- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа элективного курса для 10-11-х классов «Инженерная графика»
Программа элективного курса для 10-11-х классов «Инженерная графика»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Барило Т.Г. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 2
628605, Российская Федерация, Тюменская область, Телефоны: 43-34-66
Ханты-Мансийский автономный округ, Тел./факс: (3466) 46-54-68
г. Нижневартовск, ул. Омская ,66 а Электронная почта: :Litsey 2
@rambler.ru
Программа элективного курса для 10-11 х классов
«Инженерная графика»
Барило Т.Г.
Учитель черчения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины « ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА »
для учащихся 10 - 11 классов
(элективный курс)
г. Нижневартовск 2010 г.
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся 10 -11 классам по техническим специальностям.
«_____» _____________2010 г.
Заместитель директора
по учебной работе:
_________________ С.В. Кокорина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по предмету «Инженерная графика» составлена в соответствии с новыми действующими учебными планами и предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по техническим специальностям среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин. Учебный план предусматривает изучение дисциплины в течение в 10 - 11 классах (1 час в неделю).
Программа предмета предусматривает изучение техники черчения, основ начертательной геометрии и проекционного черчения, машиностроительного черчения, правил выполнения схем, а также приобретение учащихся практических навыков выполнения конструкторской документации в соответствии с Государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Учебный процесс по предмету «Инженерная графика» организован таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно и инициативно выполнять и читать чертежи, приобрести навыки в пользовании учебниками, учебными пособиями, справочниками, ГОСТами, чертежными и измерительными инструментами.
Для лучшего усвоения программного материала по всем темам используются различные наглядные пособия: плакаты, планшеты, макеты, модели, детали механизмов, готовые чертежи, презентации, мультимедийная установка.
Все графические работы выполняются карандашом на бумаге формата А 4 или миллиметровке. Упражнения, конспекты выполняются в рабочих тетрадях в клетку. Работы 10 - 11 класса брошюруются в альбом с выполнением титульного листа. Все практические работы индивидуальны.
В результате изучения дисциплины учащиеся должен знать:
правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации;
способы графического представления пространственных образов и схем;
стандарты ЕСКД.
Учащиеся должен уметь:
использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности;
выполнять конструкторские документы, курсовые, расчетно-графические и дипломные работы с помощью компьютерной графики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Максимал
.нагрузка учащихся
Самост.
нагрузка учащихся
Кол-во часов
Граф., практ., контрол. работ
Введение
1
Раздел 1. Геометрическое черчение
4
1
4
1
Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей
3
2
3
1
Тема 1.2. Геометрические построения
2
1
2
1
Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей
2
1
2
1
Раздел 2. Проекционное черчение
6
2
6
2
Тема 2.1. Методы проекций. Эпюра Монжа.
2
1
2
1
Тема 2.2. Аксонометрические проекции
4
1
4
2
Тема 2.3. Сечение геометрических тел секущими плоскостями
2
1
2
1
Тема 2.4. Взаимное пересечение геометрических тел
2
2
2
2
Тема 2.5. Проекции моделей
2
1
2
2
Раздел 3. Техническое рисование и элементы технического конструирования
1
2
1
1
Тема 3.1. Технические рисунки моделей
1
1
1
1
Раздел 4. Машиностроительное черчение
8
4
8
2
Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации
2
1
2
2
Тема 4.2. Изображения - виды, разрезы, сечения
6
1
6
2
Контрольная работа №1 "Построение целесообразного разреза".
1
2
1
Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой
2
1
2
2
Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи
2
1
2
1
Тема 4.5. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей
2
1
2
2
Тема 4.6. Чертежи общего вида и сборочные чертежи
2
1
2
2
Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей
4
4
3
1
Раздел 5. Чертежи и схемы
1
1
Тема 5.1. Схемы
2
1
2
2
Тема 5.2. Элементы строительного черчения
4
2
4
2
Контрольная работа №2 "Сборочный чертёж"
1
1
1
Всего по дисциплине:
68
34
69
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
-
Формирование учащихся технической грамотности, технологической культуры, культуры труда.
-
Воспитание профессиональных умений и навыков.
-
Ознакомление с основными видами производственного изготовления деталей машин и условиями их взаимозаменяемости в современном производстве, а также с условиями обеспечения технологичности изделий.
