Программа Искусство 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к основной образовательной проргармме начального общего образования МБОУ «Лицей №2»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»



Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения учителей начальных классов

_____________Т.Р. Фарберова

________________________________

___________________________________

Протокол №

Протокол №

Приказ № __________________

« ______» ___________________2015

«______» _______________________2015

«_______» _______________2015



Рабочая программа

по учебному предмету

«Искусству»

9 класс


2015-2016 учебный год


Составитель:

Барило Т.Г. Учитель ИЗО и черчения




г. Нижневартовск

2015





Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса

  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Содержание программы учебного предмета, курса

  6. Тематическое планирование

  7. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

  1. Приложение:

- практическая часть рабочей программы

- алгоритм работы с текстом

- отчет по экскурсии

- требования к проектной работе

- региональный компонент : интегрированный курс «Мир народной культуры»













Пояснительная записка 9 класс

Рабочая программа по «Искусству» для 9 класса со­ставлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего об­разования (второго поколения) и Примерной программы по «Искусству» для основной школы (М., Просвещение, 2010). Авторы составители: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков.


Целью изучения предмета «Искусство» в основной школе являются:

развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

---формирование умений и навыков художественного самообразования.

2. Общая характеристика учебного предмета

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и реф­лексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» В основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в систе­ме непрерывного образования.

На первый план при изучении предмета «Искусство» вы­носится задача восприятия учащимися произведений искус­ства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формиро­вания и развития художественно-образного мышления.

Особое место отводится изучению отечественного искус­ства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что

обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согла­сия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.


3. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение искусства в 9 классе в количестве 35 часов из инвариативной части Учебного плана, в том числе 7 часов на реализацию интегрированного курса регионального компонента учебного плана «Мир народной культуры»


4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Деятельность образовательного учреждения общего образо­вания в обучении искусству должна быть направлена на дос­тижение учащимися следующих личностных результатов:

• развитие образного восприятия и освоение способов ху­дожественного, творческого самовыражения личности;

• гармонизация интеллектуального и эмоционального раз­вития личности;

• формирование мировоззрения, целостного представле­ния о мире, о формах бытия искусства;

• развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

• формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образова­тельной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе:

• применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

• активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, система­тизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

• умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

• развитие критического мышления, способности аргу­ментировать свою точку зрения по поводу произведений ис­кусства;

• формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику воз­можность научиться:

• в познавательной сфере:

- представлять место и роль искусства в развитии миро­вой культуры, в жизни человека и общества;

- наблюдать (воспринимать) объекты и явления искус­ства, воспринимать смысл (концепцию) художественного об­раза, про изведения искусства;

- усваивать особенности языка разных видов искусства, - усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики худо­жественного образа в различных видах искусства;

- различать изученные виды и жанры искусств;

- описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

- классифицировать изученные объекты и явления культуры;

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

• в ценностно-орuентацuонной сфере:

- представлять систему общечеловеческих ценностей;

- осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно - ­нравственный потенциал, накопленный в произведениях ис­кусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искус­ства;

• в коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овла­девать культурой устной и письменной речи;

- использовать методы эстетической коммуникации, ос­ваивать диалоговые формы общения с произведениями искус­ства;

• в эстетической сфере:

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

- воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осозна­вать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художест­венным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

- понимать условность языка различных видов искус­ства, создавать условные изображения, символы;

- определять зависимость художественной формы от це­ли творческого замысла;

- реализовывать свой творческий потенциал, осущес­твлять самоопределение и самореализацию личности на эсте­тическом (художественно-образном) материале;

• в трудовой сфере:

- применять различные художественные материалы, ис­пользовать выразительные средства искусства в своем твор­честве как в традиционных, так и в инновационных (инфор­мационных) технологиях.

Основные содержательные линии при изучении искус­ства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искус­ство народов России и мировой художественный процесс; ис­кусство хх в.; новые виды искусства (кинематограф, телевиде­ние, компьютерное искусство и его эстетические особенности).

Основными видами учебной деятельности учащихся яв­ляются: восприятие произведений искусства (слушание музы­ки, восприятие произведений пластических искусств, про­смотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художе­ственных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно- коммуникационных технологий.

