Материалы урока Святые Вятки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет Искусство (музыка ) - 8 класс

Тема: «Святые земли Вятской».


Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала, путешествие по родному краю.

Проблема: каких святых вятской земли мы знаем, какими качествами должен обладать святой человек.

Задачи: создать условия для формирования образа Святых земли Вятской, узнать какими качествами должны обладать святые, показать их неоценимую роль в формировании духовного облика вятской земли.

Понятия: икона, святые, преподобный, блаженный, святитель, язычество, христианство, мощи, заповедь, Великорецкий крестный ход, священноисповедник, священномученник, святой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение, самостоятельная работа с текстом, пословицами, словом).

Используемая наглядность: компьютерная презентация

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные результаты:

Узнают понятия: святые, преподобный, блаженный, святитель, мощи, священноисповедник, священномученник, святой.

Научатся: узнавать образы святых, объяснять, что их объединяет и чем они отличаются друг от друга, эмоционально выражать свое отношение к святым, находить в тексте особенности жизненного пути святых, участвовать в коллективном воплощении образов святых, выражая свое мнение в общении со сверстниками, учителем, рассуждать о значении вятских святых в формировании духовного облика нашей малой родины.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективу в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы, выражать в словесной форме образ святого.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, осуществлять поиск необходимой информации, уметь давать характеристику образа святого, рассуждать о значении святых в формировании духовного облика вятской земли.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, работать в паре, группе, слушать собеседника, отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.

Личностные результаты:

Представлять образ святого, образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие Вятки, демонстрировать позицию активного слушателя, владеть навыками оценки и самооценки своей деятельности, проявлять познавательный интерес к вятским святым, понимать чувства вятских святых и сопереживать им, понимать связь духовно-нравственного содержания в жизни земли Вятской, проявлять устойчивое положительное отношение к урокам краеведения.

Домашнее задание (предварительное):

1ученик (сообщение): «Великорецкий крестный ход».

2 ученик (сообщение): «Священноисповедник Виктор - епископ Вятский и Глазовский».

3 ученик (сообщение): «Священномученник Михаил Тихоницкий».

4 ученик: выучить стихотворение «Святой».


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку.

II. Целеполагание и мотивация.

- Ребята, посмотрите на следующий слайд (слайд 1). Что на нём вы видите? (иконы)

- А что такое икона? (изображение святого или события из священного писания)

- А каких святых вы знаете? (Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Александр Невский, Ксения Петербургская, Прасковья Пятница, великомученик и целитель Пантелеймон и другие святые)

- Молодцы. На Руси всегда понимали, ценили и почитали икону. Для православных людей икона в доме - главная святыня. Перед иконами совершаются все важнейшие события в жизни русской семьи. Освящённые, намоленные иконы берегут в доме мир и покой.

Невозможно представить православный храм или дом без икон. Только нужно помнить, что, когда мы молимся перед образом Спасителя, Божией Матери или святого мы молимся не иконе, а первообразу - Богу или святому, который на ней изображен.

- Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о святых)

- А изучаете, вы какой предмет? (краеведение)

- Поэтому как называется тема нашего урока? (Святые Вятки)

- Итак, тема нашего урока - Святые земли Вятской - слайд 2 (учащиеся записывают тему в лист знаний, который вклеят в тетрадь дома).

III. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, кто такие святые? (это люди, которые вели правильную жизнь, угодили Богу).

- Правильно. Живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. Они любили Бога, любили людей, исполняли заповеди Божии. Вера преобразила этих людей и навсегда соединила с Богом. Им тоже можно молиться.

Самих же святых называют по-разному: преподобные, святители, блаженные. Называют их так потому, что у каждого из них была своя жизнь, свои подвиги (слайд 3).

- А что означает слово преподобный? (очень подобный, подобный святым, Богу)

- Правильно. Это люди, которые в монастырях и в пустынях проводили свою жизнь в посте и молитве. А блаженные? (безумные, юродивые; те, кто ведут праведный образ жизни, обладают даром прорицания; благо ищет, в мире горним живет, например Василий Блаженный).