Задачи:
-
Реализация познавательных и других интересов и потребностей ученика через приобретение технических и технологических знаний, умений и навыков.
-
Социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
-
Выполнение основных технологических операций и осуществление подбора материала, заготовок, инструмента, приспособлений.
-
Участие в республиканской олимпиаде "Шаг в будущее" в номинациях технология машиностроения.
Содержание программы.
Программа построена на теоретическом изучении основных видов производственного изготовления деталей машин и условиями из взаимозаменяемости в современном производстве, с условиями обеспечения технологичности изделий. Ознакомление с прочностными характеристиками различных материалов.
Способствуют пополнению арсенала технических знаний, позволяет на определённом уровне четко сформулировать понятие "конструктивно"и "неконструктивно" при оценке и анализе конкретного чертежа детали, сборочной единицы.
Способствуют повышению квалификации в области Машиностроительного черчения всем заинтересованным.
Предлагаемая программа знакомит учащихся с технологической прочностными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, их работоспособностью и надёжностью, с видом соединения деталей машин и механическими передачами, отражаются вопросы, с которыми наиболее часто приходится встречаться при чтении и выполняемые Машиностроительных чертежей.
-
Способствует развитию творческого потенциала учащихся.
-
Активизирует: пространственное мышление, технический и технологический аспект обучения.
-
Подготавливает к практической деятельности.
Ожидаемые результаты.
-
Обогащение знаниями, умениями, навыками техники и обработки материалов.
-
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
-
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, самоопределения, коллективизма, стремления к знаниям и познанию, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
-
Применение знаний об основных способах изготовления деталей машин и условиями их взаимозаменяемости в современном производстве, а также с задачами обеспечения технологичности изделий в профессиональном самоопределении.
Сроки реализации программы.
Согласно календарно-тематического планирования (прилагается выше).
РАЗДЕЛ 1. Геометрическое черчение
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей
Форматы чертежей по ГОСТ (основные и дополнительные). Сведения о стандартных шрифтах. Размеры и конструкция букв и цифр (арабских и римских), а также знаков. Правила выполнения надписей на чертежах.
Учащийся должен знать:
размеры основных форматов (ГОСТ 2.301-68);
типы, размеры, назначение линий чертежа (ГОСТ 2.303-68);
размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков;
форму, размеры и содержание граф основной надписи (штампа) на графических документах;
Учащийся должен уметь:
выполнять различные типы линий на чертежах;
выполнять надписи на технических документах;
заполнять графы основной надписи.
Практическое занятие 1. Понятие о стандартах. Линии чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1. Карточки программированного контроля:
линии чертежа;
масштабы.
Практическое занятие 2. Чертёжный шрифт.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнение букв, цифр и надписей чертёжным шрифтом.
Графическое задание № 1: «Титульный лист» (формат А 4).
Практическое занятие 3.
Упражнения по выполнению надписей чертёжным шрифтом (формат А 4).
Тема 1.2. Геометрические построения
Уклон и конусность, определение, расчет, правила построения, обозначение. Деление окружности на равные части. Сопряжения, принципы построения сопряжения между прямыми и дугами. Лекальные кривые.
Учащийся должен знать:
масштабы по ГОСТ, определение, применение и обозначение;
правила деления окружности на равные части;
правила деления отрезка прямой, деления углов;
последовательность построения лекальных кривых (эллипса, гиперболы, параболы, циклоидных и спиральных кривых, синусоиды);
правила нанесения размеров на чертёж по ГОСТ 2.307-68;
Учащийся должен уметь:
строить параллельные и перпендикулярные прямые, уклон и конусность;
строить сопряжения между двумя прямыми, дугами, между прямой и дугой;
строить различные виды лекальных кривых;
строить овалы и овоиды.
Практическое занятие 4. Деление отрезков, углов, окружности на равные части. Уклон и конусность.
Упражнения на закрепление материала:
Выполнение деления отрезков, углов, окружности на равные части.
Карточки программированного контроля.
Практическое занятие 5.Сопряжения: внутренние, внешние, смешанные.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнение сопряжений разных видов.
2. Карточки программированного контроля.
Практическое занятие 6. Лекальные кривые. Коробовы кривые.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнение лекальных кривых.
2. Карточки программированного контроля.
Практическое занятие 7.