Примерные программы основного общего образования по искусству составлены из расчета часов, указанных в Базис­ном учебном плане образовательных учреждений общего об­разования.

Предмет «Искусство» рекомендуется изучать в 9 классе в объеме не менее 35 часов.

5. Содержание программы учебного предмета

9 КЛАСС - (35 часов)

Искусство в жизни человека и общества (6 часов)

Роль и место искусства в жизни человека и общества.

Первобытное искусство. Искусство древнего мира. Древний Восток.

Античное искусство и его значение.

Искусство Средневековья (4 часа)

Религиозное и светское искусство Средневековья.

Средневековая Европа. Героический эпос Средних веков.

Искусство эпохи Возрождения (4часа)

Общая характеристика искусства эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. Северное Возрождение.

Искусство эпохи просвещения и искусство 19 века.

Общая характеристика искусство эпохи Просвещения. (6 часов)

Стили и наплавления западноевропейского искусства эпохи Просвещения.

Общая характеристика искусства 19 века. Художественные направления и стили: романтизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм и др.

Искусство народов России (9часов)

Основные особенности искусства народов России. Искусство народов России и мировой художественный процесс.

Национальное и общечеловеческое в произведениях искусства. Национальное искусство народов Российской Федерации (на примере искусства своего региона).

Искусство 20 - начала 21 в. (6 часов)

Искусство 20 века. Поиск новых средств выразительности. Современные стили и направления развития искусства. Развитие театрального искусства в 20в. И 21в.

Искусство и технический прогресс. Новые виды искусства. Кинематограф. Телевидение. Компьютерное искусство и его эстетические особенности.

Новаторство в искусстве 20 - начала 21 в.

Практические творческие работы

  • Восприятие произведения искусств.

  • Анализ произведений искусств.

  • Опыт творческой деятельности в различных жанрах и художественных техниках.

  • Выполнение творческих (исследовательских) проектов по искусству, в том числе с использованием средств новых информационно - коммуникационных технологий.

Объекты культуры для посещения обучающимися


  1. Музеи - художественные, краеведческие, мемориальные, декоративно - прикладного искусства.

  2. Художественно - производственные мастерские народных промыслов.

  3. Памятники архитектуры, садово - паркового искусства и т.п.

  4. Выставочные и концертные залы, театры, кинотеатры.

















6. Тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Раздел.

Название темы

Кол-во

часов

класс

дата

ИКТ

Вид контроля, самостоятельной работы

Региональный

компонент

план

факт

Искусство в жизни человека и общества - 6ч.

1

Роль и место искусства в развитии общества.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр. АРМ.

Фронтальный опрос (устно).

1.Вводный урок. Национальная культура малочисленных народов Севера.

2

Виды и жанры, стили и направления в искусстве.

1

9 а-

9б-

9и-

Пр.

Презентация работ с объяснением, анализ.

2.Культурное наследие хантыйского народа: обычаи обряды, праздники.

3

Первобытное искусство. Мегалитическая архитектура.

1

9 а-

9б-

9в-

,

Пр. В.

АРМ

Самоанализ этапов работы.

3.Культурное наследие хантыйского народа: обычаи обряды, праздники.

4

Мифология и эстетические идеалы в Древнем Египте. Архитектура страны фараонов.

1

9 а-

9б-

9в-


Пр. АРМ

Презентация работ с объяснением, анализ.

4.Культурное наследие хантыйского народа: обычаи обряды, праздники.

5

Основные этапы развития Древнего Востока (шедевры искусства Индии, Китай)

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ

Презентация работ с объяснением, анализ.

5.Народное декоративно - прикладное искусство хантыйского народа (орнаментальное искусство хантыйского народа;

6

Искусство Страны Восходящего Солнца (Япония)

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,Вм.

Презентация работ с объяснением, анализ.

6.Народное декоративно - прикладное искусство хантыйского народа

украшение зимней одежды, обуви;

Искусство Средневековья- 4часа

7

Общая характеристика художественной культуры Средневековья

1

9 а-

9б-

9в-

Пр. АРМ

Фронтальный опрос (устно).

7. Предметы быта хантыйского народа (натюрморт)

8

Средневековая Европа. Мир византийской культуры

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,Вм.

Презентация работ с объяснением, анализ.

9

Византийская мозаика.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,В.

Презентация работ с объяснением, анализ.