- А что означает слово святитель? (просвещенный, несет свет людям, свет веры, правду, святой монах)

- Когда же появились святые в нашей стране? Давайте вспомним историю (слайд 4). Какая религия была изначально на Руси? (язычество)

- Что означает язычество? (люди поклонялись богам стихийных сил природы, воевали и враждовали друг с другом)

- А каким образом возникло христианство? (князь Владимир (слайд 5) решил объединить всех людей, решил выбрать веру в единого Бога. Сначала князь Владимир был крещен сам , а затем и все жители русских сел и городов).

IV. Изучение нового материала.

- Ну а сейчас я предлагаю вам узнать о вятских святых (слайд 6), выполнив таблицу. Для этого вы распределитесь по рядам: 1 ряд - Преподобный Трифон вятский; 2 ряд - Блаженный Прокопий; 3 ряд - Святитель Никола Великорецкий, в ходе работы будет заполнена таблица в листе знаний.

Таблица Святые земли вятской

Преподобный Трифон (1546-1612)

Блаженный Прокопий (1578- 1627)

Святитель Никола Великорецкий (240-345)

Родина - село Малая Немнюжка Архангельской губернии

Родина - деревня Корякинская, около города Хлынова

Родина - Ликия (римская провинция) Малая Азия

Имя в миру - Трофим Подвизаев

Имя в миру - Прокопий Плушков

Имя в миру - Николай Марликийский

Событие - в юности, после проповеди священника решил посвятить себя служению Богу

Событие - на поле в него попала молния, и он повредился умом, исцеление Трифоном вятским,

Событие - был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству

основатель Трифонова монастыря

подвиг юродства - предугадывал выздоровление или смерть больных, предупреждал о пожарах

благотворительность, чудеса, умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных , покровитель земледельцев, моряков и путешествующих,

Великорецкий крестный ход

мощи в раке Успенского собора Трифонова монастыря

мощи в Успенском соборе Трифонова монастыря

мощи в базилике святого Николая в Барии (южная Италия)

Ребята зачитывают ответы в таблице - 1 группа (слайд 7-8)

- Молодцы. Бог наставил преподобного Трифона идти в Вятскую землю. Когда он достиг реки Вятки, то вся природа радовалась святому: вода, освященная молитвой, стала сладка, деревья склонялись, приветствуя его. Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом Святителя Николая Мирликийского, помня о его помощи в начале своего пути, когда болел. Тогда ему было 22 года, он только принял постриг. Более 40 дней не мог он подняться, не спал и не ел. Однажды, когда он был в забытьи, ему явился старец в светлой одежде, с крестом в руках. Это был Святитель Николай Мирликийский. «Встань и ходи», - сказал великий Чудотворец, благословив больного крестом. И он встал.

Горожане полюбили незнакомого странника, и когда он обратился к ним с просьбой основать монастырь за рекой Засорою, согласились и послали преподобного за разрешением к Митрополиту Московскому и всея Руси Антонию. Преподобный в Москве был посвящен в сан священника, вернулся в Хлынов, с грамотой на землю для монастыря. Много препятствий было при строительстве обители. Когда собралось до 40 иноков и храм стал тесен, горожане помогли построить новую большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный все передавал на нужды обители, которая росла и крепла.

- Скажите, а чем знаменит Успенский собор Трифонова монастыря? (в соборе хранилась Евангелие, писанное прп. Трифоном, его вериги и посох из черного дерева, мощи преподобного)

- Ребята, а что такое мощи? (кости). Мощи - это нетленные останки святых, которые хранятся в специальных раках - ковчегах, мощные, сильные кости (слайд 9).

- Мощи от слова мощь, т.е. сила. От святых мощей исходит большая исцеляющая сила. Но вот только исцеляет Господь молитвами святого далеко не каждого. Как вы думаете, почему? (человек грешен, плохо себя ведет, ненависть, воровство, зло)

- По православному вероучению, причина болезней - нарушение Божьих заповедей: непочитание родителей, зависть, обиды, обман, клевета, злоба, ненависть, воровство, своеволие… Исцеление получают те люди, которые осознали причину своих болезней и поняли, что жить, творя зло, нельзя.