Графическое задание №2: «Плоский контур» (формат А 4)
Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей
Общие требования к размерам в соответствии с ГОСТом 2.307-68. Линейные и угловые размеры и выносные линии, стрелки, размерные числа и их расположение на чертеже, знаки, применяемые при нанесении размеров.
Учащийся должен знать:
правила проведения выносных и размерных линий для угловых и линейных размеров;
общие требования к размерам (ГОСТ 2.307-68)
упрощения при нанесении размеров;
приёмы вычерчивания контуров деталей с применением различных геометрических построений.
Учащийся должен уметь:
правильно наносить размеры линии по отношению к изображению;
правильно располагать размерные числа;
определять масштаб изображения при компоновке чертежа.
Практическое занятие 8. Нанесение размеров на чертежах
Упражнения на закрепление материала:
1. Вычерчивание контура детали простой конфигурации.
2. Нанесение размеров на чертеже детали простой конфигурации.
Практическое занятие 9. Упражнения по вычерчиванию контура технической детали с нанесением размеров.
РАЗДЕЛ 2. Проекционное черчение
(Основы начертательной геометрии)
Тема 2.1. Метод проекций. Эпюра Монжа
Образование проекций. Методы и виды проецирования. Виды проецирования. Типы проекций и их свойства. Комплексный чертёж. Понятие об эпюре Монжа. Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой. Взаимное положение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве.
Учащийся должен знать:
методы проецирования
проецирование точки на три плоскости проекций;
проецирование отрезка прямой на три плоскости проекций.
Учащийся должен уметь:
измерять координаты точки;
читать комплексные чертежи проекций точек и прямых;
определять положение точки или поверхности относительно плоскостей проекций;
строить третью проекцию по двум данным.
Практическое занятие 10. Проецирование точки, отрезка, прямой.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение проекций точки, отрезка, прямой на плоскости.
Практическое занятие 11. Проецирование плоских фигур.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение проекций простейших геометрических фигур на плоскости.
Тема 2.2. Аксонометрические проекции
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Коэффициенты искажений. Построение плоских фигур в аксонометрии. Замена построения эллипса (аксонометрия круга) построением овала. Аксонометрия геометрических тел: цилиндра, призмы, пирамиды, конуса и шара.
Учащийся должен знать:
назначение аксонометрических проекций;
виды аксонометрических проекций (изометрия, прямоугольная и косоугольная диметрия), расположение осей и коэффициенты искажения;
Учащийся должен уметь:
изображать координатные оси, плоские фигуры, геометрические тела в аксонометрии;
строить овалы, заменяющие эллипсы.
Практическое занятие 12.
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрии.
Упражнения на закрепление материала:
1. Изобразить правильный пятиугольник на трех плоскостях проекций, в различных аксонометрических осях.
Практическое занятие 13. Комплексный чертёж плоских фигур.
Упражнения на закрепление материала:
1.Изобразить геометрические тела в различных видах аксонометрических проекций.
Практическое занятие 14. Проекции геометрических тел.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение геометрических тел в различных проекциях.
Практическое занятие 15.
Графическое задание №3: Построить комплексные чертежи и аксонометрию 4-х геометрических тел. Найти на них проекции заданных точек (миллиметровка формат А3).
Тема 2.3. Сечение геометрических тел плоскостями
Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины сечения. Построение разверток поверхностей усеченных геометрических тел. Изображение аксонометрии усеченных геометрических тел.
Учащийся должны знать:
о получении сечений проецирующими плоскостями;
правила нахождения действительной величины фигуры сечения;
о развертках геометрических тел;
о применении усеченных тел;
Учащийся должен уметь:
строить действительную величину фигуру сечения тела;
изображать усечённые геометрические тела в аксонометрических проекциях.
Практическое занятие 16. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Действительная величина сечения.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение развёртки усечённых геометрических тел.
Практическое занятие 17.
Графическое задание №4: Построить комплексный чертеж, развертку и аксонометрию усеченного геометрического тела. Выполнить фигуру сечения в натуральную величину (формат А3).
Тема 2.4. Взаимное пересечение поверхностей тел
Что такое линия пересечения двух геометрических поверхностей. Методы построения линий пересечения. Метод вспомогательных секущих плоскостей. Пересечение многогранников и тел вращения. Пересечение двух призм, построение в аксонометрии.
