Методический доклад на тему: Школьная арттерапия

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В современной психологии и педагогике все больший интерес вызывают возможности арттерапии (изотерапии) в разрешении трудностей и определения путей развития человека при помощи художественного творчества.

Арттерапия является относительно новым методом психотерапию. Ее истоки можно искать в30-х годах нашего века в работах Зигмунда Фрейда. В представлениях психоанализа, конечный продукт творчества человека, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. Однако сам Фрейд не использовал терапию искусством в работе с пациентами. Его ближайший ученик Карл Юнг, серьезно рассматривая нарисованные мечты и фантазии своих пациентов, пришел к выводу об эффективности и действенности метода.

В 50-е года арттерапия развивается на идеях гуманистической психологии К. Роджерса. Коррекционные возможности арттерапии связываются им с представлением неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждая и познавая свое «Я».

Начиная с 70-х годов, арттерапия стала использоваться в области практической психологии и педагогике как коррекционное и развивающее средство. Идеи самораскрытия в изобразительном творчестве базируется на работах американского педагога Маргарет Наумбург.

Многие идеи и мысли Льва Семеновича Выготского о психологии искусства, о художественном творчестве, прозвучавшие в 1920-х -30-х годах, являются актуальными для современной арттерапии . задачу искусстваисследователь видел в возбуждении у человека определенного переживания. Переживание, по Выготскому, является единицей анализа развития личности, анализа собственного «Я».

Значению творчества и искусства в развитии личности ребенка уделяется большое внимание в современных исследованиях. Ротребность ребенка в творчестве, красоте свидетельствует о том, что искусство должно занять основное место в обучении и воспитании детей. Рисование как таковое, даже без вмешательства психолога, терапевта, педагога - это мощное средство самовыражения, влияющее на развитие интеллекта, ощущений, чувств, эмоций.

Однако цели, задачи и приемы арттерапии приципиально опличаются от уроков изобразительного искусства в школе по следующим причинам:

  1. Используя краски, карандаши, бумагу и другие художественные материалы, арттерапия работает, прежде всего, с чувствами и переживаниями ребенка.

  2. Непременным условием арттерапии является соблюдение принципа свободы:

  • Рисунок на свободную тему;

  • Свобода выбора художественного материала;

  • Свобода выбора техники исполнения;свобода выражения эмоций;

  • Свобода от оценки.

  1. Арттерапия - это безоценочный метод работы с ребенком, поэтому качество рисунка, его изобразительные критерии - не существенны и не подлежат оценке. Любой рисунок, безусловно, принимается взрослым. Принятие демонстрируется всем поведением педагога, всей его сущностью в прцессе взаимодействия с ребенком. Встречая без оценочное принятие своих чувств, эмоций, своего творчества, не испытывая необходимости быть другим, ребенок постепенно научается принимать себя на эмоциональном уровне. Само принятие , осознание своих чувств, являются важными факторами способствующие развитию позитивной «Я» - концепции и решению многих проблем.

  2. Детский рисунок рассматривается как проекция внутреннего мира ребенка. Анализ рисунка, его интерпретация отталкивается от мысли - ничего не бывает случайного в рисунке. Любой его фрагмент по своему значим, так как в нем проявляется нечто, что хоть и не осознается, но движет человеком, незримо участвует в его жизни. Кроме того, детский рисунок имеет огромный материал для выявления его уровня и темпов психического развития ребенка. Его личностных характеристик. В последнее время проблеме интерпретации рисунка, а также диагностике на основе продуктов художественного творчества, посвящено ряд исследований: тест выбора цвета Люшера, определение приятности отдельных хроматических цветов (К.А.Рамуль), различные рисовальные тесты, связанные с изображением человека, дома, дерева, семьи ( Гудинаф, Гарис, Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина и др.) . В целом тестовые задания такого рода содействуют более глубокому пониманию специфики индивидуальной психологической ситуации ученика и нахождение подхода к нему.

  3. Метод арттерапии предполагает верболизацию эмоционального чувства, которая в скрытом виде содержится в рисунке ребенка. Неудачный опыт, травматические переживания не исчезают бесследно, они уходят в глубь - в бессознательное, исподволь окрашивают и влияют на нашу жизнь. Задача арттерапии заключается в переводе неосознаваемых процессов в область сознательного, то есть в попытке ребенка осознать самого себя. Обсуждение рисунка, переходящее в беседу о проблемах и чувствах ребенка, или любые другие действия, нправленные на то, чтобы ребенок поделился своими ощущениями, возникающие при рисовании, призваны помочь нормальному развитию и личностному росту ребенка. Любое упражнение в арттерапии предполагает последующее обсуждение и беседу.

