- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» академическое рисование
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» академическое рисование
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кадышева К.С. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Графжираф» академическое рисование
Кадышева К.С., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда
Возраст обучающихся -7-14 лет
1 год обучения - 144 часа
Пояснительная записка
Важнейшей задачей кружковой работы по изобразительному искусству является расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном, воспитание умения видеть. Формирование художественного восприятия учащегося и его образного мышления позволит быть компетентным и творчески активным в области дизайна. Данная программа включает в себя предметы такие как технический рисунок, живопись, композиция. Техническое рисование- важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Четыре основных направления работы:
-
Освоение техники рисунка;
-
Освоение техники живописи;
-
Освоение станковой композиции;
-
Практическая работа в общественно-полезном направлении.
Актуальность программы: обусловлена тем, что дети школьного возраста изучают программу академического рисования по направлениям живопись,рисунок,композиция. Выполняют задания академической направленности. Академический рисунок с азов. Развитие глазомера и умения видеть пропорции. Построение и рисунок геометрических тел и простых предметов, рисунок натюрморта, рисунок деталей лица, черепа, обрубовочной головы, гипсовых голов, рисунок портрета живой модели, рисунок экорше и гипсовых фигур, рисунок живой фигуры. Занятия композицией. Основные законы и принципы композиции. Создание картины от эскиза до живописи маслом на холсте. Техники живописи - акварель, гуашь, масло. Живопись простых предметов, натюрморта, портрета, фигуры человека.
Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретения ими в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности, приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи обучения:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.
2. Систематизация знаний о техническом рисунке, композиции, живописи.
3. Знакомить с понятиями академический рисунок, золотое сечение живописное рисование, композиция.
4. Дать представление о графике, живописи, композиции как виды академического искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных методов и способов рисования.
5. Знакомить с понятиями перспектива, штрих, композиция, пуантилизм, импрессионизм, живопись, отмывка.
6. Расширять знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.
7. Научить видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.
Развивающие:
1.Научить владеть средствами художественной выразительности;
2.Научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
3.Сформировать интерес к изобразительному искусству;
4.У глубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
5.Сформирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
6.Сформирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
7. Сформировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
8. Развить у детей фантазии, образного мышления;
9.Сформировать эстетический и художественный вкус;
10.Научить формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.
5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.
Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания изобразительного искусства предусматривает следующие виды занятий:
Программа содержит следующие разделы:
- технические приемы в освоении учебного рисунка;
- законы перспективы, светотень; - линейный рисунок;
- линейно-конструктивный рисунок;
- живописный рисунок, фактура и материальность;
- тональный длительный рисунок;
- творческий рисунок, создание художественного образа графическими средствами.
- основы цветоведения;
- свойства живописных материалов;
- приемы работы акварелью;
- цветовые гармонии;
- работа в технике «гризайль»;
- работа над натюрмортом;
- фигура человека;
- интерьер.
В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.
Программа рассчитана на 1 год обучения и соответствует нормативной документации, регламентирующей образовательный процесс в УДОД Сан Пин 2.4.4.1251-03.
В кружок принимаются дети 4-6,7-12лет. Количество обучаемых в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное, отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость от общения с прекрасным.
В программе предусмотрены диагностические мероприятия, помогающие отследить прохождение программы: диагностика полученных знаний по контрольным вопросам, а отслеживание практических навыков осуществляется наблюдением во время выполнения задания, анализом детских работ.
Ожидаемый результат:
К концу года дети должны знать:
- о академическом рисунке, живописи, композиции искусстве, понимать художественные формы в искусстве.
- о современном декоративно - прикладном искусстве;
- знать понятия перспектива, штрих, композиция, пуантилизм, импрессионизм, живопись, отмывка, светотень.
- о рисунке, живописи, композиции как виды академического искусства. Иметь представления о различных способах рисования, различными материалами пастель, акварель, гуашь, акварельные карандаши.
- Уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды
- поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.
-Уметь моделировать форму сложных предметов тоном
-Знать законы перспективы и светотени
К концу года дети должны уметь:
- работать с различными материалами для рисования , пользуясь приёмами: отмывка, штрихование, акварельное рисование, перспективное построение предметов в пространстве, цветоведение, колористика .
