Программа кружка по изобразительному искусству 4-6класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка по изобразительному искусству 4-6классУТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Директор КГУ «ОСШИ №1 Зам. директора по УР для детей с ОВР» КГУ «ОСШИ №1 Управления образования для детей с ОВР» Карагандинской области Управления образования ______________________ Карагандинской области Б.Д.Сыздыкбаева ________________________ А.Б.Минасипова



(для учащихся 4-6 классов коррекционных школ)









Разработчик: О.А.Бон учитель ИЗО КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» Управления образования Карагандинской области









Одобрено методическим советом КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР»Управления образования Карагандинской областиг.Шахтинска Протокол №_____ от «____» __________________2015г.





Разработчик: О.А.Бон учитель ИЗО

Рецензент:

________________

________________

________________

________________



Пояснительная записка

Дети с нарушениями в развитии нуждаются не столько в специальной лечебной педагогике, сколько в понимании того, что они в первую очередь - дети и только во вторую - особенные дети. Ориентация на индивидуальность ребенка является принципом социального воспитания. В воспитании детей с особыми нуждами важное значение имеет правильное отношение к ним. Изобразительное искусство имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. Особенности изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии обусловлены структурой имеющихся у детей нарушений. Сенсорные нарушения, наблюдающиеся практически у всех детей с различными вариантами отклонений, влияют на формирование их изобразительной деятельности. Так, при задержке психического развития у умственной отсталости наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавания промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти отклонения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании предметов, человека и их расположения на бумаге. Ограниченность образов - представлений затруднений сюжетное и предметное рисование. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе занятий по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но их связывает между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Через восприятие искусства у ребенка пробуждается чувство прекрасного. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к окружению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая ценность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. В основу программы положены следующие общие направления: действие в радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа «Акварелька» рассчитана на 34 занятия.

Цель программы: научить различным приемам и техникам изображения, формировать эстетическое отношение учащихся к явлениям окружающей жизни, обращая их внимание на красоту и целесообразность строения, формы, цвета предметов, изготовленных человеком. Привитие интереса к изобразительному искусству нетрадиционными техниками изображения.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения анализировать объекты изображения.

  • Учить передавать в рисунке форму, строение, пропорции и цвет предметов.

  • Обучать различным приемам и техникам изображения.

  • Учить намечать последовательность выполнения рисунка.

  • Совершенствовать умения учащихся соблюдать последовательность при рисовании предметов.

  • Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

  • Научить любить себя и окружающий мир.

  • Формирование художественно - образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Развивать умения отражать свои наблюдения в рисунке.

  • Развивать активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства и эмоционально - эстетического отношения к ним.

  • Развивать у учащихся умение отражать свои наблюдения в рисунке.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств: изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры.

  • Расширять коммуникативные способности детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Доступность

  • Наглядность

  • Научность

  • От простого к сложному

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.

При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно действенной отзывчивости на добро и зло.

Организационно - методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)

Программа «Акварелька» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе составляет 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1раз в неделю). Группа формируется из детей в возрасте 10-14 лет.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

  • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение)

  • Практический (выполнение работ)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • Репродуктивный - учащиеся воспринимают полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • Частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • Исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • Фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • Индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • Индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся научаться:

  • Проявлять самостоятельность, творчество и художественный вкус в рисунках декоративного характера;

  • Определять вид (живопись, скульптура, графика и т.д.) и жанр произведения искусства (портрет, пейзаж, натюрморт); называть средства выразительности, использованные художником и высказывать свое отношение к произведениям искусства;

  • Выполнять изображения нетрадиционными техниками рисования (набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиковое рисование, рисование ладошкой, рисование мятой бумагой и т.д.)

  • Изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения.

Виды и формы контроля ЗУН учащихся:

Входной контроль - собеседование.

Текущий контроль - проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос - ответ», самостоятельная работа.

