Народные промыслы

Цели: 1. Закрепить знание учащихся о народных промыслах.            2. Формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных               элементов.            3. Способствовать развитию эстетического воспитания произведений народного               искусства. Оборудование: Образцы изделий народных промыслов, слайды и репродукции с                             изображением изделий народного творчества, образцы педагогического                             рисунка, иллюстрации с изображениями изделий народных промыслов.                                                              Ход урока. 1. Организационный момент.                  1. Приветствие.                  2. Проверка готовности учащихся к уроку.                                                2.Сообщение темы и цели урока. 3. Интеллектуальная разминка: На мультимедийной доске появляются загадки-шарады, после ответа учащихся, появляются ответы в рисунках. Загадки: 1. Живая, немая, заключительная, многосерийная, старинная, известная, лучшая...                                                                                                                       (картина) 2. Грунтовая, автомобильная, засохшая, масляная, акварельная, эмалевая, яркая...                                                                                                                       (краска) 3. Простой, химический, косметический, твёрдый, мягкий, красный, синий, цветной, острый, заточенный, тупой...                                                              (карандаш) 4. Без какого орудия труда не обойтись ни археологам, ни художникам...                                                                                                                       (без кисти) 5. Не только объединённые одним названием музыкальных произведений одного исполнителя, записанных на компакт диске, но и переплетённые листы для рисования.                                                                                                                        (альбом) 6. Хоть поскрипывает мастер, всё раскрасит нам ...                             (фломастер)
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Народные промыслы.

Цели: 1. Закрепить знание учащихся о народных промыслах.

2. Формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных

элементов.

3. Способствовать развитию эстетического воспитания произведений народного

искусства.

Оборудование: Образцы изделий народных промыслов, слайды и репродукции с

изображением изделий народного творчества, образцы педагогического

рисунка, иллюстрации с изображениями изделий народных промыслов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Интеллектуальная разминка:

На мультимедийной доске появляются загадки-шарады, после ответа учащихся, появляются ответы в рисунках.

Загадки:

1. Живая, немая, заключительная, многосерийная, старинная, известная, лучшая...

(картина)

2. Грунтовая, автомобильная, засохшая, масляная, акварельная, эмалевая, яркая...

(краска)

3. Простой, химический, косметический, твёрдый, мягкий, красный, синий, цветной, острый, заточенный, тупой... (карандаш)

4. Без какого орудия труда не обойтись ни археологам, ни художникам...

(без кисти)

5. Не только объединённые одним названием музыкальных произведений одного исполнителя, записанных на компакт диске, но и переплетённые листы для

рисования.

(альбом)

6. Хоть поскрипывает мастер, всё раскрасит нам ... (фломастер)

4. Введение в тему. (На доске слайд с изображением натюрморта с тремя видами народных промыслов (хохломы, гжели, жостово)

Слово учителя: У каждого народа - свой исторический путь развития, отличный от путей развития других народов. Эти отличия в условиях жизни нашли отражение в искусстве, в его традиции. Материалом для творчества художника служило всё , что его окружало: камень, глина, метал, ткань, кость.

Народное искусство передаётся из поколения в поколения, его секреты мастерства, и не умирают народные промыслы.

Вопрос учащимся: Что называется народными промыслами? Что вам известно о народных промыслах?

Ответ учащихся: Народные художественные промыслы - это деревни, небольшие города и посёлки, где люди занимаются каким-то одним видом народного искусства. Выбор искусства происходит не случайно. Это зависит от местного материала, от условий жизни, времени, климата. Каждый народный промысел имеет свои любимые темы, орнаменты, свои любимые цвета и неповторимую форму предметов.

1

Вопрос учащимся: Назовите, какие народные промыслы вы знаете?

Ответ учащихся: Дымковская игрушка, коргапольская игрушка, хохлома, гжель,

семёновская матрёшка, жостовский поднос, городецкая роспись и т. д.