- нарисовать натюрморт способами технического рисования, техники рисования гуашью и акварелью , пастельные эскизы, использование гелевой черной ручки.
В конце каждой четверти подводятся итоги работы по пройденной теме в виде организации выставки работ.
В течение года предусматривается участие в городских, областных выставках работ декоративно-прикладного творчества.
В конце года организуется общешкольная выставка - ярмарка.
Образовательные:
1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.
2. Получить знаний о техническом рисунке, композиции, живописи.
3. Знакомить с понятиями академический рисунок, золотое сечение живописное рисование, композиция.
4.Иметь представление о графике, живописи, композиции как виды академического искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных методов и способов рисования.
5. Знать понятия перспектива, штрих, композиция, пуантилизм, импрессионизм, живопись, отмывка.
6. Расширить знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.
7. Научиться видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.
Развивающие:
1. средствами художественной выразительности;
2.Научиться составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
3.Сформировать интерес к изобразительному искусству;
4.Расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
5.Сформировать нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
6.Сформировать устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
7. Сформировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
8. Развить у детей фантазии, образного мышления;
9.Сформировать эстетический и художественный вкус;
10.Научить формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
1. Сформировать художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
2. Сформировать у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3. Воспитать любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.
5. Сформировать аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.
Учебно-тематический план
№
Темы
Всего
часов
Учебные часы
Т
К/з
Д
Р
К
1.
Инструктаж по Т.Б
2
2
2.
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Приемы работы с акварелью.
4
1
3
3.
Технические приемы в освоении учебного рисунка.
4
4
4.
Основы композиции станковой.
6
1
5
5.
Световой контраст (ахроматический контраст). Нюанс.
12
1
7
2
2
6.
Линейный рисунок.
13
1
8
2
2
7.
Цвет в композиции станковой.
10
1
9
8.
Трехцветная и многоцветная гармония.
8
2
4
2
9.
Законы перспективы. Светотень.
7
1
6
10.
Сюжетная композиция.
10
1
7
2
11.
Цветовая гармония. Полярная гармония.
7
1
4
2
12.
Живописный рисунок. Фактура и материальность.
10
1
7
2
13.
Цвет в композиции станковой.
8
1
5
2
14.
Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
9
1
8
15.
Беседа по вопросам.
Подведение итогов (выставка)
6
2
2
2
Итого
114
100%
11
16%
75
70%
4
2%
14
6.5%
12
5.5%
Содержание программы.
1. Введение в программу. Техника безопасности.
Цель: Познакомить детей с содержанием программы, правилами поведения в т. о. и техникой безопасности. Входная диагностика умений и навыков.
Теория: Содержание программы. Инструктаж по Т.Б.
Практика: Выполнение работы на тему: «Что больше всего нравится рисовать»
Оборудование: Формат А2, бумага, акварель, карандаши, кисти.
2 .«Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Приемы работы с акварелью».
Цель: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.
Теория: Акварель, как введение в искусство живописи.
Практика: Рассматривание иллюстраций, работ педагога и детей. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок
Оборудование: акварели, бумаги формата А4.
3. «Технические приемы в освоении учебного рисунка».
Цель: Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (чётные и нечётные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.).
Теория: Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа.
Практика: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М. Оборудование: Формат А-4. Материал - графитный карандаш.
4. «Основы композиции станковой».
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости», знакомство с форматом, как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Теория: Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции»; знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, которыми предстоит заниматься.
Практика: Исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).
Оборудование: ватман,гуашь,карандаши,линейки,кисти.
5. «Световой контраст (ахроматический контраст). Нюанс».
Цель: Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами.. Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
Теория:. Колористические сочетания монохромной живописи.Гризайль.
Практика: Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок.
Оборудование: ватман, гуашь, карандаши, линейки ,кисти.
6. «Линейный рисунок».
Цель: Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Теория: Декоративно - прикладное искусство России. Скульптура. Лепка. Пластика. Приемы и способы лепки: скатывание, раскатывание, примазывание, прищипывание и др.