Учащийся должны знать:
о применении пересечения геометрических тел в технике;
о линиях пересечения и перехода геометрических тел;
Учащийся должен уметь:
строить линии пересечения 2-х геометрических тел ;
строить аксонометрию пересекающихся геометрических тел.
Практическое занятие 18. Взаимное пересечение поверхностей вращения.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение линии пересечения цилиндров, полусфер.
Практическое занятие 19.
Графическое задание №5. Построить комплексный чертеж и аксонометрическую проекцию двух пересекающихся геометрических тел (формат А4).
Тема 2.5. Проекции моделей
Построение третьей проекции модели по двум данным. Построение комплексного чертежа по наглядному изображению модели или с натуры. Построение аксонометрического изображения по комплексному чертежу. Нанесение собственных теней. Выбор положения модели для более наглядного ее изображения.
Учащийся должен знать:
о назначении технического рисунка и отличие его от чертежа, выполненного в аксонометрических проекциях;
зависимость наглядности модели от выбора аксонометрических осей ;
Учащийся должен уметь:
строить по двум данным проекциям третью проекцию модели ;
строить комплексные чертежи моделей по аксонометрическому изображению и с натуры;
вычерчивать аксонометрические проекции модели;
зарисовывать плоские фигуры и окружности, расположенные в разных плоскостях проекций.
Практическое занятие 20. Построение третьей проекции по двум данным.
Упражнения на закрепление материала:
1. Построение третьей проекции по двум данным.
Практическое занятие 21.
Графическое задание №6: Призма с вырезом (формат А3).
РАЗДЕЛ 3.Техническое рисование и элементы технического конструирования
Тема 3.1. Технический рисунок модели
Приёмы построения рисунков моделей. Элементы технического конструирования и рисунки деталей. Приёмы изображения вырезов на рисунках моделей. Штриховка фигур сечения. Теневая штриховка.
Учащийся должен знать:
зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей;
приёмы построения технического рисунка модели;
об элементах дизайна в конструкции детали;
Учащийся должен уметь:
выполнять технические рисунки моделей с использованием теней.
Практическое занятие 22. Технические рисунки моделей.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнение технического рисунка модели с натуры (формат А4).
РАЗДЕЛ 4. Машиностроительное черчение
Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации
Машиностроительный чертёж, его назначение. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68 (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект). Виды конструкторской документации в зависимости от содержания по ГОСТ 2.102-68. Виды конструкторской документации в зависимости от стадии разработки по ГОСТ 2.103-68 (проектные и рабочие). Шифры документов.
Учащийся должен знать:
об этапах проектирования;
о зависимости качества и эффективности производства от качества чертежа и правильности применения стандартов;
о современных тенденциях усовершенствования чертежно-графических и проектно-конструкторских работ;
назначение машиностроительного чертежа;
виды изделий (ГОСТ 2.101-68);
виды конструкторской документации (ГОСТ 2.102-68, ГОСТ 2.103-68);
шифры конструкторских документов;
Учащийся должен уметь:
правильно выбирать и заполнять штампы на различных конструкторских документах;
определять назначение документов.
Практическое занятие 23.
Основные сведения о машиностроительных чертежах.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить основные надписи на различных конструкторских документах.
Тема 4.2. Изображения - виды, разрезы, сечения
Виды, их классификация, расположение, обозначение. Требования к выбору главного вида. Разрезы, их назначение, классификация, обозначение. Совмещение вида и разреза. Сечения, их классификация, обозначение. Графическое обозначение материалов в сечении. Выносные элементы. Их назначение и оформление. Условности и упрощения при выполнении изображений.
Учащийся должен знать:
виды основные, дополнительные и местные, их расположение и обозначение;
разрезы простые и сложные, их обозначение и оформление;
сечения выносные и наложенные, их обозначение и изображение;
выносные элементы, область применения;
условности и упрощения, сокращающие количество и размер изображений, облегчающие выполнение изображений и повышающие их наглядность;
Учащийся должен уметь:
выбрать изображение главного вида;
выполнять основные, местные и дополнительные виды, обозначать их;
правильно выполнять, располагать и обозначать простые разрезы;
графически обозначать материалы в сечении;
выполнять и обозначать сечения;
применять условности и упрощения.
