Рабочая программа по МХК 11 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

(Протокол от «___»июня2015г №

Руководитель МО Гудименко Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

Тупальская Т.Ю.

«___» июня 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ

«Новогригорьевская СОШДС»

Жабкина В.С.

№ _____от «___» июня 2015г.


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

(Протокол от «___» августа 2015г №

Руководитель МО Гудименко Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

Тупальская Т.Ю.

«___» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ

«Новогригорьевская СОШДС»

Жабкина В.С.

№ _____от «___» августа 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по мировой художественной культуре

Уровень образования (класс)___среднее общее образование____(11 класс)

Количество часов _____34 часа в год, 1 час в неделю_______

Уровень изучения предмета - базовый

Учитель_Борисенко Людмила Александровна_______

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования_и примерной программы «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г.



Новогригорьевка

2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие её различные виды искусств в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  3. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  6. Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы . Мировая художественная культура, допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2010 год

  7. Мировая художественная культура. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Часть 1. МХК, часть 2. РХК / Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Настоящая программа по МХК адресована МБОУ «Новогри горьевская средняя

общеобразовательная школа - детский сад», 11 классу обучающихся.

Вид реализуемой программы - основная общеобразовательная.

Структура документа

Рабочая программа по предмету «Искусство. МХК» представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; перечень форм и видов контроля, критерии оценивания, требования к уровню подготовки выпускников, использование электронных образовательных ресурсов.

Общая характеристика предмета

Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

Программа создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов. В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель данной рабочей программы - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Принципы:
- историзма (как способа «погружения» в культуру определенной исторической эпохи);
- сравнительного сопоставления зарубежной и русской художественных культур;
- интегративного содержания уроков;
- использования творческих методов обучения.
Новизна программы:
В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественны традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

  • принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

  • принцип историзма;

  • принцип опоры на творческий метод (стиль);

  • принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

  • принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мировая художественная культура» входит в предметную область «Искусство».

Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение одного года.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение МХК в 11 классе - 34 часа ( 34 недели по 1 часу).

Учебный предмет реализуется за счет часов инвариативной части.

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Проверочных контролирующих уроков - 4

1 полугодие - 2

2 полугодие - 2




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в

европейской художественной культуре XIX - начала XX века. (12 ч)


Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие "внутреннего человека". (3) Д.Байрон - властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции XIX века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. (2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж - крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы XIX века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. (2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

Тема 4. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма. (1) Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.

Тема 5. Мир реальности и мир "новой реальности": традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX - начала XX в. (4) Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм - новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.

Раздел II. Художественная культура России XIX - начала XX в. (10 ч)


Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века. (2) Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка - основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли - новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов - родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.

Тема 7. Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. (2) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. (2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч. И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.

Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (2) Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (2) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев - антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX века. (6 ч)


Тема 11. Художественная литература XX в.: полюсы добра и зла. (1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г. Гесса, Э. Ремарк, Р. Рильке, Г. Лорки. Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.

Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. (2) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б. Бартока, Б. Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок-н- ролла.

Тема 13. Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость. (1) Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

Тема 14 . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы - символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.

Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. (6 ч)

Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х-30-х гг. (1) Русская художественная культура 20 - 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в. (1) Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.

Тема 17. Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». (2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты - песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века. (1) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.



Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой.

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения - умения, навыки и результатом воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.





Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Учебные часы

Проверочные работы

1

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX в.

12

1

2

Раздел II. Художественная культура России XIX -

начала XX в.

10

1

3

Раздел III. Европа и Америка: художественная

культура XX века

6

1

4

Раздел IV. Русская художественная культура

XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

6

1

6

Итого

34

4




Критерии оценивания

Отметка

Критерии оценивания устного ответа

«5»


- обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма

программного материала;

- понимает сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,

взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделяет

главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,

фактами;

- самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы;

- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой

ситуации;

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный

материал, формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов,

теорий, делает собственные выводы;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы,

учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении

проблем на творческом уровне;

- допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

«4»


- обучающийся показывает знания всего изученного программного материала, даёт

полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

- допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного

материала;

- определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает

одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить

самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

- в основном усвоил учебный материал, подтверждает ответ конкретными примерами,

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на

основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике, соблюдать

основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать

научные термины;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- наличие неточностей в изложении материала;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения

последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях;

- связное и последовательное изложение;

- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых

явлений.

«3»


- обучающийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;

- выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения

понятий дал недостаточно четкие;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач

различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или

в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении

текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,

допуская одну-две грубые ошибки.

«2»**

- обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в

пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению

конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может

исправить даже при помощи учителя.

«1»

- обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

- полностью не усвоил материал.

Критерии оценивания творческих заданий

  1. Анализ-интерпретация художественного произведения.

