- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока на тему Национальный натюрморт
Конспект урока на тему Национальный натюрморт
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирякова С.Г. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Национальный натюрморт»
Цель урока: выполнить натюрморт, в технике аппликация, учитывая, основные правила постановки натюрморта.
Задачи урока:
а) расширить знания учащихся о натюрморте;
научить грамотно составлять натюрморт;
б) развивать зрительную память, образное мышление, воображение, творческие способности;
в) воспитывать интерес к искусству разных народов, организованность, ответственность, аккуратность в работе с художественными материалами.
Здоровьесберегающая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
экспозиционные столы для натюрмортов, предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов.
Материалы:
а) для учителя: презентация к уроку «Натюрморт», « Путешествие по странам», раздаточный материал «Приемы постановки натюрморта», раздаточный материал для задания «Составь натюрморт»;
б) для учащихся: бумага А-3, цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти;
Ход урока:
1 Организационный момент: (приветствие, учащиеся делятся на группы)
2 Актуализация:
Учитель. Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ учащихся).
Тогда, мы сегодня совершим заочные путешествия в разные страны и познакомимся с достопримечательностями разных народов. А помогут нам в этом наши экскурсоводы.
1 учащаяся
1 слайд. Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в древний город Египта - Гизу, расположенный на левом берегу Нила.
Близ Гизы в Ливийской пустыне сохранился величественный комплекс пирамид-гробниц фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, сооружённый в 1-й половине III тыс. до н. э. Рядом с ними находится Большой Сфинкс и Храм Сфинкса. Этот комплекс древних памятников находится примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира.
2 слайд. Город Гиза.
3 слайд. Знаменитые пирамиды в Гизе.
4 слайд. Большой сфинкс.
5 слайд. Еще один из излюбленных туристами городов Египта - это Луксор. Он расположен на восточном берегу Нила от Каира, порядка 670 км. Храмовые комплексы Карнака и Луксора - это главные достопримечательности Луксора.
6-7-8 слайды. Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра.
Карнакский храм и Луксорский храм, соединены между собой трех километровой аллеей сфинксов с телом льва и бараньями головами.
9-10 слайды. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле - жемчужина египетского зодчества.
Пещерный храм с 20-метровыми статуями фараона.
11 слайд. Познакомиться с скульптурой древних египтян и декоративно- прикладным искусством вы можете посетив музей в Каире. Царица Нефертити.
12 слайд. Золотая маска Тутанхамона.
13 слайд. Ювелирные изделия.
2 учащаяся.
2 слайд. Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в столицу Греции - Афины и посетить Афинский Акрополь.
3слайд.Акрополь возвышается над Афинами и виден практически с любой точки города. Великолепная красота греческой архитектуры классического периода способна восхитить каждого.
4 слайд Парфенон.
5 слайд Эрехтейон.
6 слайд А также предлагаем вам посетить Национальный археологический музей.
7 слайд. Здесь можно познакомиться со скульптурой Древней Греции.
8 слайд. И с краснофигурными и чернофигурными вазами, предназначенными для разных целей.
3 учащаяся.
1 слайд. Также вы можете совершить замечательную поездку в Японию.
Япония расположена на островах Тихого океана. Столица Японии - Токио, очень красивый город, который восхищает своими памятниками старины, старыми парками и современными зданиями в 40 - 60 этажей. Территория этой страны в несколько раз меньше территории России. А проживает в ней почти столько же человек, сколько в России. Уникальная растительность, многоцветие красок воды океана и морей, очертания вулканов, с детства формируют чувство прекрасного, любовь к природе. Эта страна достигла блестящего экономического расцвета.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе.
2 слайд. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей. Обратите внимание на форму крыш, причудливо загнутых вверх на углах материалами для всех построек, служит дерево, камень, железо.
3 слайд. Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. Это целая наука. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет. Дословно икебана это "цветы, которые живут". Икебана строится на трех основных стеблях.
Самый, высокий и крепкий символизирует небо. Рядом с ним стебель пониже - символ человека. Третий стебель самый короткий означает Землю.
4-5 слайд. В Японии зародилось еще одно искусство - «Бонсай». Это миниатюрные сады. Растут в них карликовые деревья. Японцы могут часами любоваться такими садами, отдыхая от тяжелого трудового дня.
6-7 слайд. О любви и своеобразном понимании природы рассказывают картины японских художников. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают грандиозность и величие природы.
При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки.
6 слайд. Своим национальным символом японцы избрали цветок горной вишни - сакуры.
Японцы говорят: «Чтобы сделать жизнь счастливой, надо любить повседневные мелочи… Блеск облаков, шелест бамбука, чириканье воробьев, лица прохожих - во всех повседневных мелочах надо находить наслаждение….» (Просмотр видеоролика «Цветение сакуры»).
4 учащаяся.
2 слайд. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, красоту архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.