- А теперь, я предлагаю перейти к святому Блаженному Прокопию (слайд 10 ).

Зачитывают ответы в таблице (слайд 11)

- 30 лет находился блаженный Прокопий Вятский в юродстве. Несомненно, что преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий были связаны крепкими духовными узами. Блаженный Прокопий Вятский был с честью погребен в Вятском Трифоновом Успенском монастыре. В 17 в. одна девушка из Слободского уезда, Марфа Тимофеева, была сильно больна. После молитвы в Вятском Успенском монастыре ей было видение: два святых предстали перед ней, обещали исцеление; вскоре она выздоровела.

- И остается 3 ряд - святитель Никола Великорецкий - слайд 12 (зачитывают ответы в таблице).

- Правильно, он прославился многими подвигами и чудесами, много занимался благотворительностью. Почти семнадцать веков прошло после кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы.

- А скажите ребята, как называется знаменитый крестный ход Вятской земли (великорецкий крестный ход, село Великорецкое).

Сообщение ученика 1.

С 3 по 8 июня в Кировской области проходит Великорецкий крестный ход. За 5 дней пути паломники проходят 150 км. Великорецкому крестному ходу более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой.

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая (слайд 13). Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма.

Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов. Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место её явления (слайд 14). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход. Крестный ход изначально совершался по рекам Вятке и Великой в конце мая по старому стилю. В конце 18 века был утвержден (слайд 15) сухопутный маршрут. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское и др.

В 2013 году по подсчетам число паломников составило 32000 человек( слайд 16).

- Молодцы ребята. В 20 веке у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 г. в России произошла революция, царь Николай 2 был свергнут. Власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожали, многие верующие, представители духовенства были сосланы и даже убиты.

- А кого из священноисповедников вы знаете?

Сообщение ученика 2 (слайд 17).

Например, священноисповедник Виктор - епископ Вятский и Глазовский известен тем, что остался верен Богу не отказался от него в годы советской власти. Даже, когда находился на Соловках он был благодушен, с любовью относился к другим. Очень вятских людей любил и говорил: «Хоть бы мертвым меня мимо Вятки пронесли». В 1997 г. Его мощи в селе Нерице (Коми) обрели, и затем вспомнили, что он говорил - и привезли в Вятку. Сейчас его мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре. Над мощами та самая икона Спасителя, перед которой владыка молился до конца своих дней.

- Так, что значит священноисповедник? (те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти).

- Правильно, он трудностей не испугался, верным Богу остался. А теперь перейдем к священномученнику.

Сообщение ученика 3 (слайд 18).

Священномученник Михаил Тихоницкий за веру не только пострадал но и жизнь отдал. Почти 40 лет отслужил в Орлове. Один без матушки 6 детей поднял. 2 сына стали архиереями, третий - учителем в Прибалтике. 3 дочерей - талантливыми учителями. А убили его большевики в 1918 году за службу церковную.

- Так кто такие мученики? (христиане, которые за свою веру приняли мечение и смерть).

V. Осознание и осмысление учебной информации.

- Ребята, а каких ещё святых нашей области вы уже знаете? (смотрят материал прошлого урока: преподобный Стефан Филейский, Преподобный Матфей Яранский, Преподобный Леонид Устьнедумский и отвечают:

- Преподобный Стефан Филейский (слайд 19) основал на Филейке Александро-Невский монастырь. Молиться умел, книги писал, детей и монахов учил, больных лечил. Свою любимую икону целителя Пантелеймона нам оставил.

- Преподобный Матфей Яранский (слайд 20) был учеником Стефана Филейского, правильно жил все делал по совести. Основал Пророенский монастырь в Яранске, в 1921 г. монастырь закрыли, а Матфей продолжал людей принимать, до последних дней жизни батюшка ближним служил.

