Лекция. Архитектура древнего Рима

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура древней Италии сложилась на Апеннинском полуострове при слиянии культур древних италиков и этрусков и под влиянием греческой культуры.

Одной из особенностей строительства древней Италии были арочные и

правильные сводчатые конструкции, позволявшие перекрывать большие пролеты. Такие конструкции использовались не только в гражданском строительстве, но и при возведении многочисленных инженерных сооружений: акведуков, виадуков.

История архитектуры античной Италии делится на четыре периода:

  • Этрусско-архаический период 7-5 вв. до н.э.

  • Архитектура Римской республики 4-30 г. до н.э.

  • Архитектура Римской империи 30 г. до н.э. - 476 г. н.э.

  • Архитектура периода распада Римской империи до конца 5 в.н.э.

ЭТРУССКО-АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Древние италики совмещали пользу сооружений с их экономичностью, инженерную мысль с понятиями простоты и красоты конструкции. Они селились в небольших городах, обнесенных земляными валами и рвами. Их жилища в виде круглых хижин с соломенной крышей на жердевом каркасе строились из кирпича-сырца.

Большое значение придавалось строительству оборонительных сооружений, мостов, плотин, дорог, цистерн для запасов воды, обеспечивавших нормальную жизнь городу.

Уже в период архаики начинают строиться города с регулярной планировкой и улицами, ориентированными по сторонам света. В центре находилась площадь с храмом.

Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н.э., когда в Риме некоторое время правила династия этрусских царей, позже она сливается с римской.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Римское строительное искусство берет свое начало из этруского и греческого.

Заимствованные у греков архитектурные формы подверглись переосмыслению. Так, например, складывается римская система ордеров. В римской архитектуре ордер, развивавшийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главных средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение 5 видов ордеров. Ордер у римлян рассматривается как декоративный элемент, а не как конструктивная часть. Даже колонны высекались из единого куска, как скульптура. Получает распространение полный римский ордер с постановкой колонн на пьедестал.

Римская система ордеров:

  1. Тосканский ордер - самый простой. С наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если же устраивался каменный, то его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

  2. Римско-дорический ордер, в отличие от греческого дорического, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента.

  3. Римско-ионический ордер - в наибольшей степени унаследовал формы и пропорции греческих ордеров. Однако с развитием тенденции населения Рима к обогащению несколько усложнились элементы ордера, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

  4. Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в Императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством.

  5. Композитный ордер - повторяет формы коринфского, но его капитель сочетает в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

Архитектура жилища претерпевает значительные изменения. В оформлении интерьеров применчется искусственный мрамор и штукатурка. Стены украшаются росписями и мозаиками.Планировка богатой усадьбы включают в себя как римско-этрусский атриум так и греческий перистиль.

Наиболее простой тип дома домус (атриумный дом) включал: вестибул - входной тамбур, лавки - таберны, жилые помещения, группирующиеся вокруг атриума с бассейном, таблинум - главное парадное помещение, выходящее на небольшую усадьбу - огород.

Римская знать - нобили строили более сложные дома - атриумно-перистильные, где вместо небольшого огорода пристраивался открытый дворик, окруженный колоннадой. многочисленные склоны гор Италии застраивались террасными домами.

Кроме частных, принадлежащих патрициям жилых домов, которые переняли уэтрусского дома атриум, а у греческого перистиль и изолированность от улицы, в период Римской республики начинается строительство доходных домов - инсул высотой до семи этажей.

Гробница Цецилии Метеллы в Риме (конец I в. до н.э.) на Аппиевой дороге представляет башню из бетона, облицованную травертином. Сверху был купол, но позже, когда гробницу использовали как крепостную башню, купол разобрали и верх перестроили. Пирамида Цестия в Риме (20-е гг. до н.э.) построена в виде остроконечной пирамиды. Одним из грандиознейших мемориальных сооружений является мавзолей Августа в Риме (28 г. до н.э.).

Особенности архитектуры римской республики

  1. Преимущественно общественный характер сооружений.

  2. Формирование сложной системы общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших большое количество людей.

  3. Военный характер городов.

  4. Возведение сложных по пространственному и конструктивному решению инженерных и гражданских сооружений.

  5. Дальнейшее развитие строительной техники и бетонной кладки: наряду с нерегулярной кладкой инцерт применяется кладка ретикулат - из 4-гранных камней.

  6. Появление новых типов надгробных сооружений с небольшой погребальной камерой и основным памятником сверху.

  7. Использование новых конструктивных схем, сочетающих ордерные формы и сводчатые арочные перекрытия. Формирование римской системы ордеров.

  8. Складываются основные типы храмов и жилищ.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

После превращения Рима в империю Октавиан Август предпринимает грандиозные строительные работы по застройке Рима и приданию ему столичного блеска. Основным строительным материалом становится кирпич, но для облицовки используются дорогие облицовочные материалы. Для архитектуры Римской империи характерно исключительное разнообразие типов зданий.

Основные типы сооружений в Римской империи:

  1. Дворцы (золотой дом императора Нерона)

  2. Виллы (вилла Адриана в Тиволи)

  3. Инсулы - доходные дома

  4. Триумфальные арки (Тита в Риме)

  5. Термы -бани

  6. Театры, амфитеатры, цирки

  7. Мемориальные сооружения

  8. Храмы

  9. Курии - суды

  10. Здания Сената

  11. Форумы (Императорский Форум в Риме)

Колизей

Амфитеатр Флавиев -амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Пантеон (Архитектор Апполодор Дамасский)

«Храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Представляет собой большое инженерное достижение античности. По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРИОДА РАСПАДА

Архитектура этого периода характеризуется невиданной роскошью и богатством украшений, и вместе с тем утратой стилевого единства, огрублением пропорций. Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров - завоевание популярности у населения.

Термы Каракаллы

Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м.

Дворец Диоклетиана в Сплите

Дворец прямоугольной формы занимает площадь около 3 гектаров. Он был обнесён мощными стенами высотой до 20 метров с пятнадцатью башнями (сейчас сохранились три). Внутренний двор под прямым углом пересекают две главные улицы. Южный фасад с колоннадой выходил к морскому заливу, к нему примыкали императорские покои. Также дворец включал парадный зал, вестибюль с куполом, императорский мавзолей, храмы Юпитера, Кибелы и Венеры. К настоящему времени сохранились только мавзолей, перестроенный в католический собор, и храм Юпитера, перестроенный в баптистерий.

Дворец в основном построен из кирпича, привезённого с острова Брач известняка и добытого в близлежащих рекахтуфа. Мрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы. Для водоснабжения дворца был возведён отдельный акведук.




© 2010-2022