Периодический контроль - проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие.

Итоговый контроль - основная форма подведения итогов обучения; участие в школьных, областных выставках.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Оформление школьной выставки лучшими работами;

  • Участие в ежегодной областной выставке детского творчества.

Техническое оснащение занятий:

- Бумага формата А3,А4;

- Ластик, точилка;

- Простые карандаши разной твердости: ТМ, М, Т;

- Цветные карандаши (18 цветов);

- Акварель (18 цветов);

- Гуашь (12цветов);

- Кисти № 2;5;7;10;

- Палитру;

- Баночку для воды, салфетки.

Дидактический материал:

  • Использование учебных пособий и книг;

  • Наглядные пособия: иллюстрации картин, фотографии, слайды;

  • Работы учащихся.

Учебно - тематический план



Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «Я - художник».

0,5ч

0,5ч

2.

Пуантилизм. Осенний пейзаж.

0,5ч

2,5ч

3.

Осенний букет. Монотипия.

0,5ч

1,5ч

4.

Осенние деревья. Мятая бумага.

0,5ч

1,5ч

5.

Ветка рябины. Пальчиковое рисование.

0,5ч

1,5ч

6.

Снеговик. Мятая бумага. Набрызг.

0,5ч

1,5ч

7.

Зимние деревья. Аппликация.

0,5ч

1,5ч

8.

Рисование животных.

0,5ч

2,5ч

9.

Рисование птиц.

0,5ч

2,5ч

10.

Кляксография.

0,5ч

0,5ч

11.

Снежинка.

0,5ч

1,5ч

12.

Поздравительная открытка к 8 Марта.

0,5

1,5ч

13.

Изображение портрета человека.

0,5ч

1,5ч

14.

Ветка сирени. Мыльные пузыри.

0,5ч

2,5ч

15.

Праздничный салют.

0,5ч

0,5ч

16.

Мы покоряем космос. Набрызг.

0,5ч

2,5ч

17.

Творческое занятие. Рисование ладошкой.

0,5ч

0,5ч

18.

Итоговое занятие. Оформление выставки работ.

-



Вводное занятие «Я - художник» (1ч)

Технические сведения: вводное занятие. Знакомство кружковцев с расписанием занятий. С материалами. Которые нужны будут для работы. Знакомство с форматами бумаги: А3, А4. Для чего нужны карандаши разной твердости. Свойства карандашей и красок. Организация рабочего места на занятии. Познакомить с целями и задачами кружка. Практическая работа: наброски штрихов на разной плотности бумаги. Разными по твердости карандашами.

Пуантилизм. Осенний пейзаж (3ч)

Технические сведения: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - точками; рисуем осенний пейзаж и закрашиваем точками. Практическая работа: освоение техники выполнения. Работа проходит в несколько этапов: простым карандашом наносится рисунок, затем цветом (точками) покрывается пейзаж, затем добавляем (т.ж. точками) оттенки.

Осенний букет. Монотипия (2ч)

Технические сведения: правила рисования натюрморта. Понятие отпечатка и оттиска. Материалы: листья различных деревьев, шаблон вазы, кисти №2,5, гуашь, палитра, салфетки. Практическая работа:освоение техники изображения. На палитре смешивают краски (цвета осени) и покрывают листья деревьев этой краской. Затем делают оттиск на бумаге. Предварительно рисуют вазу. Оттисками выполняем осенний букет.

Осенние деревья. Мятая бумага (2ч)

Технические сведения: закрепление знаний цветового спектра, основных и дополнительных цветов, способ их получения. Практическая работа: изображение осенних деревьев при помощи мятой бумаги и кисти.

Ветка рябины. Пальчиковое рисование (1,5ч)

Технические сведения: познакомить нетрадиционной техникой изображения - пальчиковое рисование. Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Практическая работа: изображение грозди рябины при помощи пальчиков. Ветки дорисовываем кистью. Сверху ягод при помощи поролона можно добавить снег.

