-34-66

Ханты-Мансийский автономный округ, Тел./факс: (3466) 46-54-68

г. Нижневартовск, ул. Омская ,66 а Электронная почта: :Litsey 2

@rambler.ru

Программа элективного курса для 10-11-х классов «Инженерная графика»











Программа элективного курса для 10-11 х классов

«Инженерная графика»




Барило Т.Г.

Учитель черчения.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины « ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА »

для учащихся 10 - 11 классов

(элективный курс)

г. Нижневартовск 2010 г.

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся 10 -11 классам по техническим специальностям.

«_____» _____________2010 г.

Заместитель директора

по учебной работе:

_________________ С.В. Кокорина



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа по предмету «Инженерная графика» составлена в соответствии с новыми действующими учебными планами и предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по техническим специальностям среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин. Учебный план предусматривает изучение дисциплины в течение в 10 - 11 классах (1 час в неделю).

Программа предмета предусматривает изучение техники черчения, основ начертательной геометрии и проекционного черчения, машиностроительного черчения, правил выполнения схем, а также приобретение учащихся практических навыков выполнения конструкторской документации в соответствии с Государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Учебный процесс по предмету «Инженерная графика» организован таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно и инициативно выполнять и читать чертежи, приобрести навыки в пользовании учебниками, учебными пособиями, справочниками, ГОСТами, чертежными и измерительными инструментами.

Для лучшего усвоения программного материала по всем темам используются различные наглядные пособия: плакаты, планшеты, макеты, модели, детали механизмов, готовые чертежи, презентации, мультимедийная установка.

Все графические работы выполняются карандашом на бумаге формата А 4 или миллиметровке. Упражнения, конспекты выполняются в рабочих тетрадях в клетку. Работы 10 - 11 класса брошюруются в альбом с выполнением титульного листа. Все практические работы индивидуальны.

В результате изучения дисциплины учащиеся должен знать:

правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации;

способы графического представления пространственных образов и схем;

стандарты ЕСКД.

Учащиеся должен уметь:

использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности;

выполнять конструкторские документы, курсовые, расчетно-графические и дипломные работы с помощью компьютерной графики.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем


Максимал

.нагрузка учащихся

Самост.

нагрузка учащихся


Кол-во часов

Граф., практ., контрол. работ




Введение

1

Раздел 1. Геометрическое черчение

4

1

4

1

Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей

3

2

3

1

Тема 1.2. Геометрические построения

2

1

2

1

Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей

2

1

2

1

Раздел 2. Проекционное черчение

6

2

6

2

Тема 2.1. Методы проекций. Эпюра Монжа.

2

1

2

1

Тема 2.2. Аксонометрические проекции

4

1

4

2

Тема 2.3. Сечение геометрических тел секущими плоскостями

2

1

2

1

Тема 2.4. Взаимное пересечение геометрических тел

2

2

2

2

Тема 2.5. Проекции моделей

2

1

2

2

Раздел 3. Техническое рисование и элементы технического конструирования

1

2

1

1

Тема 3.1. Технические рисунки моделей

1

1

1

1

Раздел 4. Машиностроительное черчение

8

4

8

2

Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации

2

1

2

2

Тема 4.2. Изображения - виды, разрезы, сечения

6

1

6

2

Контрольная работа №1 "Построение целесообразного разреза".

1

2

1

Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой

2

1

2

2

Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи

2

1

2

1

Тема 4.5. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей

2

1

2

2

Тема 4.6. Чертежи общего вида и сборочные чертежи

2

1

2

2

Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей

4

4

3

1

Раздел 5. Чертежи и схемы

1

1

Тема 5.1. Схемы

2

1

2

2

Тема 5.2. Элементы строительного черчения

4

2

4

2

Контрольная работа №2 "Сборочный чертёж"

1

1

1

Всего по дисциплине:

68

34

69

34






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:

  • Формирование учащихся технической грамотности, технологической культуры, культуры труда.

  • Воспитание профессиональных умений и навыков.

  • Ознакомление с основными видами производственного изготовления деталей машин и условиями их взаимозаменяемости в современном производстве, а также с условиями обеспечения технологичности изделий.

Задачи:

  • Реализация познавательных и других интересов и потребностей ученика через приобретение технических и технологических знаний, умений и навыков.

  • Социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

  • Выполнение основных технологических операций и осуществление подбора материала, заготовок, инструмента, приспособлений.

  • Участие в республиканской олимпиаде "Шаг в будущее" в номинациях технология машиностроения.

Содержание программы.

Программа построена на теоретическом изучении основных видов производственного изготовления деталей машин и условиями из взаимозаменяемости в современном производстве, с условиями обеспечения технологичности изделий. Ознакомление с прочностными характеристиками различных материалов.

Способствуют пополнению арсенала технических знаний, позволяет на определённом уровне четко сформулировать понятие "конструктивно"и "неконструктивно" при оценке и анализе конкретного чертежа детали, сборочной единицы.

Способствуют повышению квалификации в области Машиностроительного черчения всем заинтересованным.

Предлагаемая программа знакомит учащихся с технологической прочностными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, их работоспособностью и надёжностью, с видом соединения деталей машин и механическими передачами, отражаются вопросы, с которыми наиболее часто приходится встречаться при чтении и выполняемые Машиностроительных чертежей.

  • Способствует развитию творческого потенциала учащихся.

  • Активизирует: пространственное мышление, технический и технологический аспект обучения.

  • Подготавливает к практической деятельности.

Ожидаемые результаты.

  1. Обогащение знаниями, умениями, навыками техники и обработки материалов.

  2. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

  3. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, самоопределения, коллективизма, стремления к знаниям и познанию, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

  4. Применение знаний об основных способах изготовления деталей машин и условиями их взаимозаменяемости в современном производстве, а также с задачами обеспечения технологичности изделий в профессиональном самоопределении.

Сроки реализации программы.

Согласно календарно-тематического планирования (прилагается выше).


РАЗДЕЛ 1. Геометрическое черчение

Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей

Форматы чертежей по ГОСТ (основные и дополнительные). Сведения о стандартных шрифтах. Размеры и конструкция букв и цифр (арабских и римских), а также знаков. Правила выполнения надписей на чертежах.

Учащийся должен знать:

размеры основных форматов (ГОСТ 2.301-68);

типы, размеры, назначение линий чертежа (ГОСТ 2.303-68);

размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков;

форму, размеры и содержание граф основной надписи (штампа) на графических документах;

Учащийся должен уметь:

выполнять различные типы линий на чертежах;

выполнять надписи на технических документах;

заполнять графы основной надписи.

Практическое занятие 1. Понятие о стандартах. Линии чертежа.

Упражнения на закрепление материала:

1. Карточки программированного контроля:

линии чертежа;

масштабы.

Практическое занятие 2. Чертёжный шрифт.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнение букв, цифр и надписей чертёжным шрифтом.

Графическое задание № 1: «Титульный лист» (формат А 4).

Практическое занятие 3.

Упражнения по выполнению надписей чертёжным шрифтом (формат А 4).

Тема 1.2. Геометрические построения

Уклон и конусность, определение, расчет, правила построения, обозначение. Деление окружности на равные части. Сопряжения, принципы построения сопряжения между прямыми и дугами. Лекальные кривые.

Учащийся должен знать:

масштабы по ГОСТ, определение, применение и обозначение;

правила деления окружности на равные части;

правила деления отрезка прямой, деления углов;

последовательность построения лекальных кривых (эллипса, гиперболы, параболы, циклоидных и спиральных кривых, синусоиды);

правила нанесения размеров на чертёж по ГОСТ 2.307-68;

Учащийся должен уметь:

строить параллельные и перпендикулярные прямые, уклон и конусность;

строить сопряжения между двумя прямыми, дугами, между прямой и дугой;

строить различные виды лекальных кривых;

строить овалы и овоиды.

Практическое занятие 4. Деление отрезков, углов, окружности на равные части. Уклон и конусность.

Упражнения на закрепление материала:

Выполнение деления отрезков, углов, окружности на равные части.

Карточки программированного контроля.

Практическое занятие 5.Сопряжения: внутренние, внешние, смешанные.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнение сопряжений разных видов.

2. Карточки программированного контроля.

Практическое занятие 6. Лекальные кривые. Коробовы кривые.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнение лекальных кривых.

2. Карточки программированного контроля.

Практическое занятие 7.

Графическое задание №2: «Плоский контур» (формат А 4)

Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей

Общие требования к размерам в соответствии с ГОСТом 2.307-68. Линейные и угловые размеры и выносные линии, стрелки, размерные числа и их расположение на чертеже, знаки, применяемые при нанесении размеров.

