Конспект урока по теме Импрессионизм11 класс по учебнику Л. Рапацкой

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема №3 Импрессионизм - поиск ускользающей красоты.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с основными направлениями западноевропейской живописи конца 19 века, раскрытие основных особенностей импрессионизма и постимпрессионизма;

  • развитие наблюдательности, способностей анализировать художественные произведения;

  • формирование эстетического вкуса, развитие глубокого интереса к произведениям изобразительного искусства.

ХОД УРОКА.

СЛАЙД №1, 2. Импрессионизм - (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860-х - начала 70-х гг. Название "импрессионизм" возникло после выставки 1874 года, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant", 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж). В пору зрелости импрессионизма (70-е - первая половина 80-х гг.) его представляла группа художников (Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 8 выставок. «Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит» - таков был один из лозунгов нового искусства.

СЛАЙД №3. Противоположность канонам:

Перестали разделять предметы на главные и второстепенные,

Изгнали из картин повествовательность, предельно упростили сюжет.

Сосредоточились на изучение природы света, что привело к отказу от тёмных теней, предметы окутывали атмосферной дымкой,

Световая вибрация с помощью раздельных мазков,

Внесли свежесть и непосредственность восприятий, изображая мгновения, случайные движения и ситуации, фрагментарные композиции, неожиданные ракурсы,

Разложили сложные тона на чистые цвета отдельными мазками, чем достигли оптическое смещение в глазу зрителя

СЛАЙД № 4. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 40-60-х гг. освобождение от условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивается живой достоверности изображения. Он делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное. Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира, но в целом ряде работ Мане и Дега присутствуют горькие, саркастические ноты.

СЛАЙД №5. Эдуард Мане-(1832- 1883) происходил из богатой семьи, с детства познав радость беззаботной и безбедной жизни. Желая «идти в ногу со временем» он искал новое в искусстве. Используя приемы классицизма (главные персонажи в центре, использование античного или мифологического сюжета, трехмерность), он добавлял современные явления. Уже в начале 60-х годов Мане становится активным участником « Салона Отверженных»- выставки тех, кто не желал признавать официальные академические круги. Скандальные нападки прессы лишь усилили стремление художника к острым ощущениям и к борьбе с общественным мнением.

СЛАЙД № 6. Картина «Завтрак на траве»- в этой картине демонстрируется приверженность к реалистической традиции прошлого и вместе с тем к реальной действительности. В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель, но рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.

СЛАЙД № 7. Мысли Эдуарда Мане:

Прежде, чем я начну завоёвывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам.

Цвет- это дело вкуса и ощущения, но надо иметь за душой ещё кое-что, то, что вы хотите выразить, - без этого всё теряет смысл!

СЛАЙД №8. Картина «Олимпия».

СЛАЙД №9. Картина «Белые пионы».


СЛАЙД № 10. Эдгар Дега (1834- 1917) был сверстником Мане, но человеком иного склада. Дега работал в мастерской по воспоминаниям или используя фотографии. Изобретённая в 19 в. фотография оказала значительное влияние на композицию импрессионистической картины, особенно в творчестве Э. Дега, который сам был страстным фотографом и, по его собственным словам, стремился застать изображаемых им балерин врасплох, увидеть их «словно сквозь замочную скважину», когда их позы, линии тела естественны, выразительны и достоверны. Эдгар Дега свое дарование посвятил любимому им театру, он не работал на пленэре, почти не писал с натуры, был по его словам «колористом посредством линий». Его увлекала задача - передать разнообразие движений со всей точностью. Отсюда - сложные ракурсы, необычные повороты.

СЛАЙД № 11. «Голубые танцовщицы»

СЛАЙД № 12. «Две отдыхающие танцовщицы»

СЛАЙД № 13. Самым последовательным приверженцем нового направления по праву считается Клод Моне (1840- 1926). Моне стремился запечатлеть окружающую действительность в её подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях. Его влекли переменчивые солнечные блики, многообразие оттенков неба, облаков, деревьев, света. Моне писал пейзажи только в непосредственном контакте с природой, на открытом воздухе (на пленэре) и даже построил мастерскую в лодке. Свои лучшие полотна художник написал на пленэре, в местечке Аржентей, под Парижем.

СЛАЙД № 14. «Впечатление. Восход солнца». Эта картина дала название художественному течению. В этих полотнах Моне использовал «мазковую» технику.

СЛАЙД № 15, 16. « Женщина с зонтиком, повернувшаяся направо», « Белые кувшинки»- истинным «героем» становится свет, мерцание красочных полутонов.

СЛАЙД № 17. «Поле маков»- одна их лучших работ художника; красно- розовые пятна цветов, голубая даль неба и золотистый искрящийся воздух, контрастируют с синеватыми деревьями, сливаются в образ, воплощающий радость бытия.

СЛАЙД № 18. Исключительно в жанре пейзажа работал Альфред Сислей ( 1839- 1899)- его картины природы более нежны и лиричны. В его картинах чувствуется тонкое восприятие окружающего мира. Французский живописец-пейзажист английского происхождения, родился и прожил большую часть жизни во Франции.

СЛАЙД № 19. « Наводнение в Пор Марли».