Практическое занятие 24. Виды: классификация, обозначение, изображение, назначение.
Упражнения на закрепление материала:
Построить все основные виды в проекционной связи модели с натуры. Выбрать необходимое количество видов.
Практическое занятие 25. Сечения: виды, обозначение, изображение.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить вынесенные сечения, обозначить их.
Практическое занятие 26. Разрезы: виды, обозначение, изображение.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить простой разрез.
Практическое занятие 27.
Упражнения на закрепление материала:
1. Выполнить сложные разрезы технических деталей.
Практическое занятие 28.
Упражнения на закрепление материала:
1.Выполнить выносные элементы технических деталей.
Практическое занятие 29.
Контрольная работа №1 "Построение целесообразного разреза"
Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой
Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы (по форме профиля, по назначению, по числу заходов, по направлению витков и т.д.). Основные параметры резьбы. «Крупная» и «мелкая» резьба. Обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепёжных деталей.
Учащийся должен знать:
о винтовой поверхности;
классификацию резьбы, основные параметры и характеристики стандартных резьб общего назначения;
правила изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек);
Учащийся должен знать:
изображать и обозначать по ГОСТу стандартные резьбы;
изображать и обозначать резьбовые соединения.
Практическое занятие 30. Основные сведения о резьбе.
Упражнения на закрепление материала:
1. Изображение резьбы на чертежах.
Практическое занятие 31.
Упражнения на вычерчивание крепёжных деталей с резьбой.
Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи
Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая части конструкторского документа. Применение нормальных диаметров, длины и т.п. Понятие о конструктивных и технологических базах.
Назначение, сходство и различия эскиза и рабочего чертежа. Последовательность выполнения эскиза детали с натуры. Глазомерный масштаб. Центровые отверстия. Обозначение материала, применяемого для изготовления детали. Мерительный инструмент. Приемы обмера. Порядок составления рабочего чертежа детали по ее эскизу.
Учащийся должен знать:
об элементах формы детали;
о графической и текстовой части чертежа;
о конструктивных и технологических базах, нормальных диаметрах, длине и особенностях конструирования деталей машин;
требования к рабочим чертежам детали;
как применять глазомерный масштаб;
последовательность выполнения эскиза с натуры;
Учащийся должен знать:
выполнять и читать эскизы деталей;
применять сечения, разрезы и выносные элементы;
измерять размеры мерительным инструментом;
правильно оформлять основную надпись (штамп) и другие надписи на эскизах и рабочих чертежах.
Практическое занятие 32. Назначение эскиза и рабочего чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
Графическая работа №7: Выполнить эскиз валика с резьбой, применяя вынесенные сечения и другие необходимые изображения (миллиметровка А4).
Практическое занятие 33.
Графическая работа №8. Выполнить эскиз детали типа «Корпус», применяя простые разрезы, а также технический рисунок той же детали (формат А4).
Тема 4.5.Разъёмные и неразъёмные соединения деталей
Разъемные и неразъемные соединения, их виды, изображение и обозначение. Особенности резьбовых соединений. Условное обозначение стандартных крепежных деталей. Изображение крепёжных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. Сборочные чертежи неразъёмных соединений.
Учащийся должен знать:
об условных изображениях и обозначениях сварных, заклепочных, паяных соединений, соединений склеиванием;
о шпоночных, штифтовых, трубных соединениях;
разницу между разъемными и неразъемными соединениями;
обозначения стандартных крепежных деталей;
Учащийся должен знать:
изображать болтовые, винтовые и шпилечные соединения по условным соотношениям;
условно изображать сварные соединения.
Практическое занятие 34.Виды разъёмных соединений.
Упражнения на закрепление материала:
1. Вычерчивание с упрощениями стандартных крепёжных деталей.
Практическое занятие 35. Виды неразъёмных соединений.
Упражнения на закрепление материала:
1. Условное изображение сварных, клеевых, паяных, клёпочных соединений.
Практическое занятие 36.
Графическая работа №9. Болтовое соединение деталей по условным
соотношениям (формат А3).
Практическое занятие 37.
Контрольная работа № 2. Виды соединений.
Тема 4.6. Чертёж общего вида и сборочный чертеж
Назначение и содержание сборочных чертежей. Последовательность выполнения сборочного чертежа. Обозначение изделия и его составных частей. Назначение спецификации и порядок ее заполнения. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже.