Учащийся должен знать:

правила проведения выносных и размерных линий для угловых и линейных размеров;

общие требования к размерам (ГОСТ 2.307-68)

упрощения при нанесении размеров;

приёмы вычерчивания контуров деталей с применением различных геометрических построений.

Учащийся должен уметь:

правильно наносить размеры линии по отношению к изображению;

правильно располагать размерные числа;

определять масштаб изображения при компоновке чертежа.

Практическое занятие 8. Нанесение размеров на чертежах

Упражнения на закрепление материала:

1. Вычерчивание контура детали простой конфигурации.

2. Нанесение размеров на чертеже детали простой конфигурации.

Практическое занятие 9. Упражнения по вычерчиванию контура технической детали с нанесением размеров.


РАЗДЕЛ 2. Проекционное черчение

(Основы начертательной геометрии)

Тема 2.1. Метод проекций. Эпюра Монжа

Образование проекций. Методы и виды проецирования. Виды проецирования. Типы проекций и их свойства. Комплексный чертёж. Понятие об эпюре Монжа. Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой. Взаимное положение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве.

Учащийся должен знать:

методы проецирования

проецирование точки на три плоскости проекций;

проецирование отрезка прямой на три плоскости проекций.

Учащийся должен уметь:

измерять координаты точки;

читать комплексные чертежи проекций точек и прямых;

определять положение точки или поверхности относительно плоскостей проекций;

строить третью проекцию по двум данным.

Практическое занятие 10. Проецирование точки, отрезка, прямой.

Упражнения на закрепление материала:

1. Построение проекций точки, отрезка, прямой на плоскости.

Практическое занятие 11. Проецирование плоских фигур.

Упражнения на закрепление материала:

1. Построение проекций простейших геометрических фигур на плоскости.

Тема 2.2. Аксонометрические проекции

Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Коэффициенты искажений. Построение плоских фигур в аксонометрии. Замена построения эллипса (аксонометрия круга) построением овала. Аксонометрия геометрических тел: цилиндра, призмы, пирамиды, конуса и шара.

Учащийся должен знать:

назначение аксонометрических проекций;

виды аксонометрических проекций (изометрия, прямоугольная и косоугольная диметрия), расположение осей и коэффициенты искажения;

Учащийся должен уметь:

изображать координатные оси, плоские фигуры, геометрические тела в аксонометрии;

строить овалы, заменяющие эллипсы.

Практическое занятие 12.

Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрии.

Упражнения на закрепление материала:

1. Изобразить правильный пятиугольник на трех плоскостях проекций, в различных аксонометрических осях.

Практическое занятие 13. Комплексный чертёж плоских фигур.

Упражнения на закрепление материала:

1.Изобразить геометрические тела в различных видах аксонометрических проекций.

Практическое занятие 14. Проекции геометрических тел.

Упражнения на закрепление материала:

1. Построение геометрических тел в различных проекциях.

Практическое занятие 15.

Графическое задание №3: Построить комплексные чертежи и аксонометрию 4-х геометрических тел. Найти на них проекции заданных точек (миллиметровка формат А3).

Тема 2.3. Сечение геометрических тел плоскостями

Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины сечения. Построение разверток поверхностей усеченных геометрических тел. Изображение аксонометрии усеченных геометрических тел.

Учащийся должны знать:

о получении сечений проецирующими плоскостями;

правила нахождения действительной величины фигуры сечения;

о развертках геометрических тел;

о применении усеченных тел;

Учащийся должен уметь:

строить действительную величину фигуру сечения тела;

изображать усечённые геометрические тела в аксонометрических проекциях.

Практическое занятие 16. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Действительная величина сечения.

Упражнения на закрепление материала:

1. Построение развёртки усечённых геометрических тел.

Практическое занятие 17.

Графическое задание №4: Построить комплексный чертеж, развертку и аксонометрию усеченного геометрического тела. Выполнить фигуру сечения в натуральную величину (формат А3).

Тема 2.4. Взаимное пересечение поверхностей тел

Что такое линия пересечения двух геометрических поверхностей. Методы построения линий пересечения. Метод вспомогательных секущих плоскостей. Пересечение многогранников и тел вращения. Пересечение двух призм, построение в аксонометрии.

