Статья Система работы по обучению декоративно-прикладному искусству в СКОУ VIII вида

Значение декоративного рисования для развития детей с ограниченными возможностями здоровья велико. Тесно соприкасаясь народным декоративно-прикладным искусством, декоративное рисование понятно и доступно обучающемуся в СКОУ. Преимущества декоративного рисования:не требует от обучающегося специальных знаний о формах и свойствах изображаемых объектов, композиция (т.е. взаимосвязь частей узора) может быть простой, пространственная организация узора облегчается, так как обычно дети получают готовую ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 5» г. Сарапул




Система работы по обучению декоративно-прикладному искусству в СКОУ VIII вида








Выполнила:

учитель первой категории

Соколовская Н.В.









Г.Сарапул, 2014 - 2015

2015- 2016 учебный год



Актуальность


Значение декоративного рисования для развития детей с ограниченными возможностями здоровья велико. Тесно соприкасаясь народным декоративно-прикладным искусством, декоративное рисование понятно и доступно обучающемуся в СКОУ. Преимущества декоративного рисования:

не требует от обучающегося специальных знаний о формах и свойствах изображаемых объектов,

композиция (т.е. взаимосвязь частей узора) может быть простой, пространственная организация узора облегчается, так как обычно дети получают готовую геометрическую форму для ее заполнения (круг, квадрат, полоса). Тогда, например, такой вид работы как рисование с натуры ставит перед ребенком с ОВЗ задачу по пространственному расположению предметов на листе.

Декоративному рисованию обучающиеся отдают большее предпочтение, так как оно предполагает упрощение формы предмета (так называемую «стилизацию»), плоскостное изображение объемных предметов, которые не нуждаются в передачи светотени, выбор цветовой гаммы. При выполнении такого вида работы обучающиеся проявляют элементы творчества, яркие, из самостоятельно подобранных элементов, работы радуют детей, повышая интерес к предмету.

Во время выполнения работ по декоративному рисованию, обучающиеся: отрабатывают силу нажима на карандаш, учатся проводить вертикальные и горизонтальные, волнистые линии, делить отрезки на равные части, формируют навыки работы с материалами и инструментами, обогащают свое представление о геометрической форме, развивают пространственную ориентацию (в пределах листа бумаги), активизируют познавательные процессы, развивают творчество.

Цель: Систематизировать приемы и методы по обучению декоративно-прикладному искусству в СКОУ VIII вида для осуществления полноценной коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

1. Изучить уровень художественно-творческих способностей обучающихся младших классов по декоративному рисованию.

2. Проанализировать полученные результаты.

3.Систематизировать приемы и методы работы по обучению декоративно-прикладному искусству в СКОУ VIII вида

4. Создать методическое пособие с основными направлениями народного - декоративно-прикладного искусства для коррекционно-педагогической работы и полноценной коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, беседа.

1. Диагностика художественно-творческих способностей обучающихся по декоративному рисованию (автор диагностики (Н.А.Лепская)

Изучение уровня подготовки обучающихся начинается в 1 классе во время подготовительного, пропедевтического периода, а также данная диагностика проводилась и на обучающихся 2 класса. Детям предлагается составить и нарисовать узор из геометрических фигур.

Цель данного упражнения выявить уровень знаний правил построения узора, умения ориентироваться на листе бумаги, в готовой форме, и выполнить рисунок в соответствии с заданным цветом.

Ф.И.

обучающегося

Умение различать цвета, узнавать фигуры и элементы в узоре

Умение составить и нарисовать

узор по образцу

Умение составить и нарисовать

узор из заданных элементов

Составление и зарисовка узоров по заданной схеме

Самостоятельное составление и зарисовка узоров

Аня

+

+

-

-

-

Миша

+

+

+

+

-

Антон

+

-

-

-

-

Илья

+

-

-

-

-

Влад М.

+

+

-

-

-

Влад Я.

+

-

-

-

-

Виктория

+

+

+

+

-

Алина

+

+

+

+

-

Женя

+

-

-

-

-

Слава

+

-

-

-

-

Дарья

-

-

-

-

-

Выполнение задания в %

90%

45,5%

27,2%

27,2%

0%

Статья Система работы по обучению декоративно-прикладному искусству в СКОУ VIII вида

Вывод: В узоре обучающиеся различают цвета, узнают фигуры и элементы, но затрудняются самостоятельно составить из нарисовать узор в заданной форме из предложенных элементов, а также самостоятельно выполнить узор.

Приемы и методы обучения:

Добиться успешного выполнения заданий можно при использовании разнообразных приемов и методов обучения. Это метод беседа, в течении которой учитель направляет и активизирует мыслительную деятельность обучающихся на уроке, знакомит с предметами и особенностями того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В ходе беседы учитель обращает внимание на особенности декора, строение и цветовую гамму изображаемого узора. При анализе дети не только называют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и указывают на количество этих элементов. Особенное место на уроке декоративного рисование имеют метод объяснение и показ, результатом которого будет выбор способа выполнения декора. А показ учителя постепенно выполняемого (на доске, на листе бумаги) рисунка поможет даже слабому обучающемуся сориентироваться в задании.

Принципы обучения декоративно-прикладному искусству:
1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.
2. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.
3. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
4. Процесс обучения предполагает органическую связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Система обучения декоративно-прикладному искусству.

Декоративное творчество развивается постепенно, все задания даются в определенной системе.

  1. Первоначально учитель от должен добиться того, чтоб обучающиеся овладели умениями рассматривать изображение, определять последовательность выполнения рисунка (планировать свою работу), представлять конечный результат своей работы. Такой вид работы удобно выполнять в группе, где сильный обучающийся помогает более слабому ребенку пройти этот первый подготовительный этап к выполнению рисунка.


  1. Обучающиеся после детального рассмотрения и анализа объекта составляют узор по готовым представленным учителем образцам. Это задание удобно выполнять на доске СМАРТ, но у каждого ребенка должен быть подобный набор на парте.


  1. Система заданий по выполнению декора усложняется: обучающиеся составляют узор по заданной схеме ( в геометрической форме). Существует несколько видов оформления: крупный узор располагается по центру композиции, второстепенные элементы - в углах, элементы располагаются на диагональных линиях, либо повторяющиеся элементы располагаются по кругу, а середина остается свободной.


  1. Самостоятельное составление узоров. Это самый последний и сложный этап обучению декоративно-прикладному искусству, в котором дети с ОВЗ не только показывают свои знания и умения, полученные при выполнении ранее описанных этапов, но и проявляют самостоятельность, творчество. Данный вид заданий предлагается в старших классах специальной (коррекционной) школы как заключительный и сложнейший вид работ.

Именно такой подход к использованию народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре; ее духовном богатстве, наших исторических корнях.






© 2010-2022