- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству Мозаика из камня
Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству Мозаика из камня
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Казакова И.В. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ
(методика проведения уроков декоративно - прикладного искусства)
Преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Стодолищенского обособленного подразделения
Казакова Инна Викторовна
Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Один из основных видов монументального искусства. Мозаику набирали из кусочков цветного камня, затем из смальты, так называемого модуля. Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается произведение.
Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно - прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация.
Мозаика набирается из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора: « прямой», при котором частицы вдавливаются в грунт, нанесённый на поверхность, и «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон по рисунку, затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОЗАИКИ
Древнейшие сохранившиеся мозаики - орнаменты из разноцветных глин: кружков ( храмы в Двуречье, 3 -е тыс. до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита. Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно - белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным. В Византийском искусстве исключительная по силе воздействия мозаика в Равенне, заняла господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней ( часто полудрагоценных), не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов ( храм Софии в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаик и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси, в Киеве. В Романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получил мозаичный орнамент, который с 13 века в Европе постепенно вытесняется стенными росписями.
В 16 веке в Италии возникает флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. Чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13 - 14 вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов - полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительными орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в 18 в. М. В.Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при петербургской Академии Художеств было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора.
Мастера «модерна» и национально - романтических течений ( испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф Леже, Д. Ривера, Д.Сикейрос ).Подъём современной мозаики, наметившийся в 30 - х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую популярность получили смальтовые мозаики А. Дейнеки, П.Корина, флорентийские - Г. Опрышко. Яркие образцы создавали Н. Андронов, ,А. Васнецов, В. Мельниченко, Б Тальберг и др.
МОЗАИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Учащиеся впервые знакомятся с понятием «Мозаика» в 1 - м классе (мозаика из картона и рваной бумаги).
В условиях художественной школы техника мозаики из камня вполне приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10 человек. Это связано с технологией.
На пленэре учащиеся делают наброски и зарисовки пейзажа. Из нескольких рисунков выбирается один, где чётко читается линия горизонта, плановость, центр композиции. Затем учащиеся выполняют разработку эскизов. Вначале ведётся работа над эскизом карандашом, потом в цвете, где учитывается природный цвет камня.
Заранее подготавливается основа с рамой. Переносится рисунок на основу.
В такой - же последовательности ведётся работа над декоративными композициями ( наброски -эскизы - рисунок в размер картона - работа над цветом - перенос рисунка на картон )
КАМНИ
Учащиеся должны знать информацию об используемых камнях.
Гранит бывает разных цветов, это самая распространённая магматтическая порода на Земле.
К горным породам относятся трахиты, андезиты, базальты ,диобазы.
Щебень постепенно превращается в горную породу брекчию - плотную породу, состоящую из угловатых кусков различных пород.
К обломочным породам относятся конгломераты.
Песчаники - сцементированный песок.
Известняк - органогенная порода (ракушечники).
Крупно и мелко обломистые породы: валун, галька, гравий.
Щебень - смесь угловатых обломков камня различной формы.
Мрамор - метаморфическая карбонатная кальцитовая или доломитовая порода.
ИНСТРУМЕНТЫ
Для раскалывания крупных камней используется наковальня из чугуна, которая закрывается по кругу , чтобы не разлетались осколки. Камень колется на куски не более 8 мм молотком . Затем крупные кусочки раскалываются на мелкие кусачками. Камни сразу сортируются по цветам.
При работе используется клей ПВА ( для склеивания керамики и стекла).
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Перед учащимися находится цветовой эскиз, согласно которому ведётся набор. Необходимо работать избегая «кирпичной кладки». Камень кладётся по форме изображения, повторяя движение рисунка.
В условиях школы используется способ «прямого набора» камня. «Обратный набор» - слишком трудоёмкий процесс, который используется при выполнении монументального панно большого размера.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА УРОКАХ
1 класс (7 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Показ иллюстраций мозаик, видеоряд, видеофильм
Выбор мотива, эскиз, стилизация изображения, работа в цвете, перенос изображения на картон.
Небольшое по размерам панно.
2 класс (10 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Просмотр иллюстраций, видеоряд, видеофильм
Выбор мотива, работа над эскизом, работа в цвете, перенос изображения на картон.
Выполнение декоративного панно.
3 класс ( 12 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Просмотр иллюстраций, видеоряд, видеофильм
Работа над эскизом на основе зарисовок, варианты в цвете,
перенос изображения на картон.
Выполнение панно «пейзаж».
4 класс (12 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Просмотр видеофильма, иллюстраций мозаик.
Работа над эскизом на основе зарисовок, варианты в цвете, перенос изображения на картон
Выполнение панно
Обязательным условием в работе является соблюдение техники безопасности.
Перед выполнением задания(работа в материале) проводится инструктаж при работе с кусачками, камнями, клеем.
Подготовкой материала (раскалывание камней) занимается преподаватель.