Учащийся должны знать:

о применении пересечения геометрических тел в технике;

о линиях пересечения и перехода геометрических тел;

Учащийся должен уметь:

строить линии пересечения 2-х геометрических тел ;

строить аксонометрию пересекающихся геометрических тел.

Практическое занятие 18. Взаимное пересечение поверхностей вращения.

Упражнения на закрепление материала:

1. Построение линии пересечения цилиндров, полусфер.

Практическое занятие 19.

Графическое задание №5. Построить комплексный чертеж и аксонометрическую проекцию двух пересекающихся геометрических тел (формат А4).

Тема 2.5. Проекции моделей

Построение третьей проекции модели по двум данным. Построение комплексного чертежа по наглядному изображению модели или с натуры. Построение аксонометрического изображения по комплексному чертежу. Нанесение собственных теней. Выбор положения модели для более наглядного ее изображения.

Учащийся должен знать:

о назначении технического рисунка и отличие его от чертежа, выполненного в аксонометрических проекциях;

зависимость наглядности модели от выбора аксонометрических осей ;

Учащийся должен уметь:

строить по двум данным проекциям третью проекцию модели ;

строить комплексные чертежи моделей по аксонометрическому изображению и с натуры;

вычерчивать аксонометрические проекции модели;

зарисовывать плоские фигуры и окружности, расположенные в разных плоскостях проекций.

Практическое занятие 20. Построение третьей проекции по двум данным.

Упражнения на закрепление материала:

1. Построение третьей проекции по двум данным.

Практическое занятие 21.

Графическое задание №6: Призма с вырезом (формат А3).


РАЗДЕЛ 3.Техническое рисование и элементы технического конструирования

Тема 3.1. Технический рисунок модели

Приёмы построения рисунков моделей. Элементы технического конструирования и рисунки деталей. Приёмы изображения вырезов на рисунках моделей. Штриховка фигур сечения. Теневая штриховка.

Учащийся должен знать:

зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей;

приёмы построения технического рисунка модели;

об элементах дизайна в конструкции детали;

Учащийся должен уметь:

выполнять технические рисунки моделей с использованием теней.

Практическое занятие 22. Технические рисунки моделей.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнение технического рисунка модели с натуры (формат А4).

РАЗДЕЛ 4. Машиностроительное черчение

Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации

Машиностроительный чертёж, его назначение. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68 (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект). Виды конструкторской документации в зависимости от содержания по ГОСТ 2.102-68. Виды конструкторской документации в зависимости от стадии разработки по ГОСТ 2.103-68 (проектные и рабочие). Шифры документов.

Учащийся должен знать:

об этапах проектирования;

о зависимости качества и эффективности производства от качества чертежа и правильности применения стандартов;

о современных тенденциях усовершенствования чертежно-графических и проектно-конструкторских работ;

назначение машиностроительного чертежа;

виды изделий (ГОСТ 2.101-68);

виды конструкторской документации (ГОСТ 2.102-68, ГОСТ 2.103-68);

шифры конструкторских документов;

Учащийся должен уметь:

правильно выбирать и заполнять штампы на различных конструкторских документах;

определять назначение документов.

Практическое занятие 23.

Основные сведения о машиностроительных чертежах.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнить основные надписи на различных конструкторских документах.

Тема 4.2. Изображения - виды, разрезы, сечения

Виды, их классификация, расположение, обозначение. Требования к выбору главного вида. Разрезы, их назначение, классификация, обозначение. Совмещение вида и разреза. Сечения, их классификация, обозначение. Графическое обозначение материалов в сечении. Выносные элементы. Их назначение и оформление. Условности и упрощения при выполнении изображений.

Учащийся должен знать:

виды основные, дополнительные и местные, их расположение и обозначение;

разрезы простые и сложные, их обозначение и оформление;

сечения выносные и наложенные, их обозначение и изображение;

выносные элементы, область применения;

условности и упрощения, сокращающие количество и размер изображений, облегчающие выполнение изображений и повышающие их наглядность;

Учащийся должен уметь:

выбрать изображение главного вида;

выполнять основные, местные и дополнительные виды, обозначать их;

правильно выполнять, располагать и обозначать простые разрезы;

графически обозначать материалы в сечении;

выполнять и обозначать сечения;

применять условности и упрощения.