Основные критерии:

1) правильность ответа;

2) полнота ответа;

3) точность формулировок и использование специальной терминологии;

4) развернутость суждений об искусстве;

5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.

«5»

- учащийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует

художественное произведение;

- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное;

- проявляет знания об авторе произведения искусства, указывает принадлежность к

культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению;

- использует знания об основных средствах создания художественного образа:

в музыке: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр;
в живописи: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма;
в архитектуре: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка,

масштаб;

- указывает принадлежность к жанру:

в музыке: по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу

исполнения;
в живописи: к историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу,

натюрморту, интерьеру;

-указывает принадлежности к видам:

в архитектуре: объемных сооружений (общественные, жилые, промышленные),

ландшафтной (садово-парковая, малых форм), градостроительной;



в скульптуре: монументальной, монументально-декоративной, станковой;

- при анализе произведения музыки, указывает принадлежность к музыкальной форме:

одно-, двух- и трехчастная, вариация, рондо, цикл;

- при анализе произведений архитектуры: связь между внешним и внутренним обликом

архитектурного сооружения, как оно вписывается в окружающую среду, использование

других видов искусства в оформлении его архитектурного облика;

- при анализе произведения скульптуры: использование материалов и техника их

обработки лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание

из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла).

- высказывает личные впечатления от произведений искусства.

«4»


- обучающийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует

художественное произведение;

- правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с

незначительными погрешностями, допускает отдельные неточности;

- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное.

«3»


- обучающийся невнимательно воспринимает художественное произведение, отвлекается,

не выражает особых эмоций;

- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;

- значение терминов используется не всегда верно;

- поставленные задачи выполнены частично, средства выразительности раскрыты

недостаточно;

- допускаются фактические ошибки.

«2»**


- обучающийся не проявляет интереса в процессе восприятия художественного

произведения, часто отвлекается;

- затрудняется дать ответ;

- поставленные задачи не выполняет.

  1. Драматизация и театрализация

Основные критерии:

1) увлечённость деятельностью;

2) естественность поведения;

3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа;

4) воображение и оригинальность образных действий;

5) соответствие образных действий тексту и сюжету;

6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной

композиции игры;

7) выразительность исполнения задуманного движения.

«5»

- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации;

- естественно и выразительно исполняет творческое задание;

- быстро реагирует на смену настроения во время развития образа;

- находит оригинальное решение реализации творческого задания;

- реализует образ в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации

задуманной композиции игры;

- хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации;

- самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие,

кульминация, завершение.

«4»

- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении

заданий допущены незначительные погрешности.

«3»

- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая

особых эмоций;

- не естественно и монотонно исполняет творческое задание;


- с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа;

- с трудом реализует образ;

- затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации

задуманной композиции игры.

«2»

- обучающийся не проявляет интереса к данному виду работы, бездействует, мешает

работе коллектива.


  1. Сочинение-эссе

Основные критерии:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения)
при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с

корректным использованием или без использования искусствоведческих понятий в

контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или

собственный опыт.

«5»

- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие

примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- грамотно применяется категория анализа;
- умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий

и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- обоснованно интерпретируется текстовая информация;

- изложение ясное и четкое;
- приводимые доказательства логичны;
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

«4»

- рассматриваемые понятия определяются недостаточно полно;
- используемые понятия соответствуют теме;
- используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий

и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- интерпретируется текстовая информация;

- изложение понятное;
- приводимые доказательства логичны;
выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- раскрыта своя точка зрения и личная оценка.

«3»

- используемые понятия недостаточно соответствуют теме;
- проблема раскрыта на бытовом уровне;

- не применяется категория анализа;
- приемы сравнения и обобщения слабо проявляются;

- изложение недостаточно ясное и четкое.

«2»

- работа не выполнена.

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебники:

Основная литература:


Мировая художественная культура". 11 класс. В 2-х частях. Часть 1. МХК, часть 2. РХК. ООО "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 2014.

Оборудование и приборы:

Мультимедийные презентации: Романтизм. Реализм XIX в. Искусство второй половины XIX в. Искусство модерна. Культура XX века. Импрессионизм. Экспрессионизм. Эстетика символизма. Постимпрессионизм. Новые направления в живописи и скульптуре. Изобразительное искусство и архитектура первой половины XIX века. Символизм в русской живописи. «Русский футуризм». Художественное обьединение «Мир искусств». «Музыкальный авангард» XX века. Художественная культура Америки. Искусство Латинской Америки. Социалистический реализм. Искусство военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века. Живопись и музыка в 60-е годы. Живопись и архитектура на пороге нового тысячелетия.

