Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству Мозаика из камня

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ

(методика проведения уроков декоративно - прикладного искусства)

Преподаватель художественного отделения

МБУ ДО «ДШИ Починковского района»

Стодолищенского обособленного подразделения

Казакова Инна Викторовна

Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Один из основных видов монументального искусства. Мозаику набирали из кусочков цветного камня, затем из смальты, так называемого модуля. Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается произведение.

Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно - прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация.

Мозаика набирается из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора: « прямой», при котором частицы вдавливаются в грунт, нанесённый на поверхность, и «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон по рисунку, затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОЗАИКИ

Древнейшие сохранившиеся мозаики - орнаменты из разноцветных глин: кружков ( храмы в Двуречье, 3 -е тыс. до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита. Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно - белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным. В Византийском искусстве исключительная по силе воздействия мозаика в Равенне, заняла господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней ( часто полудрагоценных), не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов ( храм Софии в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаик и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси, в Киеве. В Романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получил мозаичный орнамент, который с 13 века в Европе постепенно вытесняется стенными росписями.

В 16 веке в Италии возникает флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. Чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13 - 14 вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов - полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительными орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в 18 в. М. В.Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при петербургской Академии Художеств было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

Мастера «модерна» и национально - романтических течений ( испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф Леже, Д. Ривера, Д.Сикейрос ).Подъём современной мозаики, наметившийся в 30 - х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую популярность получили смальтовые мозаики А. Дейнеки, П.Корина, флорентийские - Г. Опрышко. Яркие образцы создавали Н. Андронов, ,А. Васнецов, В. Мельниченко, Б Тальберг и др.

МОЗАИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Учащиеся впервые знакомятся с понятием «Мозаика» в 1 - м классе (мозаика из картона и рваной бумаги).

В условиях художественной школы техника мозаики из камня вполне приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10 человек. Это связано с технологией.

На пленэре учащиеся делают наброски и зарисовки пейзажа. Из нескольких рисунков выбирается один, где чётко читается линия горизонта, плановость, центр композиции. Затем учащиеся выполняют разработку эскизов. Вначале ведётся работа над эскизом карандашом, потом в цвете, где учитывается природный цвет камня.

Заранее подготавливается основа с рамой. Переносится рисунок на основу.

В такой - же последовательности ведётся работа над декоративными композициями ( наброски -эскизы - рисунок в размер картона - работа над цветом - перенос рисунка на картон )

КАМНИ

Учащиеся должны знать информацию об используемых камнях.

Гранит бывает разных цветов, это самая распространённая магматтическая порода на Земле.

К горным породам относятся трахиты, андезиты, базальты ,диобазы.

Щебень постепенно превращается в горную породу брекчию - плотную породу, состоящую из угловатых кусков различных пород.

К обломочным породам относятся конгломераты.

Песчаники - сцементированный песок.

Известняк - органогенная порода (ракушечники).

Крупно и мелко обломистые породы: валун, галька, гравий.

Щебень - смесь угловатых обломков камня различной формы.

Мрамор - метаморфическая карбонатная кальцитовая или доломитовая порода.

ИНСТРУМЕНТЫ

Для раскалывания крупных камней используется наковальня из чугуна, которая закрывается по кругу , чтобы не разлетались осколки. Камень колется на куски не более 8 мм молотком . Затем крупные кусочки раскалываются на мелкие кусачками. Камни сразу сортируются по цветам.

При работе используется клей ПВА ( для склеивания керамики и стекла).

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Перед учащимися находится цветовой эскиз, согласно которому ведётся набор. Необходимо работать избегая «кирпичной кладки». Камень кладётся по форме изображения, повторяя движение рисунка.

В условиях школы используется способ «прямого набора» камня. «Обратный набор» - слишком трудоёмкий процесс, который используется при выполнении монументального панно большого размера.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА УРОКАХ

1 класс (7 ч.)



Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат урока

Показ иллюстраций мозаик, видеоряд, видеофильм

Выбор мотива, эскиз, стилизация изображения, работа в цвете, перенос изображения на картон.

Небольшое по размерам панно.

2 класс (10 ч.)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат урока

Просмотр иллюстраций, видеоряд, видеофильм

Выбор мотива, работа над эскизом, работа в цвете, перенос изображения на картон.

Выполнение декоративного панно.

3 класс ( 12 ч.)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат урока

Просмотр иллюстраций, видеоряд, видеофильм

Работа над эскизом на основе зарисовок, варианты в цвете,

перенос изображения на картон.

Выполнение панно «пейзаж».

4 класс (12 ч.)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат урока

Просмотр видеофильма, иллюстраций мозаик.

Работа над эскизом на основе зарисовок, варианты в цвете, перенос изображения на картон

Выполнение панно

Обязательным условием в работе является соблюдение техники безопасности.

Перед выполнением задания(работа в материале) проводится инструктаж при работе с кусачками, камнями, клеем.

Подготовкой материала (раскалывание камней) занимается преподаватель.

Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству Мозаика из камня.









Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству Мозаика из камня.



Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству Мозаика из камня.









© 2010-2022