СЛАЙД № 20. Особое место среди художником - импрессионистов занимает- Огюст Ренуар (1841- 1919), это один из самых одаренных французских художников второй половины XIX века. В его творчестве значительное место занимают портреты и жанровые композиции, чаще всего раскрывающие образы французских женщин. Ренуар творил по внутренней потребности, питая отвращение ко всякой систематике и академическому знанию. Быть может, поэтому многие его произведения кажутся легкой «игрой гениальности». На самом деле мастер, вдохновившись сюжетом, работал до самозабвения много.

СЛАЙД № 21. «Девушка с веером»- это мир чистых, радостных красок, где нет ни тени психологичности, а человек выглядит частью самой природы. При этом пейзажи не слишком волновали художника, и писал он в основном женские портреты и обнаженную натуру. В своих моделях Ренуар любил воспроизводить матовую кожу, розовые щеки, блестящие влажные глаза.

СЛАЙД № 22. «Портрет Жанны Самари». Самари - актриса «Комеди Франсез», 19-летняя любимица парижан, личность яркая и незаурядная, талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. В портрете - очарование юности.

СЛАЙД № 23. В числе одной из лучших произведений мастера- картина «Обнаженная». Эта работа считается программным творением Ренуара. Для полотна позировала известная в кругу парижских художников натурщица- Анна. Изображая красивую пышную женщину, сидящую нагой на кушетке, Ренуар старательно подчеркнул момент позирования: рядом валяется небрежно сброшенная одежда, которая оттеняет очарование тела, лишенного классических пропорций.

Итак, импрессионисты создали на полотне иллюзию света, наблюдаемую в реальной воздушной среде. Для этого они разложили цвета на основные части спектра, стараясь не смешивать тона палитры и ориентируясь на «секрет» зрительского восприятия мазка, когда отдельные его блики на определенном расстоянии сливаются в единое целое. Как писал Ренуар, импрессионисты использовали «сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета».

Новизна новой школы живописи принималась французским обществом с величайшим трудом, и мастерам требовалось немалое мужество, чтобы заниматься творчеством без малейшей надежды на понимание зрителей. Последняя выставка импрессионистов- 8 по счету- состоялась в 1886 году. К тому времени умер Мане, и монолитная ранее группа единомышленников распалась. Сислей умер в нищете. А уже через год его картины продавались по баснословным ценам. Мировая известность в полной мере выпала на долю Моне, но он пережил свою славу и был свидетелем того, как быстро устарели некогда скандальные идеи импрессионизма.

Непрекращающееся противостояния старого и нового характерно не только для французской живописи, но и для МУЗЫКИ, где импрессионизм утверждался с некоторым запозданием.

СЛАЙД № 24. Первым и наиболее ярким его выразителем стал Клод Дебюсси (1862 - 1918). Молодость композитора протекала в обстановке открытой враждебности со стороны « официального Парижа» ко всему, что выходило из под его пера. Дебюсси испытал и жестокую материальную нужду, и травлю прессы. Его музыка с трудом пробивала себе дорогу на эстраду, а нападки критиков не утихали даже тогда, когда публика с восторгом принимала новые сочинения композитора. Первым импрессионистическим произведением в музыке принято считать симфонический прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», задуманный в качестве сопровождения к чтению поэмы Маларме и три симфонические картины «Ноктюрны», объединенные образным содержанием: «Облака», «Празднества», «Сирены». Особенности музыки: образно-эмоциональные ассоциации. Высший рассвет творчества композитора совпал с наступлением 20 века. Его музыка наполняется ликующим чувством полноты жизни, яркими красочными эффектами. Особенно велики творческие достижения композитора в области фортепианной музыки.

СЛАЙД № 25. Продолжатель традиций Дебюсси - Морис Равель (1875 - 1937). Его музыку долгое время считали загадкой. Действительно, трудно было объяснить, почему композитор- новатор постоянно «оглядывается в прошлое», пишет в духе старины то менуэты, то токкату, то обращается к сонатной форме или античной теме. Сегодня же стало очевидно: искусство Равеля- это отражение того пути, которым шла европейская музыка «грани веков». В атмосфере надвигающихся мировых катаклизмов созерцательно- светлым краскам импрессионизма явно не было места, и Равель искал свой идеал в «вечных образах» культуры. Он оказался как бы на перекрестке различных новых течений, которыми ознаменовалось начало «атомной эры», оставаясь при этом сыном 19 века.

На уроках музыки вы слушали его произведение «Болеро». Это редкий пример крупного музыкального замысла, воплощенного на основе одной «испанской» темы, сочиненной самим композитором. «Болеро» обрело огромную популярность прежде всего как самостоятельное симфоническое произведение, насыщенное стихией танца, поиспански яркого, динамичного, страстного.

СЛАЙД № 26. ИТОГ УРОКА: - мы с вами разобрали творчество знаменитых художников и композиторов- импрессионистов, проследили в их работах и произведениях элементы импрессионизма..

Назовите мне, пожалуйста, основные черты направления импрессионизма:

  • освобождение от условностей классицизма, романтизма и академизма,

  • утверждение красоты повседневной действительности, простых, демократических мотивов,

  • умение добиться живой достоверности изображения.



© 2010-2022