Образовательные ресурсы сети Интернет:

countries.ru - сайт "Библиотека по культурологии", содержит культуроведческий справочник по теории и истории культуры, биографии культурологов, религиоведов и социологов, тексты по истории и культуре древних цивилизаций, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени. Рассматриваются также вопросы, касающиеся самой науки культурологии.

ido.rudn.ru - электронный учебник по курсу "Культурология" (авт.: Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Электронный учебник по курсу "Культурология" предназначен как для оказания методической и теоретической помощи педагогам, преподающим данный предмет, так и для облегчения самостоятельной работы обучающихся, изучающих курс. В учебнике два раздела (Теория культуры и История культуры). Каждый из названных разделов может быть рассмотрен как самостоятельный и по способу изложения материала, и по характеру использования фактов, имен, концепций.

ortlib.narod.ru - страничка "Теория и история культуры в персоналиях" на сайте "Православный библиотекарь". Сведения о более чем 200 персоналиях.

artclassic.edu.ru - коллекция материалов по теме "Мировая художественная культура" на Российском общеобразовательном портале.

smallbay.ru - "Планета Small Bay" ("Малая Бухта" Авторы: Татьяна Веденеева и Валерий Власов. Красиво оформленный и хорошо иллюстрированный сайт.) Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека. - Разделы: Живопись (по разделам (13) - возрождение, классицизм, романтизм, экспрессионизм, живопись, фэнтези, передвижники и т.д.; и по художникам - всего 90 авторов (биография, картины); Архитектура ( 10 разделов: древний Египет, Рим, Русь, Восток, ренессанс, классицизм, модернизм и др. - шедевры и скачать статью).

museum-online.ru - "Виртуальный музей живописи" Картины художников - 52 автора (от 10 до 200 картин). Биографии художников (81).

История живописи ( направления и эпохи в истории живописи). Музеи живописи - ссылки на музеи живописи России (117) и много ссылок на

зарубежные музеи всех континентов.

hermitagemuseum.org - "Эрмитаж" История. Шедевры. Выставки, Обучение и образование и др.

museum.ru - "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" История. Коллекции и проч.

tretyakov.ru "Государственная Третьяковская галерея" История, экспозиция, выставки, образовательные программы.

rusmuseum.ru - "Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История. Выставки. Коллекции. Реставрация.

arthit.ru "ART HIT - Галерея современной живописи" (Сюрреализм, модернизм, фэнтези, иконы, экспрессионизм и др.)

artyx.ru - Энциклопедия искусств. На сайте выложенные для чтения два тома (1956, 1961) известной энциклопедии в 6-ти томах "Всеобщая история искусств". На главной стр. представлена текстовая часть, а в разделе "Библиотека" полностью, с иллюстрациями и картами.

worldleonard.h1.ru - сайт "Мир Леонардо" Мир Леонардо да Винчи - биография, творчество, живопись.

taralex.da.ru - "Галерея русской классической живописи". Айвазовский, Брюллов, Васнецов, Врубель, Перов, Репин, Тропинин.

neofit.ru "Библейский сюжет" - электронная версия одноименной программы на телеканале "Культура". Рассказы о сюжетах и картинах. Иллюстрации хорошего качества.

nearyou.ru - сайт "Музеи Европы"

kontorakuka.ru - раздел "Лучшие музеи Европы и мира" на тур. сайте "Контора Кука". Краткие описания, изображения экспонатов, прямые ссылки.

belcanto.ru - "Belcanto.Ru - в мире оперы". Энциклопедия оперы: сюжеты, комментарии, статьи, книги; биографии певцов, дирижёров, композиторов; информация об оперных театрах, фестивалях; каталог оперных ссылок; записи в mp3. Новости оперной жизни.

classic-music.ru - "Классическая музыка.Ру" Биографии и творческие портреты композиторов, дирижеров, певцов, пианистов, скрипачей, виолончелистов и др. Интересные и малоизвестные факты из жизни великих музыкантов, афоризмы. Энциклопедия старинных и современных

инструментов, музыкальный словарь.

artcyclopedia.com - "Энциклопедия искусства". Разделы: Top 30 самых известных художников (их работы, музеи, галереи, статьи и т.п.). Статьи. Новости. Художественные музеи мира/Art Museums Worldwide (выбрать континент, страну, город, музей - всего, наверно, больше 1000). Шедевры/Masterpieces - 30 отобранных произведение, обновляются ежедневно. Раздел ссылок - ссылки на другие галереи и музеи и пр.

Лувр. Официальный сайт музея Лувр. Париж. - louvre.fr .

Метраполитен-музей. Нью-Йорк. - metmuseum.org .

Национальная галерея, Лондон. - nationalgallery.org.uk .

Музей Прадо. Мадрид - museoprado.mcu.es .

Дрезденская картинная галерея. Германия. - skd-dresden.de .

Галерея Уффици во Флоренции. Италия - polomuseale.firenze.it .