Практическое занятие 24. Виды: классификация, обозначение, изображение, назначение.

Упражнения на закрепление материала:

Построить все основные виды в проекционной связи модели с натуры. Выбрать необходимое количество видов.

Практическое занятие 25. Сечения: виды, обозначение, изображение.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнить вынесенные сечения, обозначить их.

Практическое занятие 26. Разрезы: виды, обозначение, изображение.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнить простой разрез.

Практическое занятие 27.

Упражнения на закрепление материала:

1. Выполнить сложные разрезы технических деталей.

Практическое занятие 28.

Упражнения на закрепление материала:

1.Выполнить выносные элементы технических деталей.

Практическое занятие 29.

Контрольная работа №1 "Построение целесообразного разреза"

Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой

Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы (по форме профиля, по назначению, по числу заходов, по направлению витков и т.д.). Основные параметры резьбы. «Крупная» и «мелкая» резьба. Обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепёжных деталей.

Учащийся должен знать:

о винтовой поверхности;

классификацию резьбы, основные параметры и характеристики стандартных резьб общего назначения;

правила изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек);

Учащийся должен знать:

изображать и обозначать по ГОСТу стандартные резьбы;

изображать и обозначать резьбовые соединения.

Практическое занятие 30. Основные сведения о резьбе.

Упражнения на закрепление материала:

1. Изображение резьбы на чертежах.

Практическое занятие 31.

Упражнения на вычерчивание крепёжных деталей с резьбой.

Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи

Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая части конструкторского документа. Применение нормальных диаметров, длины и т.п. Понятие о конструктивных и технологических базах.

Назначение, сходство и различия эскиза и рабочего чертежа. Последовательность выполнения эскиза детали с натуры. Глазомерный масштаб. Центровые отверстия. Обозначение материала, применяемого для изготовления детали. Мерительный инструмент. Приемы обмера. Порядок составления рабочего чертежа детали по ее эскизу.

Учащийся должен знать:

об элементах формы детали;

о графической и текстовой части чертежа;

о конструктивных и технологических базах, нормальных диаметрах, длине и особенностях конструирования деталей машин;

требования к рабочим чертежам детали;

как применять глазомерный масштаб;

последовательность выполнения эскиза с натуры;

Учащийся должен знать:

выполнять и читать эскизы деталей;

применять сечения, разрезы и выносные элементы;

измерять размеры мерительным инструментом;

правильно оформлять основную надпись (штамп) и другие надписи на эскизах и рабочих чертежах.

Практическое занятие 32. Назначение эскиза и рабочего чертежа.

Упражнения на закрепление материала:

Графическая работа №7: Выполнить эскиз валика с резьбой, применяя вынесенные сечения и другие необходимые изображения (миллиметровка А4).

Практическое занятие 33.

Графическая работа №8. Выполнить эскиз детали типа «Корпус», применяя простые разрезы, а также технический рисунок той же детали (формат А4).

Тема 4.5.Разъёмные и неразъёмные соединения деталей

Разъемные и неразъемные соединения, их виды, изображение и обозначение. Особенности резьбовых соединений. Условное обозначение стандартных крепежных деталей. Изображение крепёжных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. Сборочные чертежи неразъёмных соединений.

Учащийся должен знать:

об условных изображениях и обозначениях сварных, заклепочных, паяных соединений, соединений склеиванием;

о шпоночных, штифтовых, трубных соединениях;

разницу между разъемными и неразъемными соединениями;

обозначения стандартных крепежных деталей;

Учащийся должен знать:

изображать болтовые, винтовые и шпилечные соединения по условным соотношениям;

условно изображать сварные соединения.

Практическое занятие 34.Виды разъёмных соединений.

Упражнения на закрепление материала:

1. Вычерчивание с упрощениями стандартных крепёжных деталей.

Практическое занятие 35. Виды неразъёмных соединений.

Упражнения на закрепление материала:

1. Условное изображение сварных, клеевых, паяных, клёпочных соединений.

Практическое занятие 36.

Графическая работа №9. Болтовое соединение деталей по условным

соотношениям (формат А3).

Практическое занятие 37.

Контрольная работа № 2. Виды соединений.

Тема 4.6. Чертёж общего вида и сборочный чертеж

Назначение и содержание сборочных чертежей. Последовательность выполнения сборочного чертежа. Обозначение изделия и его составных частей. Назначение спецификации и порядок ее заполнения. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже.

