• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» академическое рисование

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» академическое рисование

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная общеобразовательная программа

дополнительного образования детей

«Графжираф» академическое рисование

Кадышева К.С., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда

Возраст обучающихся -7-14 лет

1 год обучения - 144 часа

Пояснительная записка


Важнейшей задачей кружковой работы по изобразительному искусству является расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном, воспитание умения видеть. Формирование художественного восприятия учащегося и его образного мышления позволит быть компетентным и творчески активным в области дизайна. Данная программа включает в себя предметы такие как технический рисунок, живопись, композиция. Техническое рисование- важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания.

Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Четыре основных направления работы:

  • Освоение техники рисунка;

  • Освоение техники живописи;

  • Освоение станковой композиции;

  • Практическая работа в общественно-полезном направлении.

Актуальность программы: обусловлена тем, что дети школьного возраста изучают программу академического рисования по направлениям живопись,рисунок,композиция. Выполняют задания академической направленности. Академический рисунок с азов. Развитие глазомера и умения видеть пропорции. Построение и рисунок геометрических тел и простых предметов, рисунок натюрморта, рисунок деталей лица, черепа, обрубовочной головы, гипсовых голов, рисунок портрета живой модели, рисунок экорше и гипсовых фигур, рисунок живой фигуры. Занятия композицией. Основные законы и принципы композиции. Создание картины от эскиза до живописи маслом на холсте. Техники живописи - акварель, гуашь, масло. Живопись простых предметов, натюрморта, портрета, фигуры человека.

Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретения ими в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности, приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи обучения:

Образовательные:

1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.

2. Систематизация знаний о техническом рисунке, композиции, живописи.

3. Знакомить с понятиями академический рисунок, золотое сечение живописное рисование, композиция.

4. Дать представление о графике, живописи, композиции как виды академического искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных методов и способов рисования.

5. Знакомить с понятиями перспектива, штрих, композиция, пуантилизм, импрессионизм, живопись, отмывка.

6. Расширять знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.

7. Научить видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

Развивающие:


1.Научить владеть средствами художественной выразительности;

2.Научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

3.Сформировать интерес к изобразительному искусству;

4.У глубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.

5.Сформирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;

6.Сформирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

7. Сформировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

8. Развить у детей фантазии, образного мышления;

9.Сформировать эстетический и художественный вкус;

10.Научить формированию всесторонне развитой личности.

Воспитательные:

1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.

2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.

5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания изобразительного искусства предусматривает следующие виды занятий:

Программа содержит следующие разделы:
- технические приемы в освоении учебного рисунка;
- законы перспективы, светотень; - линейный рисунок;
- линейно-конструктивный рисунок;
- живописный рисунок, фактура и материальность;
- тональный длительный рисунок;
- творческий рисунок, создание художественного образа графическими средствами.

- основы цветоведения;
- свойства живописных материалов;
- приемы работы акварелью;
- цветовые гармонии;
- работа в технике «гризайль»;
- работа над натюрмортом;
- фигура человека;
- интерьер.

В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.

Программа рассчитана на 1 год обучения и соответствует нормативной документации, регламентирующей образовательный процесс в УДОД Сан Пин 2.4.4.1251-03.

В кружок принимаются дети 4-6,7-12лет. Количество обучаемых в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное, отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость от общения с прекрасным.

В программе предусмотрены диагностические мероприятия, помогающие отследить прохождение программы: диагностика полученных знаний по контрольным вопросам, а отслеживание практических навыков осуществляется наблюдением во время выполнения задания, анализом детских работ.

Ожидаемый результат:

К концу года дети должны знать:

- о академическом рисунке, живописи, композиции искусстве, понимать художественные формы в искусстве.

- о современном декоративно - прикладном искусстве;

- знать понятия перспектива, штрих, композиция, пуантилизм, импрессионизм, живопись, отмывка, светотень.

- о рисунке, живописи, композиции как виды академического искусства. Иметь представления о различных способах рисования, различными материалами пастель, акварель, гуашь, акварельные карандаши.

- Уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды

- поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

-Уметь моделировать форму сложных предметов тоном

-Знать законы перспективы и светотени

К концу года дети должны уметь:

- работать с различными материалами для рисования , пользуясь приёмами: отмывка, штрихование, акварельное рисование, перспективное построение предметов в пространстве, цветоведение, колористика .