Учащийся должен знать:
о порядке сборки и разборки сборочных единиц;
об обозначении изделий и их составных частей;
назначение и содержание сборочного чертежа и чертежа общего вида, их отличительные особенности;
порядок выполнения сборочного чертежа и заполнения спецификации ;
Учащийся должен знать:
последовательно выполнять сборочный чертеж резьбового соединения;
наносить позиции и размеры, составлять спецификацию.
Практическое занятие 38. Сборочный чертёж. Чертёж общего вида.
Упражнения на закрепление материала:
1. Составление спецификации.
Практическое занятие 39.
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Упражнения на закрепление материала:
1. Систематизация эскизов по группам условностей и упрощений.
Практическое занятие 40.
Способы нанесения размеров на сборочных чертежах.
Упражнения на закрепление материала:
1. Нанесение размеров на сборочные чертежи
Практическое занятие 41.
Графическая работа № 10.1. Сборочный чертёж (формат А3).
Практическое занятие 42.
Графическая работа № 10. 2. Составление спецификации.
Тема 4.7. Чтение и деталирование чертежей
Назначение конкретной сборочной единицы. Принцип работы. Развернутый план чтения чертежей общего вида. Габаритные, присоединительные, установочные размеры. Количество стандартных и оригинальных изделий. Изображения, представляемые на чертеже. Технические требования.
Деталирование (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования. Определение и увязка сопрягаемых размеров.
Учащийся должен знать:
назначение и принцип работы конкретной сборочной единицы, узла;
габаритные, установочные и присоединительные размеры;
Учащийся должен знать:
читать сборочный чертёж согласно принятому плану чтения;
деталировать сборочный чертёж.
Практическое занятие 43. Назначение сборочной единицы.
Упражнения на закрепление материала:
1. Чтение чертежа общего вида.
Практическое занятие 44. Развёрнутый план чтения чертежа общего вида и сборочного.
Упражнения на закрепление материала:
1. Чтение чертежа общего вида в группе.
Практическое занятие 45. Развёрнутый план чтения чертежа общего вида и сборочного.
Упражнения на закрепление материала:
1. Чтение чертежа общего вида Микродвигателя МК-12 В.
Практическое занятие 46. Деталирование сборочного чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1.Графическая работа №11.1: Выполнить эскизы 3-х деталей (миллиметровка А2).
Практическое занятие 47. Деталирование сборочного чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1.Графическая работа № 11.1: Увязка сопрягаемых элементов.
Практическое занятие 48 Деталирование сборочного чертежа.
Упражнения на закрепление материала:
1. Графическая работа № 11.2: Выполнить рабочие чертежи 3-х деталей ( формат А2).
Практическое занятие 49. Отчёт по выполнению графических работ.
РАЗДЕЛ 5. Чертежи и схемы по специальности
Тема 5.1. Схемы по специальности
Определение схемы. Классификация схем. Шифр схемы, состоящий из обозначения вида и типа схемы. Назначение схем. Правила выполнения и оформления схем. Условные графические обозначения гидравлических, пневматических и схем автоматизации. Таблица контрольно- измерительных приборов. Перечень элементов.
Учащийся должен знать:
о видах и типах схем;
о назначении схем;
правила выполнения и оформления схем;
как составляется шифр схем;
условные графические обозначения;
Учащийся должен знать:
выполнять схемы автоматизации технологических процессов;
составлять перечень элементов.
Практическое занятие 50. Общие сведения о схемах.
Упражнения на закрепление материала:
1. Составление маркировок различных типов схем.
Практическое занятие 51. Обозначения на пневматических и гидравлических схемах.
Упражнения на закрепление материала:
1. Вычерчивание элементов гидравлических схем.
Практическое занятие 52.
Графическая работа №12. Выполнить схему автоматизации функциональную технологического процесса (формат А 4).
Практическое занятие 53. Схема автоматизации
Упражнения на закрепление материала:
1. Составление перечня элементов.
Тема 5.2. Элементы строительного черчения
Определение плана здания. Изображение плана цеха. Нанесение сетки опор и размеров цеха. Отметки уровня. Условные графические обозначения оборудования. Перечень оборудования (экспликация).
