Разработка урока

Тема: «НАТЮРМОРТ В ЖИВОПИСИ»    Цель: Познакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.    Задачи:   Образовательная – научить выполнять изображение с натуры, различать изображение красок.  Развивающая – развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.  Воспитывающая – воспитать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.    Форма проведения: Практическая работа.    Формы и методы, применяемые на занятии: ·       Словесный (беседа, загадки, объяснение) ·       Наглядный (иллюстрации художников) ·       Практический (выполнение практического задания)
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «НАТЮРМОРТ В ЖИВОПИСИ»

Цель: Познакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательная - научить выполнять изображение с натуры, различать изображение красок.

Развивающая - развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.

Воспитывающая - воспитать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.

Форма проведения: Практическая работа.

Формы и методы, применяемые на занятии:

  • Словесный (беседа, загадки, объяснение)

  • Наглядный (иллюстрации художников)

  • Практический (выполнение практического задания)

Оборудование для педагога:

Презентация к уроку с «Этапом рисования натюрморта», примерами работ, репродукции, слайды кар­тин: Грабарь «Хризантемы», Грабарь «Неприбранный стол», Кончаловский «Сирень в корзине», Зуев «Дары лесов», Серебрякова «Завтрак», В. Стожаров «Натюрморт. Лен»; Рыжов Л. С. «Натюрморт» вариант постановки на­тюрморта с натуры (3 предмета):

Оборудование для учащихся: акварель, гуашь, альбом, кисти, простой карандаш, ласт формат А- 3, вода.

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт»;

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы - у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока:

  1. Организационный момент- 1 мин

  2. Тема, постановка целей урока- 1 мин

  3. Изучение нового материала.-5 мин

  4. Повторение изученного материала.-5 мин

  5. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

  6. Практическая работа. -25 мин

  7. Подведение итогов. -3 мин

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверка готовности уч-ся к уроку.

- Давайте улыбнёмся, друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.

Ребята отгадайте загадку:

На картине видишь ты

Вазу, яблоки, цветы,

А не лес не водоем

Как ее мы назовем? (Натюрморт)

Да ребята правильно.

Тема: «НАТЮРМОРТ В ЖИВОПИСИ»

Цель: Познакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

Задачи:

- Образовательная - научить выполнять изображение с натуры, различать изображение красок.

- Развивающая - развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.

- Воспитательная - воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.

Натюрморт (от франц. - мёртвая природа, натура) - жанр изобразитель-ного искусства.

Натюрморт может состоять не только из неодушевлённых предметов, но и включать природные формы.

История натюрморта

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.


  • О чем хотят рассказать художники, изображая предметы? (рассказ учеников по представленным репродукциям)

Слайд с картиной №1. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

Натюрморт художника Владимира Стожарова «Лен» (1969) говорит о красоте льняных волокон и деревянной утвари северных сел России.

Эта картина сейчас представлена в Третьяковке:"Лён":

Слайд с картиной №2. П. П. Кончаловский «Яблоки на столе у печки». Художник любуется и восхищается их разноцветием, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью сочностью.

Слева на больших резных листьев, как на ажурной салфеточке лежат самые яркие яблоки - красно-розовые, румяные.

Справа в большой белой чаше с изящными краями горкой уложенные желто- красные сочные яблоки. Яблок так много, что они не уместились в чаше, лежат около нее. На переднем плане справа маленькие яблочки. Все яблоки лежат на красновато- коричневом полированном столе, на одной ножке. Стол придвинут к кафельной печке. В полированной поверхности стола, как в зеркале отражаются яблоки. Нарядная и яркая картина. Яблок так много они такие спелые, сочные. Кажется; что ощущаешь их тонкий аромат.

Слайд с картиной №3. Е.Зуев «Дары лесов», На картине ведем ягоду разную, рябину на ветках, на первом плане грибы только что принесли из леса, на заднем плане картины коромысло, Розовато-белая свешивающаяся ткань на картине усиливает ощущение праздничности, нарядности, радости жизни. Действия происходят в деревне.