Учащийся должен знать:

о порядке сборки и разборки сборочных единиц;

об обозначении изделий и их составных частей;

назначение и содержание сборочного чертежа и чертежа общего вида, их отличительные особенности;

порядок выполнения сборочного чертежа и заполнения спецификации ;

Учащийся должен знать:

последовательно выполнять сборочный чертеж резьбового соединения;

наносить позиции и размеры, составлять спецификацию.

Практическое занятие 38. Сборочный чертёж. Чертёж общего вида.

Упражнения на закрепление материала:

1. Составление спецификации.

Практическое занятие 39.

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Упражнения на закрепление материала:

1. Систематизация эскизов по группам условностей и упрощений.

Практическое занятие 40.

Способы нанесения размеров на сборочных чертежах.

Упражнения на закрепление материала:

1. Нанесение размеров на сборочные чертежи

Практическое занятие 41.

Графическая работа № 10.1. Сборочный чертёж (формат А3).

Практическое занятие 42.

Графическая работа № 10. 2. Составление спецификации.

Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей

Назначение конкретной сборочной единицы. Принцип работы. Развернутый план чтения чертежей общего вида. Габаритные, присоединительные, установочные размеры. Количество стандартных и оригинальных изделий. Изображения, представляемые на чертеже. Технические требования.

Деталирование (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования. Определение и увязка сопрягаемых размеров.

Учащийся должен знать:

назначение и принцип работы конкретной сборочной единицы, узла;

габаритные, установочные и присоединительные размеры;

Учащийся должен знать:

читать сборочный чертёж согласно принятому плану чтения;

деталировать сборочный чертёж.

Практическое занятие 43. Назначение сборочной единицы.

Упражнения на закрепление материала:

1. Чтение чертежа общего вида.

Практическое занятие 44. Развёрнутый план чтения чертежа общего вида и сборочного.

Упражнения на закрепление материала:

1. Чтение чертежа общего вида в группе.

Практическое занятие 45. Развёрнутый план чтения чертежа общего вида и сборочного.

Упражнения на закрепление материала:

1. Чтение чертежа общего вида Микродвигателя МК-12 В.

Практическое занятие 46. Деталирование сборочного чертежа.

Упражнения на закрепление материала:

1.Графическая работа №11.1: Выполнить эскизы 3-х деталей (миллиметровка А2).

Практическое занятие 47. Деталирование сборочного чертежа.

Упражнения на закрепление материала:

1.Графическая работа № 11.1: Увязка сопрягаемых элементов.

Практическое занятие 48 Деталирование сборочного чертежа.

Упражнения на закрепление материала:

1. Графическая работа № 11.2: Выполнить рабочие чертежи 3-х деталей ( формат А2).

Практическое занятие 49. Отчёт по выполнению графических работ.



РАЗДЕЛ 5. Чертежи и схемы по специальности

Тема 5.1. Схемы по специальности

Определение схемы. Классификация схем. Шифр схемы, состоящий из обозначения вида и типа схемы. Назначение схем. Правила выполнения и оформления схем. Условные графические обозначения гидравлических, пневматических и схем автоматизации. Таблица контрольно- измерительных приборов. Перечень элементов.

Учащийся должен знать:

о видах и типах схем;

о назначении схем;

правила выполнения и оформления схем;

как составляется шифр схем;

условные графические обозначения;

Учащийся должен знать:

выполнять схемы автоматизации технологических процессов;

составлять перечень элементов.

Практическое занятие 50. Общие сведения о схемах.

Упражнения на закрепление материала:

1. Составление маркировок различных типов схем.

Практическое занятие 51. Обозначения на пневматических и гидравлических схемах.

Упражнения на закрепление материала:

1. Вычерчивание элементов гидравлических схем.

Практическое занятие 52.

Графическая работа №12. Выполнить схему автоматизации функциональную технологического процесса (формат А 4).

Практическое занятие 53. Схема автоматизации

Упражнения на закрепление материала:

1. Составление перечня элементов.

Тема 5.2. Элементы строительного черчения

Определение плана здания. Изображение плана цеха. Нанесение сетки опор и размеров цеха. Отметки уровня. Условные графические обозначения оборудования. Перечень оборудования (экспликация).

