- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Народные промыслы
Народные промыслы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалёва Н.С. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Народные промыслы.
Цели: 1. Закрепить знание учащихся о народных промыслах.
2. Формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных
элементов.
3. Способствовать развитию эстетического воспитания произведений народного
искусства.
Оборудование: Образцы изделий народных промыслов, слайды и репродукции с
изображением изделий народного творчества, образцы педагогического
рисунка, иллюстрации с изображениями изделий народных промыслов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока.
3. Интеллектуальная разминка:
На мультимедийной доске появляются загадки-шарады, после ответа учащихся, появляются ответы в рисунках.
Загадки:
1. Живая, немая, заключительная, многосерийная, старинная, известная, лучшая...
(картина)
2. Грунтовая, автомобильная, засохшая, масляная, акварельная, эмалевая, яркая...
(краска)
3. Простой, химический, косметический, твёрдый, мягкий, красный, синий, цветной, острый, заточенный, тупой... (карандаш)
4. Без какого орудия труда не обойтись ни археологам, ни художникам...
(без кисти)
5. Не только объединённые одним названием музыкальных произведений одного исполнителя, записанных на компакт диске, но и переплетённые листы для
рисования.
(альбом)
6. Хоть поскрипывает мастер, всё раскрасит нам ... (фломастер)
4. Введение в тему. (На доске слайд с изображением натюрморта с тремя видами народных промыслов (хохломы, гжели, жостово)
Слово учителя: У каждого народа - свой исторический путь развития, отличный от путей развития других народов. Эти отличия в условиях жизни нашли отражение в искусстве, в его традиции. Материалом для творчества художника служило всё , что его окружало: камень, глина, метал, ткань, кость.
Народное искусство передаётся из поколения в поколения, его секреты мастерства, и не умирают народные промыслы.
Вопрос учащимся: Что называется народными промыслами? Что вам известно о народных промыслах?
Ответ учащихся: Народные художественные промыслы - это деревни, небольшие города и посёлки, где люди занимаются каким-то одним видом народного искусства. Выбор искусства происходит не случайно. Это зависит от местного материала, от условий жизни, времени, климата. Каждый народный промысел имеет свои любимые темы, орнаменты, свои любимые цвета и неповторимую форму предметов.
1
Вопрос учащимся: Назовите, какие народные промыслы вы знаете?
Ответ учащихся: Дымковская игрушка, коргапольская игрушка, хохлома, гжель,
семёновская матрёшка, жостовский поднос, городецкая роспись и т. д.
Слово учителя: Сегодня мы уделим внимание трём народным художественным
промыслам: хохлома, гжель, жостово. Давайте вспомним на каких видах изделия
специализируются эти промыслы? Вспомним стилизацию росписи.
Хохлома (Ответ учащихся)
Гжель (Ответ учащихся)
Жостово (Ответ учащихся)
(На доске поочерёдно появляются слайды с этими видами народных промыслов)
Физ. минутка. 1. Гимнастика для глаз: Вытянуть руки, не поворачивая головы, руки медленно отводить в сторону. 2. Вытянуть руку, смотреть на пальцы, приближая руку к себе.З. (Повторяем упражнения)
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз - присядем, два - присядем
И на стул тихонько сядем.
5. Практическая работа: Продолжим работу в группах по выбранному вами народному промыслу.
Задание: Выполнить роспись изделия народного промысла, соблюдая стилизацию данного промысла. На столах лежат папки с подбором иллюстраций народных промыслов, они помогут вам в подборке сюжета для своей работы.
(Учащиеся приступают к работе)
6. Защита проектов: (Выступление учащихся)
1 группа - Хохлома. (Учащиеся прикрепляют свои работы на магнитную доску)
Хохлома - это старинное село, затерявшееся где-то дремучих волжских лесах. Там впервые появилось маленькое сверкающее чудо - золотая хохломская чашка.
Деревянную посуду люди употребляли с древних времён и заметили, что промасленные ложки, чашки и ковши легче моются и дольше служат. Наверное, тогда и стали покрывать деревянную посуду олифой - вареным льняным маслом.
Мастера знали, что серебро под слоем олифы после сильного прогревания приобретает золотистый оттенок. Потому и стали называть расписные изделия - «Золотая хохлома». Изготовление такой посуды получило широкий размах. Её с удовольствием покупали на Нижегородской ярмарке и везли в разные части света. Не заметить яркую, лакированную посуду с праздничным орнаментом было не возможно. Такая посуда способна внести радость в любой дом.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй сумей-ка.
А где-то Кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды,
В небесном раздолье.
2
2 группа - Гжель. (Учащиеся прикрепляют свои работы на магнитную доску)
Гжель - так в 16 веке под Москвой в местечке Раменское называли глину, из которой изготавливали квасники, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки, игрушки. Эти изделия охотно покупались и скоро стали известны по всей России, Гжель очень просто среди многообразной керамической посуды. Её изделия - белоснежные с бело-синими цветами, птицами или сценками народной жизни. Гжельские мастера расписывают предметы в ручную широкими сочными мазками. У каждого предмета свой неповторимый завиток или лепесток. Гжельские изделия очень красивы и обладают большой художественной ценностью.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы.
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её назвали - Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние -
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
3 группа - Жостово. (Учащиеся прикрепляют свои работы на магнитную доску)
Жостово - подмосковная деревня, где создаются лакированные подносы с великолепными цветами. Эти подносы известны во всём мире. И это не случайно. Ведь они такие красивые! Букеты настоящих и ВТО же время сказочных цветов нежно светятся на фоне подноса. Фон выбирают часто чёрный. На таком фоне звонче и выразительней звучат цвета. Подносы начали расписывать в России 200 лет назад. Вскоре нарядные жостовские подносы стали известны и любимы в России и за её пределами.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.
7. Итог урока 1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя:
Творение русских умельцев дороже В резьбе и узоре,
Душе моей всяких иных. В раскраске весенней
И чем-то особым и звонким похожи Остались умельцев черты:
На тех кто задумывал их. Внезапная грусть
Вглядишься: И лихое веселье,
И что-то былое воскреснет, Которые с виду просты...
И вспомнится отблеск костров,
И видишь:
Становится дерево - песней
Задумчивых мастеров
3