- нарисовать натюрморт способами технического рисования, техники рисования гуашью и акварелью , пастельные эскизы, использование гелевой черной ручки.

В конце каждой четверти подводятся итоги работы по пройденной теме в виде организации выставки работ.

В течение года предусматривается участие в городских, областных выставках работ декоративно-прикладного творчества.

В конце года организуется общешкольная выставка - ярмарка.

Образовательные:

1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.

2. Получить знаний о техническом рисунке, композиции, живописи.

3. Знакомить с понятиями академический рисунок, золотое сечение живописное рисование, композиция.

4.Иметь представление о графике, живописи, композиции как виды академического искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных методов и способов рисования.

5. Знать понятия перспектива, штрих, композиция, пуантилизм, импрессионизм, живопись, отмывка.

6. Расширить знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.

7. Научиться видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

Развивающие:

1. средствами художественной выразительности;

2.Научиться составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

3.Сформировать интерес к изобразительному искусству;

4.Расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.

5.Сформировать нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;

6.Сформировать устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

7. Сформировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

8. Развить у детей фантазии, образного мышления;

9.Сформировать эстетический и художественный вкус;

10.Научить формированию всесторонне развитой личности.

Воспитательные:

1. Сформировать художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.

2. Сформировать у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

3. Воспитать любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.

5. Сформировать аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.



Учебно-тематический план



Темы

Всего

часов

Учебные часы

Т

К/з

Д

Р

К

1.

Инструктаж по Т.Б

2

2





2.

Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Приемы работы с акварелью.

4

1

3




3.

Технические приемы в освоении учебного рисунка.

4


4




4.

Основы композиции станковой.

6

1

5




5.

Световой контраст (ахроматический контраст). Нюанс.

12

1

7


2

2

6.

Линейный рисунок.

13

1

8


2

2

7.

Цвет в композиции станковой.

10

1

9




8.

Трехцветная и многоцветная гармония.

8



2

4

2

9.

Законы перспективы. Светотень.

7

1

6




10.

Сюжетная композиция.

10

1

7


2


11.

Цветовая гармония. Полярная гармония.

7

1

4



2

12.

Живописный рисунок. Фактура и материальность.

10

1

7


2


13.

Цвет в композиции станковой.

8

1

5



2

14.

Световой контраст (ахроматический). Гризайль.

9

1

8




15.

Беседа по вопросам.

Подведение итогов (выставка)

6



2

2

2

Итого

114

100%

11

16%

75

70%

4

2%

14

6.5%

12

5.5%

Содержание программы.


1. Введение в программу. Техника безопасности.

Цель: Познакомить детей с содержанием программы, правилами поведения в т. о. и техникой безопасности. Входная диагностика умений и навыков.

Теория: Содержание программы. Инструктаж по Т.Б.

Практика: Выполнение работы на тему: «Что больше всего нравится рисовать»

Оборудование: Формат А2, бумага, акварель, карандаши, кисти.

2 .«Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Приемы работы с акварелью».

Цель: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.

Теория: Акварель, как введение в искусство живописи.

Практика: Рассматривание иллюстраций, работ педагога и детей. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок

Оборудование: акварели, бумаги формата А4.

3. «Технические приемы в освоении учебного рисунка».

Цель: Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (чётные и нечётные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.).

Теория: Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа.

Практика: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М. Оборудование: Формат А-4. Материал - графитный карандаш.

4. «Основы композиции станковой».

Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости», знакомство с форматом, как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.

Теория: Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции»; знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, которыми предстоит заниматься.

Практика: Исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).

Оборудование: ватман,гуашь,карандаши,линейки,кисти.

5. «Световой контраст (ахроматический контраст). Нюанс».

Цель: Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами.. Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

Теория:. Колористические сочетания монохромной живописи.Гризайль.

Практика: Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок.

Оборудование: ватман, гуашь, карандаши, линейки ,кисти.

6. «Линейный рисунок».

Цель: Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Теория: Декоративно - прикладное искусство России. Скульптура. Лепка. Пластика. Приемы и способы лепки: скатывание, раскатывание, примазывание, прищипывание и др.