Снеговик. Мятая бумага. Набрызг. (2ч)

Технические сведения: познакомить с нетрадиционными техниками изображения: мятой бумагой, набрызгом. Закрепление знаний цветового спектра, холодных цветов.

Практическая работа: при помощи мятой бумаги оформить фон, набрызгом делаем снеговика. Кистью дорисовать элементы снеговика (глаза.нос, ведро, руки, пуговицы и т.д.).

Зимние деревья. Аппликация. (1,5ч)

Технические сведения: техника выполнения - аппликация.

Материалы: белые салфетки, цветные салфетки, цветной картон, клей.

Практическая работа: на картоне из салфеток приклеиваем деревья, сугробы.

Рисование животных (3ч)

Технические сведения: рассмотреть репродукции, фотографии животных, обратить внимание на из строение.

Практическая работа: изображение животных различными способами, передавать характерные движения.

Рисование птиц (3ч)

Технические сведения: рассмотреть репродукции, фотографии птиц, обратить внимание на из строение.

Практическая работа: изображение птиц различными способами, передавать их пропорции, характерные особенности.

Кляксография (1ч)

Технические сведения:способы рисования кляксами.

Практическая работа: рисование птиц, облаков и т.д.

Способ получения: зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и налить на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем на этот лист накладывается другой лист и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь.А другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются (можно нарисовать птицу, облака и т.д.).

Снежинка (2ч)

Технические сведения: продолжить знакомить с художественным материалом - гуашь.

Практическая работа: рисование разнообразных видов снежинок различными способами.

Поздравительная открытка к 8 Марта (1,5ч)

Технические сведения: закрепление ЗУН при пальчиковом рисовании.

Практическая работа: изображение веточки мимозы. Грозди цветов выполняются пальчиками, листья дорисовываются кистью (возможна аппликация).

Изображение портрета человека(1,5ч)

Технические сведения: рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения головы человека.

Практическая работа: изображение портрета человека в фас. Соблюдение пропорций.



Ветка сирени. Мыльные пузыри (3ч)

Технические сведения: познакомить с новой техникой рисования - мыльными пузырями. Рассмотреть иллюстрации, открытки с изображением цветов сирени.

Практическая работа: изображение ветки сирени при помощи мыльных пузырей. Мелкие детали и листья дорисовываем кистью.

Праздничный салют (1ч)

Технические сведения: показать новый способ изображения - тычком.

Практическая работа: изображение праздничного салюта на цветном картоне.

Мы покоряем космос. Набрызг (3ч)

Технические сведения: познакомить с новым способом изображения - набрызг и рисование при помощи поролона. Развивать чувство композиции.

Практическая работа: изображение космического пространства при помощи набрызга и паролона. Мелкие детали дорисовываем кистью.

Творческое занятие. Рисование ладошкой (1ч)

Технические сведения: творческое выполнение работы.

Практическая работа:на ладонь ребенка наносится гуашь и отпечатывается на листе бумаги. Ребенок по представлению дорисовывает элементы. Возможны варианты (солнце, жар-птица, лебедь и т.д.).



Итоговое занятие. Оформление выставки работ (1ч)

Практическая работа: организация выставки работ.

Литература:

  1. АббасовМ.г. «состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями» ; журнал «Дефектология», №1 2001г.

  2. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамотности» М.,1981г.

  3. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности» М., 2001г.

  4. Каменева Е.О. «Какого цвета радуга» М., Детская литература, 1999г.

  5. Мосин И.Г. «Рисование». Екатеринбург, 1988г.

  6. Глазкова Н.Н. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» М.,2009.

  7. Цквитария, Т. «Нетрадиционные техники рисования» М.: Сфера. 2011.

  8. Никольская, О.А. «Волшебные краски: Книга для детей и родителей» М.:АСТ - ПРЕСС, 1997.

  9. Казакова, Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» М.: Сфера, 2006

© 2010-2022