Теория: Перспектива, ассиметрия, симметрия. Натюрморт из сложных предметов на выявление перспективы.
Практика: Применение линий разного характера для выразительности рисунка.
Оборудование: Формат А-4. Материал - графитный карандаш.
7. « Цвет в композиции станковой».
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета; знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.
Теория: Колористические цветовые сочетания. Декоративный натюрморт с цветами.
Практика: создание цветовых растяжек холодной гаммы:
-
чистый цвет + белила;
-
чистый цвет + чёрная краска;
-
чистый цвет + белила + чёрная краска.
Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек тёплой гаммы:
-
чистый цвет + белила;
-
чистый цвет + чёрная краска;
-
чистый цвет + белила + чёрная краска.
Оборудование: Формат А-2.Материал - графитный карандаш,гуашь,акварель,кисти.
8. «Трехцветная и многоцветная гармония».
Цель: Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.
Теория: Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона.
Практика: Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.
Оборудование: Использование акварели, бумаги различных форматов.
9. «Законы перспективы. Светотень».
Цель: Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени.
Теория: Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа.
Практика: Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом).
Оборудование: формат А2,чернографитные карандаши разных мягкостей В,В2,В5.
10. «Сюжетная композиция».
Цель: Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера.
Теория: Коллористические сочетания.
Практика: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.
Оборудование: карандаши цветные, пастель, гуашь, кисти.
11. «Цветовая гармония. Полярная гармония».
Цель: Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом.
Теория: Цветовая гармония.
Практика: Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»).
Оборудование: Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
12. «Живописный рисунок. Фактура и материальность».
Цель: Тональный рисунок тематического натюрморта «Зимний» (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов) Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.
Теория: Штриховка разных предметов, для изучения материальности.
Практика: композиционные зарисовки натюрморта из веточек елочки, елочных игрушек.
Оборудование: Формат А-3 Материал - графитный карандаш.
13. «Цвет в композиции станковой».
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему, знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.
Теория: Декоративно-прикладное искусство .Композиция.
Практика: Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина).
Оборудование: чернографичные карандаши, гуашь, кисти, пастель.
14. «Световой контраст (ахроматический). Гризайль».
Цель: Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета различные по цвету) в тёмной цветовой гамме.
Теория: Световой контраст .
Практика: Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции. этюды стеклянных предметов в различном освещении.Натюрморт.
Оборудование: формат А2,карандаши цветные, пастель, гуашь, кисти.
15. «Беседа по вопросам. Подведение итогов (выставка)».
Цель: Формировать устойчивый интерес к искусству.
Формировать эмоциональную отзывчивость и духовную культуру при рассматривании работ учащихся.
Повести итог года.
Практика: Организация выставки. Рассматривание работ учащихся. Подведение итогов за год.
Беседа по вопросам:
-
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
-
о трехмерном пространстве,
-
о перспективе (линейной и воздушной);
-
о плановости изображения;
-
о точке зрения (горизонт);
-
о создании декоративной композиции.
-
о пропорциях, об основах перспективы;
-
о символическом значении цвета в композиции;
-
о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
-
об эмоциональной выразительности и цельности композиции.
-
Организация выставки изделий, выполненных детьми.
Условия реализации программы
Кабинет оснащен необходимым инвентарем: столы, палитры, набор красок, (гуашь, акварель), кисти, клей.
Список литературы:
Для педагога
Основная литература:
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств, 2003
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 2007
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 2003
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание»
6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение 2008
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/0-75 авт.-сост. В. Надеждина.-Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение 2008
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб.для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит.искусства»-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2005
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 Учебный рисунок: Учеб.пособие/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. Художеств. Под ред. В. Королёва-М.: Изобраз. искусство, 1981
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века, М.: Педагогика, 2002.
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Дополнительная литература:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
5. Барышников А.П. Перспектива, М., 2005.
Для детей:
-
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 2003 - №1,
-
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 2006.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 2006.
-
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 2007.
-
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005.
-
Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 2006.
-
Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 2009.
-
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 2008.
-
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,2006.