Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке Каждый народ - художник

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ прогимназия №1642


Сценарий открытого интегрированного урока

(изобразительное творчество и музыка)

в 4 классе

«Многообразие художественных культур в мире.

Каждый народ - художник»

Составили:

Гришина И. В. (учитель ИЗО)

Дерюгина А.В. (учитель музыки)




Цели и задачи: обобщить знания учащихся о многообразии художественных культур в мире; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры, образа музыки и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

Оборудование: карточки, пособия к дидактическим играм, репродукции, предметы народного искусства, фрагменты музыкальных произведений, народные костюмы, фотографии архитектурных построек.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Интересная игра у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить надо многое знать,

Видеть красоту, думать и рассуждать.

  1. Работа по теме урока.

На земле живет очень много наций и народностей, говорящих на разных языках. У каждого народа своя история, своя культура, неповторимое и самобытное искусство. Давайте вспомним, где мы с вами путешествовали, с культурами, каких народов мира познакомились. Что вас больше всего заинтересовало, что запомнилось. Давайте вместе вспомним названия стран и городов, в которых мы побывали.

  1. кроссворд «Образы культуры».

- решите кроссворд и прочитайте ключевое слово, которое является стержнем во всех культурах мира.

Вопросы к кроссворду:

  1. название художественного стиля в искусстве средневековой Западной Европы.

  2. Буддийский храм в Японии.

  3. Переносное жилище кочевых народов степей.

  4. Храм мусульманских народов.

  5. Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание.

  6. Одежда у древних греков - широкий кусок ткани со многими складками, скрепленный на плечах вроде рубашки без рукавов.

  7. Национальная одежда японцев.

  8. Один из способов развития музыки, характерен для русской музыки и музыки других народов, в переводе с латинского означает изменение.

Ключевое слово: гармония

В

А

Р

Х

И

И

А


Т

Ц

П

Ю

П

О

К

И

Г

А

Р

М

О

Н

И

Я

О

Г

Т

Е

Р

М

Т

О

А

Ч

Т

О

И

Д

Е

А

Н

К

А

Т

Л

О

А

Ь

Учитель. Что означает слово «гармония»?

Ученики. Это согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Учитель. Приведите примеры гармоничной связи в изученных художественных культурах мира.

2) Конкурс «Разминка».

1. как вы понимаете смысл выражений:

- сельские постройки выражают единство людей с природой?

- городские постройки рассказывают историю народа, его судьбу?

2. -как вы объясните, что юрта - это архитектура, а не случайное приспособление для ночевки? Расскажите, как устроена юрта.

- Объясните значение слов: мечеть, медресе, минарет, мавзолей. Что означает портально-купольная постройка?

3. - что такое «ордер»?

- каким образом греческие вазы рассказывали нам о повседневной жизни эллинов?

4. - как называется стиль, возникший во французской архитектуре в начале 18 века. Он отличается причудливостью форм. Название происходит от французского слова «рокаль» - раковина.

- назовите имя композитора и произведение, написанное на тему Рококо, инструмент, для которого оно было сочинено.

3) Конкурс «Найди и отбери».

По звучащему музыкальному фрагменту определить народную принадлежность, и отобрать какие демонстрационные материалы соответствуют данной культуре. (костюм, образ архитектуры, прикладное творчество). Обосновать свой выбор, дать сравнительные характеристики.

1 команда - Россия, Средневековая Европа

2 команда - Япония, Средняя Азия

4) Игры «Грека» и «Японская машинка».

5) « Древнегреческие колонны»

Вы уже знаете, что такое «ордер» в архитектуре. Какие ордеры вы знаете?

- Изобразите колонны дорического и коринфского ордера.

-Изобразите колонны ионического и композитного ордера.

- определите время года, которое соответствует каждому ордеру в зависимости от характера сооружения. Обоснуйте свой выбор.

6) Музыкальные загадки «Тембры музыкальных инструментов».

Определите, какие инструменты звучат.

  1. Музыка Японии - звучание струнного щипкового инструмента (ручная арфа) и деревянного духового инструмента (бамбуковая флейта).

  2. Музыка «Сетар» - струнные щипковые инструменты (дотар и сетар).

7) Пластический этюд.

Звучат музыкальные фрагменты русской и греческой музыки. Учащиеся должны определить народную принадлежность данных музыкальных отрывков, найти костюм, соответствующий этому народу и передать танцевальные движения.

Наш урок - путешествие подошел к концу.

- Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?

Если рассматривать каждый народ не самими по себе, а вместе с окружающей природой, образом архитектуры, образом человека, характером музыки, тогда мы увидим, что все это находится в гармоничном единстве между собой. Гармония, согласованность, единство раскрываются и в пропорциях, и в материале, и в цветовой характеристике украшений, народных костюмов.

Учащиеся читают стихотворение.

Мы классицизм, ампир и стиль барокко

Пока не различаем, но зато

Мы готику средневековья выделяем

И всех соборов узнаем в лицо.

Японских пагод отличаем силуэты

И стройность греческих колонн,

И вязь узоров минаретов

Рассмотрим мы со всех сторон.

Искусства мир нам дарит книгу знаний,

И столько новых он откроет нам страниц!

Но точно знаем, меж культурами народов

Непроходимых нет для нас границ.


© 2010-2022