Ребята, мы предлагаем вам совершить экскурсии по городам, которые прославились своими народными промыслами. Я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель. Где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - Гжельским фарфором, о котором писал М.В. Ломоносов: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, каково у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
3 слайд К юго-востоку от Москвы разместилось около трех десятков сел и деревень. Одно их них и есть Гжель (в 50 километрах). Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет непосредственное отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И расписывали кобальтом.
4 слайд Подмосковный Сергиев Посад называли «городом русской игрушки». Какие только игрушки не творили мастера Сергиев Посада! Не один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, материалов и технологий в игрушечном мастерстве. Здесь же появилась первая матрешка 100 лет назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин расписал ее. Так родился радостный образ крестьянских девочек. Матрешку стали называть русским именем - Матрена.
5-6 слайд Сейчас матрешек делают и в г. Полховский Майдан в Нижегородской области.
7 слайд. Эта область богата народными умельцами. Стоит прийти на нижегородскую ярмарку, здесь столько разных изделий, что глаза разбегаются.
8 -10 слайды. Один из деревянных промыслов зародился в селе с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения
11 -12 слайд Приузолье-северо-запад Нижегородской области. Здесь родина изумительного народного промысла - городецкого. Мастера расписывали прялки, солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель.
Учащаяся. Ребята, вам понравились экскурсии? А где мы можем еще познакомиться с культурой разных народов в нашей области?
Ответы. В краеведческом музее г. Энгельса и Саратова, в музее «Национальная деревня».
Учитель:
Ребята, наши экскурсоводы пришли к вам еще с очень интересным предложением.
Учащаяся. Ребята, мы предлагаем вам поработать над проектом создания в нашем городе культурно-развлекательного центра «Дружба», в котором будут открыты Выставочные залы, представляющие культуру разных народов. Мы приглашаем вас принять участие в оформлении Выставочного центра.
Учитель: Ребята, поможем оформить Выставочный центр?
Давайте подумаем, какие картины могут украсить залы? (Пейзаж, натюрморт).
3. Повторение учебного материала.
Учитель: Кто сможет дать определение этому жанру?
Учащиеся: Натюрморт - это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы. "Натюрморт" (от фр. слова Natur - натура и Mert -мертвая)
Учитель: Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как «тихая» или «неподвижная жизнь».
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по - своему рассказывали о нем.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще.
Чтобы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать? Учащиеся: Какие-то правила, законы. Учитель: Давайте вспомним эти правила. Каждой группе дается иллюстративный материал, карточки с вопросами и тестом.
Учитель: Анализируя иллюстративный материал, найдите самостоятельно ответы на вопросы, зафиксируйте их на бумаге.
На карточках следующие вопросы:
Выберите верный ответ.
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:
а) тематически связанных
б) абсолютно разных
2. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) одинаковые по форме и величине
б) разнообразные по форме и величине
3. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) разнообразные по фактуре и цвету
б) одинаковые по фактуре и цвету
4. Предметы в натюрморте:
а) должны составлять единое целое
б) должны выстраиваться в одну линию
в) могут соприкасаться
г) могут полностью загораживать друг друга
Учитель: Пока ребята вспоминают правила построения композиции, я приглашаю трех учащихся составить натюрморт из предметов, представленных на нашей ярмарке и дать ему название.
На экспозиционном столе стоят сувениры и изделия народных промыслов, овощи, фрукты, предметы посуды, лежат драпировки. Дети составляют натюрморт. Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, подходит ли название.
Учащиеся: Ответы групп.
Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, подходит ли название.
5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?
Учащиеся: Композиционный центр лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом.
Учитель: Как вы считаете, составление натюрморта - это творческая работа или нет?
Учащиеся: Ответы.
4. Практическое выполнение задания.
Учитель: Раз вы знаете правила, давайте проверим ваши знания на практике.
Каждой группе нужно составить натюрморт для выставочного центра, представляющего культуру «Египта», «Греции», «Японии», «России» и дать ему название.
Выберите, какую страну вы будете представлять. Обсудите, какие предметы в вашей композиции расскажут нам о культуре той или иной страны.
Свои работы вы можете выполнять, используя разные художественные материалы, приемы и техники, с которыми знакомились в1полугодии.
Во время практической работы - целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Анализ работ учащихся: Представитель от группы, дает объяснение выполненной работе. Защита проекта. «Оформление Выставочного центра».
-
Название работы;
-
Приемы, которые использовали для создания натюрморта.
6. Подведение итогов урока.
Вы сегодня создали замечательные работы, которые украсят наш виртуальный выставочный центр.
Вы многому научились: были в роли зрителей, авторов, искусствоведов, а самое главное - вы не были равнодушными. Давайте подведем итог нашей работе: составим синквейн.
7. Домашнее задание:
-Выполнить новогоднюю композицию натюрморта для интерьера своей комнаты и сфотографировать ее. Большое спасибо за урок, было очень приятно с вами работать!