- Преподобный Леонид Устьнедумский (слайд 21) родом был из пошехонских крестьян с Новгорода в 50 лет монахом стал, Богородица ему во сне 4 раза приходила, велела на реке Лузе храм воздвигнуть. Так он и сделал. 103 года прожил. Все успел.

- Как вы считаете, случайно ли Богородица к нему во сне приходила и что он так долго прожил? (не случайно, потому что Богу и людям служил, за чистоту души, за веру).

VI. Закрепление учебной информации.

- А теперь я предлагаю вам выполнить работу с пословицами - слайд 22.

Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл:

Жизнь дана… (на добрые дела)

Добро творить -… (себя веселить)

Доброе дело … (без награды не останется)

Добра желаешь, … (добро и делай)

- Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова со словом святой? (Святой - чистый, светлый, избранный, делающий только добро, свято, свят, свет, божественный свет)

- А как вы считаете, какими качествами должен обладать святой? (доброта, честность, порядочность, чистота, любовь ко всему живому, вера в Бога) - слайд 23.

VII. Подведение итогов.

- Долгое время про святых в нашей стране не говорили, а за последнее двадцатилетие очень часто вспоминают, с чем это связано? (возрождением веры, святые испытывали те же чувства, что и мы, радость и разочарование, надежду и отчаяние, вдохновение и угасание. Их путь сопровождается с тяжелым внутренним подвигом: они очищали себя от плохих мыслей, помогали людям.)

= Как вы думаете, сколько на свете святых? (много)

- В акафисте всем Святым (в песне святым мира) сказано: количество звёзд как и количество всех святых знает только Бог. Но Церковь знает и помнит имена многих святых. И если на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Россия покроется свечами.

На нашем уроке, ребята, мы сегодня старались разобрать кто такие святые? Какой можно сделать вывод по сегодняшней теме (Святые - это реально существовавшие люди, такие же люди, как и мы, только они победили свои грехи. Они знают, что такое добро, милосердие, сострадание, смирение, чистота и человеколюбие. Святые - образ для подражания, люди должны стремиться к этому образу.)

- У каждого народа есть свои святые, которых любят, чтят и помнят. Их имена останутся на веках, Образ их с течением времени становится ярче и светлее. Мы должны с вами помнить о наших вятских святых. И в заключении урока давайте послушаем стихотворение «Святой» (сообщение 4 ученика):

От рожденья и до смертного порога
Мы бредём, блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи;
Темноту ночную озаряют
Золотые, тёплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.

VIII. Домашнее задание (по выбору) - слайд 24:

- В заключении вам предлагается домашнее задание.

I. Есть ли в вашей семье чтимая икона, расскажите о ней.

II. В вашем семейном кругу вы сможете назвать кого-нибудь назвать святым, расскажите (напишите) о нем.

III. Какой храм расположен близко к месту вашего проживания, расскажите о нем.

IX. Рефлексия

- У вас в листе знаний в уголочке вы видите храм, если вам урок понравился раскрасьте его купол звездами. Спасибо, за внимание - слайд 25.






Тема урока:___________________________________________________ Материалы урока Святые Вятки

1. Таблица. Святые земли Вятской

Преподобный Трифон (1546-1612)

Блаженный Прокопий (1578- 1627)

Святитель Никола Великорецкий (240-345)

Родина -

Родина -

Родина -

Имя -

Имя -

Имя -

Событие -

Событие -

Событие -




Цель всей жизни -

Цель всей жизни -

Цель всей жизни -


мощи

мощи

мощи



2. Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл

(можно их соединить стрелочками):

Жизнь дана… себя веселить

Добро творить -… на добрые дела

Доброе дело … добро и делай

Добра желаешь, … без нарады не останется

3. Подберите однокоренные слова со словами:

Святой______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Какими качествами должен обладать святой? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Домашнее задание (по выбору):

I. Есть ли в вашей семье чтимая икона, расскажите о ней.

II. В вашем семейном кругу вы сможете назвать кого-нибудь назвать святым, расскажите (напишите) о нем.

III. Какой храм расположен близко к месту вашего проживания, расскажите о нем.

8

© 2010-2022