  • Педагог просит ребенка описать картинку, поделится впечатлениями о самом рисунке;

  • Придумать название рисунку;

  • Педагог обращает внимание на цвет, форму , размеры помогая осознанию чувств: « что ты подразумеваешь под яркими цветами ?», « что для тебя значат темные цвета?»;

  • Педагог задает стимулирующие вопросы: « на что это похоже?», « как часто ты испытываешь такое настроение?», « относится ли это каким - либо образом к твоей жизни?», « в каком месте теле ты ощущаешь это чувство?» и другие.

  • Педагог предлагает ребенку сочинить рассказ или историю о нарисованном человеке, животном, цветке и т.д.

  • Ребенку предлагается вести диалог или монолог с героями своего рисунка;

  • Педагог внимательно наблюдает за поведением и реакциями ребенка: особенности оттенка голоса, жесты, дыхание, выражение лица и т.д. эти признаки педагог использует в дальнейшей работе.

  1. Методы арттерапии дают возможность ребенку « выплеснуть » свои отрицательные эмоции (гнев, агрессию, страх ) на бумагу, тем самым « снять» стресс и направить проявление эмоций в социально приемлемые формы.

  2. Функции взрослого, работающие с арттерапии, меняются. Главная задача педагоага - создание психологической атмосферы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Педагог должен обладать чувством юмора, суметь сохранить в себе веселость, экспрессию ребенка. Личность педагога, его умение устанавливать контакт и доверительные отношение с ребенком, особенно важны в арттерапии.

  3. Использование метода арттерапии предусматривает деление коррекционной работы на фронтальную -со всеми детьми, находящимися в группе (численность группы не больше 12-15 детей), групповую - 3-4 детьми и индивидуальную.

В практике арттерапии используются различные методики, приемы, задания, упражнения. Выбор темы занятия зависит от коррекционных задач, индивидуальных особенностей группы, опыта педагога. Каждая тема таит в себе огромные возможности. Примером таких тем могут быть: « Моя семья» - ребятам предлагается нарисовать свою семью, но не так как она выглядит на фотографии, а как бывает в жизни, как все собираются вместе. Эту же тему можно предложить нарисовать с помощью символов, используя для изображения каждого члена семьи все что угодно, все что придет на ум: абстрактную форму, предмет, животного. Тему «Моя семья» можно использовать, работая с глиной или пластилином. Повторение темы в течение года дает возможность проследить динамику развития ребенка.

Темы «Я в школе», «Я - дома», «мой самый хороший поступок», « моя мечта», «Мои страхи», «Мой сон», «Я - лилипут», «Я- великан», «Нарисуй свой мир», «Мой день», «Моя жизнь» и другие также являются хорошей основой для проработки и осознания чувств.

Упражнение на образно - символическое рисование дают возможность разобраться в понятиях «Добро», «Зло», «Счастье»; изобразить эмоциональные состояния и чувства: «Радость», «Гнев», «Удивление».

Известный метод каракулей заключается в следующем: ребенка просят сделать рисунок каракулями на бумаге, иногда с закрытыми глазами, иногда с открытыми. Затем внимательно рассмотреть, получившиеся каракули со всех сторон и отыскать среди них формы, которые что - нибудь напоминают: этот же принцип применяют в играх с кляксами.

Групповой рисунок или задания на совместную деятельность предполагают участие всей группы в создании творческой работы. Примерные темы для рисования: «Земля - планета людей», «Мечта», «Жизнь», «Наша школа» и др. важно внимательно наблюдать за происходящим: как происходит взаимодействие членов группы, кто доминирует, кто уступает, как решаются возникшие разногласия. После завершения работы важно обсудить результаты.

Коррекционные возможности арттерапии безграничны. Ребенку предоставляется пути самовыражения и самореализации в продуктах художественного творчества, утверждения и познания своего «Я»,усилении е функций общения к природным ресурсам ребенка, его личным возможностям. Арттерапия в сочетании с танцетерапией, звукотерапией, сказкотерапией - перспективный метод работы с ребенком в школе пока недостаточно изученный и требкющий дальнейшей разработки.

Литература:


  1. Захаров А.И. как преодолеть страхи у детей. -М.,1986.

  2. Карабанова О.А. игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.

  3. Оклендр В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 1997.

  4. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.


© 2010-2022