Теория: Перспектива, ассиметрия, симметрия. Натюрморт из сложных предметов на выявление перспективы.

Практика: Применение линий разного характера для выразительности рисунка.

Оборудование: Формат А-4. Материал - графитный карандаш.

7. « Цвет в композиции станковой».

Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета; знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.

Теория: Колористические цветовые сочетания. Декоративный натюрморт с цветами.

Практика: создание цветовых растяжек холодной гаммы:

  • чистый цвет + белила;

  • чистый цвет + чёрная краска;

  • чистый цвет + белила + чёрная краска.

Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек тёплой гаммы:

  • чистый цвет + белила;

  • чистый цвет + чёрная краска;

  • чистый цвет + белила + чёрная краска.

Оборудование: Формат А-2.Материал - графитный карандаш,гуашь,акварель,кисти.

8. «Трехцветная и многоцветная гармония».

Цель: Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.

Теория: Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона.

Практика: Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.

Оборудование: Использование акварели, бумаги различных форматов.

9. «Законы перспективы. Светотень».

Цель: Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени.

Теория: Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа.

Практика: Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом).

Оборудование: формат А2,чернографитные карандаши разных мягкостей В,В2,В5.

10. «Сюжетная композиция».

Цель: Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера.

Теория: Коллористические сочетания.

Практика: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.

Оборудование: карандаши цветные, пастель, гуашь, кисти.

11. «Цветовая гармония. Полярная гармония».

Цель: Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом.

Теория: Цветовая гармония.

Практика: Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»).

Оборудование: Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

12. «Живописный рисунок. Фактура и материальность».

Цель: Тональный рисунок тематического натюрморта «Зимний» (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов) Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

Теория: Штриховка разных предметов, для изучения материальности.

Практика: композиционные зарисовки натюрморта из веточек елочки, елочных игрушек.

Оборудование: Формат А-3 Материал - графитный карандаш.

13. «Цвет в композиции станковой».

Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему, знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.

Теория: Декоративно-прикладное искусство .Композиция.

Практика: Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина).

Оборудование: чернографичные карандаши, гуашь, кисти, пастель.

14. «Световой контраст (ахроматический). Гризайль».

Цель: Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета различные по цвету) в тёмной цветовой гамме.

Теория: Световой контраст .

Практика: Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции. этюды стеклянных предметов в различном освещении.Натюрморт.

Оборудование: формат А2,карандаши цветные, пастель, гуашь, кисти.

15. «Беседа по вопросам. Подведение итогов (выставка)».

Цель: Формировать устойчивый интерес к искусству.

Формировать эмоциональную отзывчивость и духовную культуру при рассматривании работ учащихся.

Повести итог года.

Практика: Организация выставки. Рассматривание работ учащихся. Подведение итогов за год.

Беседа по вопросам:

  • о развитии пластической идеи в пространственной композиции;

  • о трехмерном пространстве,

  • о перспективе (линейной и воздушной);

  • о плановости изображения;

  • о точке зрения (горизонт);

  • о создании декоративной композиции.

  • о пропорциях, об основах перспективы;

  • о символическом значении цвета в композиции;

  • о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;

  • об эмоциональной выразительности и цельности композиции.

  • Организация выставки изделий, выполненных детьми.

Условия реализации программы



Кабинет оснащен необходимым инвентарем: столы, палитры, набор красок, (гуашь, акварель), кисти, клей.



Список литературы:

Для педагога

Основная литература:

1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, М., 2003

2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств, 2003

3. Ватагин В. Изображение животных. М., 2007

4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 2003

5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание»

6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010

7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение 2008

9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/0-75 авт.-сост. В. Надеждина.-Минск: Харвест, 2010

10. Рисунок. Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение 2008

11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб.для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит.искусства»-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2005

12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 Учебный рисунок: Учеб.пособие/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. Художеств. Под ред. В. Королёва-М.: Изобраз. искусство, 1981

13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века, М.: Педагогика, 2002.

14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006

Дополнительная литература:

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.

4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,

5. Барышников А.П. Перспектива, М., 2005.

Для детей:

  1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 2003 - №1,

  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 2006.

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 2006.

  4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 2007.

  5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005.

  6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 2006.

  7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 2009.

  8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 2008.

  9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,2006.

© 2010-2022