- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО ( 7 класс)
Рабочая программа по ИЗО ( 7 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пискунова Н.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ ШЕБЕРТИНСКАЯ СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО заместитель директора Приказом директора
учителей гуманитарного цикла по УВР МКОУ МКОУ Шебертинская СОШ
МКОУ Шебертинская СОШ Шебертинская СОШ № 154 от 01.09.2015 г.
28/августа 29/августа 2015 г.
Протокол № 1 от 2015 года
Рабочая программа
по Изобразительному искусству
7 класс
Учитель изобразительного искусства
Пискунова Наталья Александровна
Рабочая программа составлена на основе
программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. :Просвещение, 2011.
2015 - 2016
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
7 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского ( Издательство « Просвещение» 2009 год)
Примерные программы по изобразительному искусству для 7 класса составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:
- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.
дополнительных пособий для учителя:
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Для образовательного изучения в 7 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание курса
«Изображение фигуры человека и образ человека» (8часов)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека. Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике, Беседа о восприятии произведений искусства.
«Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» (8 часов)
Знакомство с бытовым и историческим жанром в изобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».
«Великие темы жизни»(11 часов)
Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина посвященному историческому событию. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека
«Реальность в жизни и художественный образ» (6 часов)
Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному произведению.
Учебно - тематический план
№ п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Из них
Контрольная работа
Практическая работа
Творческая работа
Изображение фигуры человека и образ человека.
8
8
1
Красота и выразительность пропорций человека
1
1
2
Красота движений человека
1
1
3
Красота согласованности движений людей
1
1
4
Учимся рисовать человека с натуры
2
2
5
Учимся создавать образ человека по впечатлению
1
1
6
Выражение внутреннего через внешнее
2
2
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
8
8
1
Мой дом- моя семья
2
2
2
Жизнь моей улицы, моего села
1
1
3
Как жили в моем селе 100 лет назад
2
2
4
Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу
2
2
5
Быт- это не только будни, но и праздники
1
1
Великие темы жизни
11
11
1
С чего начинается картина
2
2
2
Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени
2
2
3
В каждой картине есть главные герои
1
1
4
Исторические события происходят в среде природы и архитектуры своего времени
1
1
5
Композиция- обобщение своих знаний и отношений
1
1
6
Картины на библейские темы
2
2
7
Иллюстрации к библии
1
1
8
Обобщение темы - мир изобразительных искусств
1
1
Реальность в жизни художественный образ
6
6
1
Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки
5
5
2
Итоговое занятие по темам изобразительных искусств
1
1
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся
должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Список литературы
Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.
Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: ACT-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Изобразительному искусству
Класс 7
Учитель: Пискунова Наталья Александровна
Количество часов в год 34 , в неделю 1 час
Планирование составлено на основе
авторской программы Б.Н. Неменского ( Издательство « Просвещение» 2009 год)
Примерные программы по изобразительному искусству для 7 класса составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:
- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2001.
дополнительных пособий для учителя:
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5-8 классы. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5-8 классы. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5-8 классы. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
№
Наименование тем
Всего часов
Дата
Корректировка
1
Изображение фигуры человека в истории искусства.
1
2
Пропорции и строение фигуры человека.
1
3
Лепка фигуры человека. Изготовление каркаса.
1
4
Работа над моделью.
1
5
Набросок фигуры человека с натуры.
1
6
Набросок фигуры человека с натуры.
1
7
Понимание красоты человека в искусстве.
1
8
Понимание красоты человека в искусстве.
1
9
Поэзия повседневной жизни в искусстве.
1
10
Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры.
1
11
Сюжет и содержание в картине.
1
12
Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве.
1
13
Историческая тема в бытовом жанре.
1
14
Историческая тема в бытовом жанре.
1
15
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
1
16
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
1
17
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
1
18
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
1
19
Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
1
20
Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
1
21
Процесс работы над тематической картиной.
1
22
Процесс работы над тематической картиной.
1
23
Библейские темы в изобразительном искусстве.
1
24
Библейские темы в изобразительном искусстве.
1
25
Монументальная скульптура и образ истории народа.
1
26
Монументальная скульптура и образ истории народа.
1
27
Место и роль картины в искусстве 20 века.
1
28
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
1
29
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
1
30
Зрительное умение и их значение для современного человека.
1
31
Стили и направление в изобразительном искусстве.
1
32
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
1
33
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
34
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
Выставка работ.