Слово учителя: Сегодня мы уделим внимание трём народным художественным

промыслам: хохлома, гжель, жостово. Давайте вспомним на каких видах изделия

специализируются эти промыслы? Вспомним стилизацию росписи.

Хохлома (Ответ учащихся)

Гжель (Ответ учащихся)

Жостово (Ответ учащихся)

(На доске поочерёдно появляются слайды с этими видами народных промыслов)

Физ. минутка. 1. Гимнастика для глаз: Вытянуть руки, не поворачивая головы, руки медленно отводить в сторону. 2. Вытянуть руку, смотреть на пальцы, приближая руку к себе.З. (Повторяем упражнения)

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз - присядем, два - присядем

И на стул тихонько сядем.

5. Практическая работа: Продолжим работу в группах по выбранному вами народному промыслу.

Задание: Выполнить роспись изделия народного промысла, соблюдая стилизацию данного промысла. На столах лежат папки с подбором иллюстраций народных промыслов, они помогут вам в подборке сюжета для своей работы.

(Учащиеся приступают к работе)

6. Защита проектов: (Выступление учащихся)

1 группа - Хохлома. (Учащиеся прикрепляют свои работы на магнитную доску)

Хохлома - это старинное село, затерявшееся где-то дремучих волжских лесах. Там впервые появилось маленькое сверкающее чудо - золотая хохломская чашка.

Деревянную посуду люди употребляли с древних времён и заметили, что промасленные ложки, чашки и ковши легче моются и дольше служат. Наверное, тогда и стали покрывать деревянную посуду олифой - вареным льняным маслом.

Мастера знали, что серебро под слоем олифы после сильного прогревания приобретает золотистый оттенок. Потому и стали называть расписные изделия - «Золотая хохлома». Изготовление такой посуды получило широкий размах. Её с удовольствием покупали на Нижегородской ярмарке и везли в разные части света. Не заметить яркую, лакированную посуду с праздничным орнаментом было не возможно. Такая посуда способна внести радость в любой дом.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся, попробуй сумей-ка.

А где-то Кудрины по чёрному полю

Мерцают, как звёзды,

В небесном раздолье.

2

2 группа - Гжель. (Учащиеся прикрепляют свои работы на магнитную доску)

Гжель - так в 16 веке под Москвой в местечке Раменское называли глину, из которой изготавливали квасники, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки, игрушки. Эти изделия охотно покупались и скоро стали известны по всей России, Гжель очень просто среди многообразной керамической посуды. Её изделия - белоснежные с бело-синими цветами, птицами или сценками народной жизни. Гжельские мастера расписывают предметы в ручную широкими сочными мазками. У каждого предмета свой неповторимый завиток или лепесток. Гжельские изделия очень красивы и обладают большой художественной ценностью.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы.

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её назвали - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние -

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

3 группа - Жостово. (Учащиеся прикрепляют свои работы на магнитную доску)

Жостово - подмосковная деревня, где создаются лакированные подносы с великолепными цветами. Эти подносы известны во всём мире. И это не случайно. Ведь они такие красивые! Букеты настоящих и ВТО же время сказочных цветов нежно светятся на фоне подноса. Фон выбирают часто чёрный. На таком фоне звонче и выразительней звучат цвета. Подносы начали расписывать в России 200 лет назад. Вскоре нарядные жостовские подносы стали известны и любимы в России и за её пределами.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее мягкой вербы.

7. Итог урока 1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя:

Творение русских умельцев дороже В резьбе и узоре,

Душе моей всяких иных. В раскраске весенней

И чем-то особым и звонким похожи Остались умельцев черты:

На тех кто задумывал их. Внезапная грусть

Вглядишься: И лихое веселье,

И что-то былое воскреснет, Которые с виду просты...

И вспомнится отблеск костров,

И видишь:

Становится дерево - песней

Задумчивых мастеров

3

© 2010-2022