Учащийся должен знать:
о назначении планов зданий;
правила выполнения плана цеха или участка;
Учащийся должен знать:
изображать план цеха или участка с технологическим оборудованием;
наносить размеры здания и размещения оборудования;
обозначать сетку опор и отметки уровня;
составлять перечень оборудования.
Практическое занятие 54. Элементы строительного черчения.
Упражнения на закрепление материала:
1. Составление сетки опор унифицированных размеров.
Условные обозначения на планах зданий.
Упражнения на закрепление материала:
1. Вычерчивание ограждающих конструкций и элементов дверных и оконных проёмов.
Графическая работа № 13. План здания на отм. 0,000 (формат А4).
Контрольная работа № 2: Прочитать чертеж общего вида
(ответить на вопросы по конкретному изделию сборочной единицы).
Самостоятельная работа
№
Содержание
Виды заданий
Кол-во часов
Формы и методы контроля
Задание 1
Тема 1.1.
Основные сведения по оформлению чертежей
Графическая работа "Титульный лист"
(формат А3).
2
Соблюдение размеров букв и межбуквенных расстояний согласно ГОСТ2.304-81
Задание 2
Тема 1.2.
Геометрические построения
Графическая работа "Плоский контур"
(формат А3).
2
Выполнение сопряжений, лекальных кривых, уклонов.
Задание 3
Тема 1.3.
Правила вычерчивания контуров технических деталей
Практическая работа
"Плоский контур"
(формат А3).
2
Нанесение размеров согласно ГОСТ 2.307-68
Задание 4
Тема 2.1.
Методы проекций. Эпюра Монжа.
"Проецирование геометрических тел".
1
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 5
Тема 2.2.
Аксонометрические проекции.
Графическая работа
"Аксонометрические проекции группы геометрических тел".
2
Выполнение аксонометрии согласно ГОСТ 2.317-69
Задание 6
Тема 2.3.
Сечение геометрических тел секущими плоскостями.
Графическая работа
"Усечённая пирамида".
2
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 7
Тема 2.4.
Взаимное пересечение геометрических тел.
Графическая работа
"Пересечение цилиндров".
2
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 8
Тема 2.5.
Проекции моделей.
Графическая работа "Призма с вырезом".
2
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 9
Тема 3.1.
Технический рисунок моделей.
Практическая работа "Технический рисунок модели".
2
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 10
Тема 4.2.
Изображения - виды, разрезы, сечения.
Практическая работа "Построение простого и сложного разреза детали".
1
Выполнение изображений согласно ГОСТ 2.305-68
Задание 11
Тема 4.3.
Винтовые поверхности и изделия с резьбой.
Графическая работа "Эскиз вала".
1
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 12
Тема 4.4
Эскизы деталей и рабочие чертежи.
Графическая работа "Эскиз корпуса".
2
Выполнение различных проекций и видов изображений.
Задание 13
Тема 4.5.
Разъёмные и неразъёмные соединения деталей.
Графическая работа
"Резьбовые соединения".
2
Выполнение резьбовых соединений согласно ГОСТ2.311-68
Задание 14
Тема 4.6.
Чтение чертежей общего вида и сборочных.
Практическая работа "Чтение чертежа микродвигателя МК-12В".
2
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 15
Тема 4.7.
Чтение и деталирование чертежей.
Графическая работа
"Деталирование сборочного чертежа".
4
Контрольные вопросы, упражнения.
Задание 16
Тема 5.1.
Схемы по специальности.
Графическая работа "Схема автоматизации функциональная".
3
Выполнение схем согласно ГОСТ 2.704-76
Задание 17
Тема 5.2.
Элементы строительного черчения.
Графическая работа
"План здания".
2
Выполнение
Плана здания согласно СНиП
Итого по дисциплине:
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учащихся
Н.А.Бабулин « Построение и чтение машиностроительных чертежей » - Москва, «Высшая школа» , 1997 г.
С.К.Боголюбов, А.В.Волков « Черчение » - Москва, «Машиностроение», 1989
С.К.Боголюбов « Задание по машиностроительному черчению » - Москва, «Машиностроение» , 1976 г.
С.К.Боголюбов, А.В.Волков « Машиностроительное черчение » - Москва, «Высшая школа» , 1976 г.
И.С.Вышнепольский, В.И. Вышнепольский « Техническое черчение с элементами программированного обучения » - Москва, «Машиностроение» , 1988 г.