Учащийся должен знать:

о назначении планов зданий;

правила выполнения плана цеха или участка;

Учащийся должен знать:

изображать план цеха или участка с технологическим оборудованием;

наносить размеры здания и размещения оборудования;

обозначать сетку опор и отметки уровня;

составлять перечень оборудования.

Практическое занятие 54. Элементы строительного черчения.

Упражнения на закрепление материала:

1. Составление сетки опор унифицированных размеров.

Условные обозначения на планах зданий.

Упражнения на закрепление материала:

1. Вычерчивание ограждающих конструкций и элементов дверных и оконных проёмов.

Графическая работа № 13. План здания на отм. 0,000 (формат А4).

Контрольная работа № 2: Прочитать чертеж общего вида

(ответить на вопросы по конкретному изделию сборочной единицы).









Самостоятельная работа

Содержание

Виды заданий

Кол-во часов

Формы и методы контроля

Задание 1

Тема 1.1.

Основные сведения по оформлению чертежей

Графическая работа "Титульный лист"

(формат А3).

2

Соблюдение размеров букв и межбуквенных расстояний согласно ГОСТ2.304-81

Задание 2

Тема 1.2.

Геометрические построения

Графическая работа "Плоский контур"

(формат А3).

2

Выполнение сопряжений, лекальных кривых, уклонов.

Задание 3

Тема 1.3.

Правила вычерчивания контуров технических деталей

Практическая работа

"Плоский контур"

(формат А3).

2

Нанесение размеров согласно ГОСТ 2.307-68

Задание 4

Тема 2.1.

Методы проекций. Эпюра Монжа.

"Проецирование геометрических тел".

1

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 5

Тема 2.2.

Аксонометрические проекции.

Графическая работа

"Аксонометрические проекции группы геометрических тел".

2

Выполнение аксонометрии согласно ГОСТ 2.317-69

Задание 6

Тема 2.3.

Сечение геометрических тел секущими плоскостями.

Графическая работа

"Усечённая пирамида".

2

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 7

Тема 2.4.

Взаимное пересечение геометрических тел.

Графическая работа

"Пересечение цилиндров".

2

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 8

Тема 2.5.

Проекции моделей.

Графическая работа "Призма с вырезом".

2

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 9

Тема 3.1.

Технический рисунок моделей.

Практическая работа "Технический рисунок модели".

2

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 10

Тема 4.2.

Изображения - виды, разрезы, сечения.

Практическая работа "Построение простого и сложного разреза детали".

1

Выполнение изображений согласно ГОСТ 2.305-68

Задание 11

Тема 4.3.

Винтовые поверхности и изделия с резьбой.

Графическая работа "Эскиз вала".

1

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 12

Тема 4.4

Эскизы деталей и рабочие чертежи.

Графическая работа "Эскиз корпуса".

2

Выполнение различных проекций и видов изображений.

Задание 13

Тема 4.5.

Разъёмные и неразъёмные соединения деталей.

Графическая работа

"Резьбовые соединения".

2

Выполнение резьбовых соединений согласно ГОСТ2.311-68

Задание 14

Тема 4.6.

Чтение чертежей общего вида и сборочных.

Практическая работа "Чтение чертежа микродвигателя МК-12В".

2

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 15

Тема 4.7.

Чтение и деталирование чертежей.

Графическая работа

"Деталирование сборочного чертежа".

4

Контрольные вопросы, упражнения.

Задание 16

Тема 5.1.

Схемы по специальности.

Графическая работа "Схема автоматизации функциональная".

3

Выполнение схем согласно ГОСТ 2.704-76

Задание 17

Тема 5.2.

Элементы строительного черчения.

Графическая работа

"План здания".

2

Выполнение

Плана здания согласно СНиП

Итого по дисциплине:

34


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учащихся


Н.А.Бабулин « Построение и чтение машиностроительных чертежей » - Москва, «Высшая школа» , 1997 г.

С.К.Боголюбов, А.В.Волков « Черчение » - Москва, «Машиностроение», 1989

С.К.Боголюбов « Задание по машиностроительному черчению » - Москва, «Машиностроение» , 1976 г.

С.К.Боголюбов, А.В.Волков « Машиностроительное черчение » - Москва, «Высшая школа» , 1976 г.

И.С.Вышнепольский, В.И. Вышнепольский « Техническое черчение с элементами программированного обучения » - Москва, «Машиностроение» , 1988 г.

