- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Предпрофессинальная программа по ДПИ Беседы об искусстве
Предпрофессинальная программа по ДПИ Беседы об искусстве
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сафронова Е.Ю. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Починковский район Смоленской области
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.01.
«Беседы об искусстве»
Шаталово 2015
Структура программы учебного предмета
-
Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий
-
Цели и задачи учебного предмета
-
Обоснование структуры программы учебного предмета
-
Содержание учебного предмета
-
- Учебно-тематический план
-
Содержание разделов и тем. Годовые требования
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-
Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
-
Критерии оценки
-
Методическое обеспечение учебного процесса
-
Самостоятельная работа обучающихся;
-
Список литературы и средств обучения
-
Методическая литература
-
Учебная литература
-
Средства обучения
-
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При реализации программ «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
Объем учебного времени и виды учебной работы срок освоения 1 год
Виды учебной работы
Годы обучения
Всего часов
1-й год
1-й год
1 полугодие
2 полугодие
Аудиторные занятия
24
25,5
49,5
Самостоятельная работа
8
8,5
16,5
Максимальная учебная нагрузка
32
34
66
Вид промежуточной аттестации
Зачет
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек.
Цель учебного предмета
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи учебного предмета
-
Развитие навыков восприятия искусства.
-
Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
-
Формирование навыков восприятия художественного образа.
-
Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
-
Обучение специальной терминологии искусства.
-
Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:
-
Общая характеристика видов искусства.
-
Пространственные (пластические) виды искусства.
-
Динамические (временные) виды искусства.
-
Синтетические (зрелищные) виды искусства.
-
Язык изобразительного искусства.
-
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
2. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах
Миним. учебная нагрузка
Самост. работа
Аудиторные занятия
66
16,5
49,5
1
Виды искусства
1.1
Вводная беседа о видах искусства
Беседа
2
0,5
1,5
2
Пространственные (пластические) виды искусства
2.1
Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства
Беседа
2
0,5
1,5
2.2
Графика и живопись как виды изобразительного искусства
Беседа
2
0,5
1,5
2.3
Скульптура как вид изобразительного искусства
Беседа
2
0,5
1,5
2.4
Архитектура как вид изобразительного искусства
Беседа
2
0,5
1,5
2.5
Декоративноприкладное искусство как вид изобразительного искусства
Беседа
2
0,5
1,5
2.6
Народные ремесла, ремесла родного края
Экскурсия
2
0,5
1,5
3
Динамические (временные) виды искусства
3.1
Знакомство с динамическими (временными) видами искусства
Беседа
2
0,5
1,5
3.2
Литература как вид искусства
Беседа
2
0,5
1,5
3.3
Музыка как вид искусства
Урок-прослушивание
2
0,5
1,5
4
Синтетические (зрелищные) виды искусства
4.1
Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства
Беседа
2
0,5
1,5
4.2
Танец и виды танцевального искусства
Интегрирован. занятие
2
0,5
1,5
4.3
Искусство театра
Интегрирован. занятие
2
0,5
1,5
4.4
Искусство кино
Интегрирован. занятие
2
0,5
1,5
5
Язык изобразительного искусства
5.1
«Как работает художник, чем пользуется»
Урок-игра
2
0,5
1,5
5.2
Виды изображений в картине
Беседа
2
0,5
1,5
5.3
Жанры изобразительного искусства
Экскурсия
2
0,5
1,5
5.4
«Композиция»
Беседа
2
0,5
1,5
5.5
Рисунок
Беседа
2
0,5
1,5
5.6
Язык графики
Экскурсия
2
0,5
1,5
5.7
Выразительные средства графики
Практическое занятие
2
0,5
1,5
5.8
Язык живописи
Экскурсия
2
0,5
1,5
5.9
«Колорит»
Экскурсия
2
0,5
1,5
5.10
Способы работы с цветом
Практическое занятие
2
0,5
1,5
6
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
6.1
Библиотека
Беседа
2
0,5
1,5
6.2
Правила пользования библиотекой
Экскурсия
2
0,5
1,5
6.3
Как работать с книгой
Практическое занятие
2
0,5
1,5
6.4
Сеть интернет как информационный ресурс
Беседа
2
0,5
1,5
6.5
Музеи
Беседа
2
0,5
1,5
6.6
Реставрация и хранение объектов культуры и искусства
Урок-исследование
2
0,5
1,5
6.7
Хранение «культурных единиц»
Беседа
2
0,5
1,5
6.8
«Мой родной город вчера и сегодня»
Практическое занятие
2
0,5
1,5
6.9
Значение культурного наследия в истории человечества
Урок-исследование
2
0,5
1,5
Содержание разделов и тем. Годовые требования.
1. Раздел «Виды искусства»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
2. Раздел «Пространственные (пластические) виды искусства»
2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных ивописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений.
2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
2.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).
2.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно - прикладного искусства.
2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.
3. Раздел «Динамические (временные) виды искусства»
3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
3.2 Тема: Литература как вид искусства. Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
3.3 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4. Раздел «Синтетические (зрелищные) виды искусства»
4.1 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
4.2 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика - основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
4.3 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
4.4 Тема: Искусство кино. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
5. Раздел «Язык изобразительного искусства»
5.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов.
5.2 Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
5.4 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
5.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
5.6 Тема: Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.
5.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
5.8 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
5.9 Тема: «Колорит». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций.
5.10 Тема: Способы работы с цветом. Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности работы. Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в представленной технике. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник.
6. Раздел «Искусство как вид культурной деятельности. многогранный результат творческой деятельности поколений. сохранение и приумножение культурного наследия»
6.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская, специализированная библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.). Проведение экскурсии по школьной библиотеке. Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала.
6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
6.4 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная абота: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
6.5 Тема: Музеи. С чего начинается музей. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий. Частные музеи. Правила поведения. Самостоятельная работа: посещение музея.
6.6 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
6.7 Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
6.8 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции «Старый город».
6.9 Тема: Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
-
Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
-
Знание особенностей языка различных видов искусства.
-
Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
-
Владение навыками восприятия художественного образа.
-
Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
-
Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
-
Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
4. Формы методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Критерии оценки
1. Тестовые задания - задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3.Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) - учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» - тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
-
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
-
творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
-
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).
6. Список литературы
Методическая литература
1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X - начала XX века - М., 1989
2. Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993
3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2001
4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996
5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990
6. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - С-П. Государственный русский музей.- 1996
7. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. - М., 1986
8. Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. - Тверь, 1998
9. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995
11. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». - Ленинград, «Музыка», 1989
12. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. - М.: «Музыка», 2002
13. Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981
14. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М., 1989
15. Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музеяусадьбы Останкино. - М., 1995
16. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. - С-П., 1970
17. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. - М., 1981
18. Художник Борис Тузлуков. - М.: «Всероссийское театральное общество», 1983
19. Чижова А.Э. Березка. - М.: «Советская Россия», 1972
Учебная литература
1. Блинов В. Русская детская книжка - картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005
2. Громова И. Православные и народные праздники. - М.: «Дрофа плюс», 2005
3. Издательская группа ПаррамонЭдисионис. Все о технике: Иллюстрация. - АРТ - РОДНИК, издание на русском языке, 2002
4. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: «Астрель», 2008
5. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. - М.: «Амрита - Русь», 2004
6. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. - М., 1997
7. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990
8. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983
9. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997
10. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. - М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000
11. Фокина Л.В. История декоративно - прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2009
12. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001
13. Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998 14. Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма - Пресс», 2002
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.