И.С.Вышнепольский, В.И.Вышнепольский « Машиностроительное черчение с элементами программированного обучения » - Москва, «Машиностроение», 1983 г.
Р.И.Гжиров « Краткий справочник конструктора » - Ленинград, «Машиностроание» , 1984 г.
В.О.Гордон, М.А.Семенцев-Огневский « Курс начертательной геометрии » - Москва, «Наука» , 1977 г.
Н.С.Дружинин, Н.Т.Чувиков « Черчение » - Москва, «Высшая школа»,1982г.
« Инженерная и компьютерная графика » - под редакцией Э.Т.Романычевой - Москва, «Высшая школа», 1996 г.
Э.Д.Мерзон, И.Э.Мерзон « Задачник по машиностроительному черчению » Москва, «Высшая школа», 1980 г.
И.А.Ройтман, В.И.Кузьменко « Основы машиностроения в черчении » - Москва, «Владос», 2000 г.
М.М.Селиверстов « Черчение » - Москва, «Высшая школа», 1980 г.
А.П.Федоренко, А.И.Шошин « Справочник по машиностроительному черчению - Ленинград, «Машиностроение», 1976 г.
А.А.Чекмарев « Инженерная графика » - Москва, «Высшая школа», 2000г.
А.П.Ганенко и др. « Оформление текстовых и графических материалов » - Москва, «Академия», 1999 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
Черчение: Учебник / Д.Б. Борисов, Е.А. Василенко, Б.А. Ляпунов, Н.М. Макарова. - М.: Просвещение, 1987. 352с.
Брилинг Н.С. Строительное и топографическое черчение. - М.: Просвещение, 1980 - 192с.
Бубеннеков А.В. Начертательная геометрия. - М.: Высш. шк., 1985. - 288с.
Виноградов В.Н. Начертательная геометрия. - Минск: Высш. шк., 1977. - 368.
Машиностроительное черчение: Учебник / Г. П. Вяткин, А.Н. Андреев, А.К. Балтухин и др.; Под ред. Г.П. Вяткина. - М.: Машиностроение, 1985. - 368с.
Гардан И., Люка М. машинная графика и автоматизация конструирования. - М.: Мир, 1987. - 272с.
Гордон В.О., Семенцов - Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1998. - 272с.
Гордон В.О., Иванов Ю.Б., Солнецева Т.Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1989 - 320с.
Горелик А.Г. Автоматизация инженерно - графических работ с помощью ЭВМ. - Минск: Высш. шк., 1980 - 205с.
Государственные стандарты ЕСКД: ГОСТ 2. 301 - 68 - ГОСТ 2.307- 68 (пп. 1,2); ГОСТ 2.308 - 79; ГОСТ 2.309 - 73; ГОСТ 2.310 - 68; ГОСТ 2.311 - 68; ГОСТ 2.312 - 72; ГОСТ 2.313 - 82; ГОСТ 2.316 - 68; ГОСТ 2.317 - 69 и частично ГОСТ 2.101 - 68 - ГОСТ 2.105 - 69; ГОСТ 2.109 - 73; ГОСТ 2.410 - 68; ГОСТ 2.420 - 69.
Демьянов В.П. Геометрия и марсельеза. М.: «Знание», 1986. - 224с.
Иванов Ю.Б. Атлас чертежей общих видов для деталирования. - М.: Машиностроение, 1971. - 105с.
Левицкий В.С. Машиностроительное черчение. - М.: Высш. шк., 1994. - 325с.
Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. - М.: Высш. шк., 1998. - 192с.
Монж Г. начертательная геометрия. М., 1947.
Тевлин А.М. и др. Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ): Учебное пособие/ А.М. Тевлин, Г.С. Иванов, Л.Г. Нартова, В.И. Якунин, В.С. Полозов. - М.: Высш. шк., 1983. - 374с.
Фролов С.А. начертательная геометрия. - М.: Машиностроение, 1983. - 240с.
Фролов С.А., Войнов А.В., Феоктистова Е.Д. Машиностроительное черчение. - М.: Машиностроение, 1981. - 304с.
Фоли Дж., А. вэн Дэм. Основы интерактивной машинной графики: В 2 кн. - М.: Мир, 1985.
Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. - М.: Высш. шк., 1994. - 672с.
21