И.С.Вышнепольский, В.И.Вышнепольский « Машиностроительное черчение с элементами программированного обучения » - Москва, «Машиностроение», 1983 г.

Р.И.Гжиров « Краткий справочник конструктора » - Ленинград, «Машиностроание» , 1984 г.

В.О.Гордон, М.А.Семенцев-Огневский « Курс начертательной геометрии » - Москва, «Наука» , 1977 г.

Н.С.Дружинин, Н.Т.Чувиков « Черчение » - Москва, «Высшая школа»,1982г.

« Инженерная и компьютерная графика » - под редакцией Э.Т.Романычевой - Москва, «Высшая школа», 1996 г.

Э.Д.Мерзон, И.Э.Мерзон « Задачник по машиностроительному черчению » Москва, «Высшая школа», 1980 г.

И.А.Ройтман, В.И.Кузьменко « Основы машиностроения в черчении » - Москва, «Владос», 2000 г.

М.М.Селиверстов « Черчение » - Москва, «Высшая школа», 1980 г.

А.П.Федоренко, А.И.Шошин « Справочник по машиностроительному черчению - Ленинград, «Машиностроение», 1976 г.

А.А.Чекмарев « Инженерная графика » - Москва, «Высшая школа», 2000г.

А.П.Ганенко и др. « Оформление текстовых и графических материалов » - Москва, «Академия», 1999 г.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учителя


Черчение: Учебник / Д.Б. Борисов, Е.А. Василенко, Б.А. Ляпунов, Н.М. Макарова. - М.: Просвещение, 1987. 352с.

Брилинг Н.С. Строительное и топографическое черчение. - М.: Просвещение, 1980 - 192с.

Бубеннеков А.В. Начертательная геометрия. - М.: Высш. шк., 1985. - 288с.

Виноградов В.Н. Начертательная геометрия. - Минск: Высш. шк., 1977. - 368.

Машиностроительное черчение: Учебник / Г. П. Вяткин, А.Н. Андреев, А.К. Балтухин и др.; Под ред. Г.П. Вяткина. - М.: Машиностроение, 1985. - 368с.

Гардан И., Люка М. машинная графика и автоматизация конструирования. - М.: Мир, 1987. - 272с.

Гордон В.О., Семенцов - Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1998. - 272с.

Гордон В.О., Иванов Ю.Б., Солнецева Т.Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1989 - 320с.

Горелик А.Г. Автоматизация инженерно - графических работ с помощью ЭВМ. - Минск: Высш. шк., 1980 - 205с.

Государственные стандарты ЕСКД: ГОСТ 2. 301 - 68 - ГОСТ 2.307- 68 (пп. 1,2); ГОСТ 2.308 - 79; ГОСТ 2.309 - 73; ГОСТ 2.310 - 68; ГОСТ 2.311 - 68; ГОСТ 2.312 - 72; ГОСТ 2.313 - 82; ГОСТ 2.316 - 68; ГОСТ 2.317 - 69 и частично ГОСТ 2.101 - 68 - ГОСТ 2.105 - 69; ГОСТ 2.109 - 73; ГОСТ 2.410 - 68; ГОСТ 2.420 - 69.

Демьянов В.П. Геометрия и марсельеза. М.: «Знание», 1986. - 224с.

Иванов Ю.Б. Атлас чертежей общих видов для деталирования. - М.: Машиностроение, 1971. - 105с.

Левицкий В.С. Машиностроительное черчение. - М.: Высш. шк., 1994. - 325с.

Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. - М.: Высш. шк., 1998. - 192с.

Монж Г. начертательная геометрия. М., 1947.

Тевлин А.М. и др. Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ): Учебное пособие/ А.М. Тевлин, Г.С. Иванов, Л.Г. Нартова, В.И. Якунин, В.С. Полозов. - М.: Высш. шк., 1983. - 374с.

Фролов С.А. начертательная геометрия. - М.: Машиностроение, 1983. - 240с.

Фролов С.А., Войнов А.В., Феоктистова Е.Д. Машиностроительное черчение. - М.: Машиностроение, 1981. - 304с.

Фоли Дж., А. вэн Дэм. Основы интерактивной машинной графики: В 2 кн. - М.: Мир, 1985.

Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. - М.: Высш. шк., 1994. - 672с.

21

© 2010-2022