Музеи Ватикана. - christusrex.org .

Египетский музей в Турине. Италия - museoegizio.org .

Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

план

Дата

факт


Тема урока

Содержание

Контроль знаний

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX века. (12 ч)

1

04.09



Тема 1.

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие "внутреннего человека"

Д. Г. Байрон, А. Шопенгауэр, синтез искусств, романтизм, миннезингеры, Э.Гофман, Г. Гейне, У. Вордсворт, В. Скотт, Ч. Диккенс


2

11.09



Романтизм в художественной культуре Франции XIX века

В. Гюго, А. Дюма, Стендаль, О. де Бальзак, Т. Жерико, Э. Делакруа


3

18.09



Образный мир испанского художника Франсиско Гойи

Жизнь и основные произведения, темы творчества


4

25.09



Тема 2.

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

Ф. Шуберт, Р. Шуман, Р. Вагнер, Дж. Россини , Дж. Верди, Г. Берлиоз, Ж. Бизе


5

02.10



Великие композиторы XIX века восточных земель Европы

Ф. Шопен, Ф. Лист, симфоническая поэма


6

09.10



Тема 3.

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Импрессионизм, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар


7

16.10



Импрессионизм в музыкальном искусстве

К. Дебюсси, М. Равель

тестирование

8

23.10



Тема 4.

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Экспрессионизм, Э. Мунк, Э. Л. Кирхнер, Э. Нольде,

О. Дикс; Г. Тракль, Г. Гейм, Г. Кайзер


9

06.11



Тема 5.

Мир реальности и мир "новой реальности": традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX - начала XX в.

Реализм, натурализм, декаданс, символизм, модернизм, постимпрессионизм, фовизм, абстракционизм, сюрреализм


10

13.11



Эстетика символизма

Разбор понятия, персоналии


11

20.11



Эстетика постимпрессионизма

Разбор понятия, персоналии


12


27.11



Новые направления в живописи и скульптуре

Разбор понятий, персоналии


Раздел II. Художественная культура России XIX - начала XX в. (10 ч)

13

04.12



Тема 6.

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века

Славянофилы, западники, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, критический реализм, М,И.Глинка, русский ампир


14

11.12



Изобразительное искусство и архитектура первой половины XIX века

Живопись романтизма и реализма, О.А.Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г.Веницианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов


15

18.12



Тема 7.

Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

Н.А. Некрасов, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов

защита проекта

16

25.12



Развитие отечественной живописи в пореформенный период

«Товарищество передвижных выставок», И.Н. Крамской, Н.Н.Ге, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, «Могучая кучка»


17




Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма

Символизм, В.Я. Брюсов, А. Белый


18




Символизм в русской живописи

М.А. Врубель


19




Тема 9.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

«Бубновый валет», «ослиный хвост», П.Н. Филонов, В.В.Кандинский, абстракционизм, К.С. Малевич


20




«Русский футуризм»

Футуризм, «русский футуризм», И. Северянин


21




Тема 10.

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.

«Цех поэтов», Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, неоклассицизм, модерн


22




Художественное обьединение «Мир искусств»

В.А. Серов, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, И.И. Левитан, К.А.Коровин, М.В. Нестеров


Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX века. (6 ч)

23




Тема 11.

Художественная литература

XX в.: полюсы добра и зла

Ф. Кафка, экзистенциализм, А. Камю, «интеллектуальный роман», Э.М. Ремарк


24




Тема 12.

Музыкальное искусство в нотах и без нот

Симфония, «неоклассицизм»


25




«Музыкальный авангард»

XX века

Музыкальный авангард, алеаторика, электронная музыка, поп-музыка, рок-н-рол, Э. Пресли, Битлз

тестирование

26




Тема 13.

Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость

Б. Брехт, «эпический театр», «театр абсурда», «театр жестокости», «театр смерти», киноискусство, О. Люмьер, Ч.С.Чаплин, А. Куросава


27




Тема 14.

Художественная культура Америки: обаяние молодости

Т. Драйзер, Э. Хемингуэй, рэгтайм, спиричуэл, блюз, джаз


28




Искусство Латинской Америки

Г.Г. Маркес, функционализм


Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. (6 ч)

29




Тема 15.

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х-30-х гг.

К.С. Петров-Водкин, П.В. Кузнецов, конструктивизм, С.М.Эйзенштейн


30




Тема 16.

Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.

А.Т. Твардовский, А.А. Пластов, фронтовая лирическая повесть, мемориальные комплексы


31




Тема 17.

Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели»

Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Рубцов


32




Развитие живописи и музыки в 60-е годы.

И.С. Глазунов, Г.В. Свиридов


33




Тема 18.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.

А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, А.В. Вампилов, меннипея, русский постмодернизм, И.А. Бродский, М.М. Шемякин

итоговый

контроль

34




Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура











© 2010-2022