Слайд с картиной №4. Описание картины З. Е. Серебряковой «За завтраком» написанная в 1914 году, в которой запечатлен трогательный образ детства.

В картине «За завтраком» столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды. Дети разного возраста, у каждого - своя поза, свой характер.

Мы видим блеск глаз, естественность и непосредственность поз, и словно слышим задорные ребячливые голоса.

Картина пронизана поэзией обыденного, земного. С большим вниманием к мелочам написаны хорошо накрахмаленная белая скатерть, прозрачное стекло и фаянс посуды, румяные булочки. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни. Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего.

Написанная почти 100 лет назад, картина «За завтраком» и сегодня остается такой же свежей и подкупающей.

Слайд с картиной №5. Забайкальские художники Рыжов Леонид Степанович родился 1 апреля 1932 г. в г. Чите Натюрморт, Холст, масло.

Повторение изученного материала.

  • Что такое натюрморт? (Изображение неподвижных предметов, о которых можно составить рассказ.)

  • Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?

  • .Что такое пропорции предметов и композиция предметов (натюр­морта) в целом? (Соотношение величин частей предметов, целого предмета и его частей.)

  • Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения предметов, объектов в пространстве, приближение изображения к реальности.)

  • С помощью каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи - мазка.)

  • Чего достигает художник с помощью светотени? (Объема.)

  • Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)

  • Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)

  • От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)

  • Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)

  • Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)

  • Что общего у шара и яблока? Цилиндра и бидона? Призмы и коробки? (Исходная форма.)

  • С чего начинаем рисунок? (Расположим лист вертикально или горизонтально - в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.)

Физкультминутка (Дидактическая игра «Настроение»)

Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения.

( Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях)

- Мама не пускает тебя на прогулку;

- Папа подарил тебе большую, красивую игрушку;

- Старший брат не дает мяч;

- Внезапно на дорогу выбежала собака;

- Ты поймал крупную рыбу и т. п.

Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта

Самостоятельная работа учащихся.

- Сегодня вам предстоит выполнить трудное зада­ние: нарисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно про­вести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы только что с вами повторили.

Повторение законов линейной и воздушной перспективы.

1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние - обоб­щенно.

  1. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

  2. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные - высветляют (осо­бенно в пейзаже).

  3. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространст­ва ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

Последовательность выполнения работы.

1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе - дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы. видите ее насквозь, как будто она про­зрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.

2) Первоначальная передача светотеней, цвета. Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени.

Следующий этап работа с цветом.

3) Начальная проработка цветом. Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение спосо­бов работы «по сухому», «по сырому», «лессировки», работа с па­литрой.

4) Завершение работы. Прорисовка деталей.

Итог урока.

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Заполнить карточку.

  3. Заключительное слово.

Учитель: Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.






Ход урока 2

I Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа о жанре натюрморта; просмотр видеоряда.

III. Практическое задание.

Окончание работы (2, 3-й этапы).

1. Индивидуальная работа детей под руководством учителя.

Учитель.

Во время анализа натуры и в процессе рисования вы должны увидеть красоту обыкновенных предметов - изящество очертаний, пропорциональность (гармонию) и попытаться с помощью линий и красок создать художественный образ.

Задание.

Выполните живописные упражнения с целью отра­ботки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания при смене одного вида творческой деятель­ности другим. Вспомнить гамму цветов.

Повторение законов линейной и воздушной перспективы.

1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние - обоб­щенно.

2)Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

3)На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные - высветляют (осо­бенно в пейзаже).

4) Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространст­ва ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

Продолжаем работу над натюрмортом .

Первый этап живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте.

Втором этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие - то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.

IV. Итог урока.

1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.

  • Кому удалось лучше передать сходство с натурой?

  • Выберите лучшие рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой.

  1. Уборка рабочих мест.



© 2010-2022