- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Лекция. Архитектура древнего Рима
Лекция. Архитектура древнего Рима
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кадыкова Т.Е. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура древней Италии сложилась на Апеннинском полуострове при слиянии культур древних италиков и этрусков и под влиянием греческой культуры.
Одной из особенностей строительства древней Италии были арочные и
правильные сводчатые конструкции, позволявшие перекрывать большие пролеты. Такие конструкции использовались не только в гражданском строительстве, но и при возведении многочисленных инженерных сооружений: акведуков, виадуков.
История архитектуры античной Италии делится на четыре периода:
-
Этрусско-архаический период 7-5 вв. до н.э.
-
Архитектура Римской республики 4-30 г. до н.э.
-
Архитектура Римской империи 30 г. до н.э. - 476 г. н.э.
-
Архитектура периода распада Римской империи до конца 5 в.н.э.
ЭТРУССКО-АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Древние италики совмещали пользу сооружений с их экономичностью, инженерную мысль с понятиями простоты и красоты конструкции. Они селились в небольших городах, обнесенных земляными валами и рвами. Их жилища в виде круглых хижин с соломенной крышей на жердевом каркасе строились из кирпича-сырца.
Большое значение придавалось строительству оборонительных сооружений, мостов, плотин, дорог, цистерн для запасов воды, обеспечивавших нормальную жизнь городу.
Уже в период архаики начинают строиться города с регулярной планировкой и улицами, ориентированными по сторонам света. В центре находилась площадь с храмом.
Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н.э., когда в Риме некоторое время правила династия этрусских царей, позже она сливается с римской.
АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Римское строительное искусство берет свое начало из этруского и греческого.
Заимствованные у греков архитектурные формы подверглись переосмыслению. Так, например, складывается римская система ордеров. В римской архитектуре ордер, развивавшийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главных средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение 5 видов ордеров. Ордер у римлян рассматривается как декоративный элемент, а не как конструктивная часть. Даже колонны высекались из единого куска, как скульптура. Получает распространение полный римский ордер с постановкой колонн на пьедестал.
Римская система ордеров:
-
Тосканский ордер - самый простой. С наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если же устраивался каменный, то его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.
-
Римско-дорический ордер, в отличие от греческого дорического, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента.
-
Римско-ионический ордер - в наибольшей степени унаследовал формы и пропорции греческих ордеров. Однако с развитием тенденции населения Рима к обогащению несколько усложнились элементы ордера, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.
-
Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в Императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством.
-
Композитный ордер - повторяет формы коринфского, но его капитель сочетает в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.
Архитектура жилища претерпевает значительные изменения. В оформлении интерьеров применчется искусственный мрамор и штукатурка. Стены украшаются росписями и мозаиками.Планировка богатой усадьбы включают в себя как римско-этрусский атриум так и греческий перистиль.
Наиболее простой тип дома домус (атриумный дом) включал: вестибул - входной тамбур, лавки - таберны, жилые помещения, группирующиеся вокруг атриума с бассейном, таблинум - главное парадное помещение, выходящее на небольшую усадьбу - огород.
Римская знать - нобили строили более сложные дома - атриумно-перистильные, где вместо небольшого огорода пристраивался открытый дворик, окруженный колоннадой. многочисленные склоны гор Италии застраивались террасными домами.
Кроме частных, принадлежащих патрициям жилых домов, которые переняли уэтрусского дома атриум, а у греческого перистиль и изолированность от улицы, в период Римской республики начинается строительство доходных домов - инсул высотой до семи этажей.
Гробница Цецилии Метеллы в Риме (конец I в. до н.э.) на Аппиевой дороге представляет башню из бетона, облицованную травертином. Сверху был купол, но позже, когда гробницу использовали как крепостную башню, купол разобрали и верх перестроили. Пирамида Цестия в Риме (20-е гг. до н.э.) построена в виде остроконечной пирамиды. Одним из грандиознейших мемориальных сооружений является мавзолей Августа в Риме (28 г. до н.э.).
Особенности архитектуры римской республики
-
Преимущественно общественный характер сооружений.
-
Формирование сложной системы общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших большое количество людей.
-
Военный характер городов.
-
Возведение сложных по пространственному и конструктивному решению инженерных и гражданских сооружений.
-
Дальнейшее развитие строительной техники и бетонной кладки: наряду с нерегулярной кладкой инцерт применяется кладка ретикулат - из 4-гранных камней.
-
Появление новых типов надгробных сооружений с небольшой погребальной камерой и основным памятником сверху.
-
Использование новых конструктивных схем, сочетающих ордерные формы и сводчатые арочные перекрытия. Формирование римской системы ордеров.
-
Складываются основные типы храмов и жилищ.
АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
После превращения Рима в империю Октавиан Август предпринимает грандиозные строительные работы по застройке Рима и приданию ему столичного блеска. Основным строительным материалом становится кирпич, но для облицовки используются дорогие облицовочные материалы. Для архитектуры Римской империи характерно исключительное разнообразие типов зданий.
Основные типы сооружений в Римской империи:
-
Дворцы (золотой дом императора Нерона)
-
Виллы (вилла Адриана в Тиволи)
-
Инсулы - доходные дома
-
Триумфальные арки (Тита в Риме)
-
Термы -бани
-
Театры, амфитеатры, цирки
-
Мемориальные сооружения
-
Храмы
-
Курии - суды
-
Здания Сената
-
Форумы (Императорский Форум в Риме)
Колизей
Амфитеатр Флавиев -амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.
Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
Пантеон (Архитектор Апполодор Дамасский)
«Храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Представляет собой большое инженерное достижение античности. По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРИОДА РАСПАДА
Архитектура этого периода характеризуется невиданной роскошью и богатством украшений, и вместе с тем утратой стилевого единства, огрублением пропорций. Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров - завоевание популярности у населения.
Термы Каракаллы
Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м.
Дворец Диоклетиана в Сплите
Дворец прямоугольной формы занимает площадь около 3 гектаров. Он был обнесён мощными стенами высотой до 20 метров с пятнадцатью башнями (сейчас сохранились три). Внутренний двор под прямым углом пересекают две главные улицы. Южный фасад с колоннадой выходил к морскому заливу, к нему примыкали императорские покои. Также дворец включал парадный зал, вестибюль с куполом, императорский мавзолей, храмы Юпитера, Кибелы и Венеры. К настоящему времени сохранились только мавзолей, перестроенный в католический собор, и храм Юпитера, перестроенный в баптистерий.
Дворец в основном построен из кирпича, привезённого с острова Брач известняка и добытого в близлежащих рекахтуфа. Мрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы. Для водоснабжения дворца был возведён отдельный акведук.