10

Общая характеристика романского и готического искусства.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ

Презентация работ с объяснением, анализ.

Искусство эпохи Возрождения - 4часа

11

Общая характеристика художественной культуры эпохи возрождения.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Фронтальный опрос (устно).

12,13

Искусство эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Титаны эпохи Возрождения

2

9 а-

9б-

9в-

Презен. Пр.

В, Вм.

Защита творческой работы, анализ результата.

14

Художники Северного Возрождения и шедевры живописи и скульптуры

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

Вм.

Презентация работ с объяснением, анализ.

Искусство эпохи Просвещения и искусство 19 века -6ч.

15

Общая характеристика искусства эпохи Просвещения

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Фронтальный опрос (устно).

16

Стили и направления западноевропейского искусства эпохи Просвещения: барокко, классицизм.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

В.

Презентация работ с объяснением, анализ.

17

Общая характеристика искусства XIX в.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Презентация работ с объяснением, анализ.

18

Художественные направления и стили: романтизм, реализм.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,

Вм.

Презентация работ с объяснением, анализ.

19-

20

Художественные направления и стили: импрессионизм, экспрессионизм и др.

2

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,

Вм.

Защита творческой работы, анализ результата.

Искусство народов России - 9ч.

21

Истоки и пути становления русского искусства.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Фронтальный опрос (устно).

22

Основные особенности искусства народов России

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Презентация работ с объяснением, анализ.

23-24

Средневековая монументальная живопись. Древнерусское искусство : Киев, Владимир, Новгород, Псков.

2

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,

Вм.

Просмотр, анализ и оценивание работ

25-26

Русская иконопись

2

9 а-

9б-

9в-

Пр.

Просмотр, анализ и оценивание работ

27-28

Национальное искусство народов Российской Федерации (искусство своего региона)

2

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Выставка творческих работ.

Искусство 20 и начало 21 в. - 6ч.

29

Искусство XX века. Поиск новых средств выразительности

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Фронтальный опрос (устно).

30-31

Современные стили и направления развития искусства.

2

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Презентация работ с объяснением, анализ.

32

Развитие театрального искусства XX- XXI в.в.

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,

В.

Презентация работ с объяснением, анализ.

33

Искусство и технический прогресс. Новые виды искусства (кинематограф, телевидение)

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ.

Презентация работ с объяснением, анализ.

34

Компьютерное искусство и его эстетические особенности

1

9 а-

9б-

9в-

Пр.

АРМ,

Вм.

Презентация работ с объяснением, анализ.

35

Художественный совет

1

9 а-

9б-

9в-

АРМ,

Вм.

Защита творческой работы, анализ результата.


7. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса.

  1. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г. 2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия) 3. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г. 4. «Хрестоматия музыкального материала» 5. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005; 6. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006, 7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

материально-техническое обеспечение

Кабинет оснащен персональным компьютером, интерактивным оборудованием, документ камерой, мультимедийным устройством.



8. Приложение

Приложение№1


Практическая часть

пп

Название темы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Искусство в жизни человека и общества (практическая часть, тесты)

4




4

2

Искусство Средневековья (практическая часть, тесты)


2



2

3

Искусство эпохи Возрождения (практическая часть, тесты)


1

1


2

4

Искусство Просвещения (практическая часть, тесты)



4


4

5

Искусство народов России (практическая часть, тесты)




4

4

6

Искусство 20 и начала 21 в. (практическая часть, тесты)




3

3

7

Экскурсии - выход в музеи города






8

Зачет





1

Итого:

4

3

5

7

16

УИТМ - Выполнение творческих (исследовательских) проектов по искусству с использование новых информационно - коммуникационных технологий.








Приложение№2

Алгоритм работы с текстом

I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:

1) по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.


II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.


III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.


IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.


V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.


VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.


VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";

Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"


Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?


VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.

Схема работы.

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста.

  1. Внимательно, медленно прочитайте текст.

  2. Определите стиль текста.

  3. Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

  4. Определите тему текста.

  5. Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

  6. Определите основную мысль текста.

  7. Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

  8. Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 -х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

  9. Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции.

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно:

-воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно:

- опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом


Класс

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация информации

Оценка информации

9

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

различать темы и подтемы специального текста;

выделять не только главную, но и избыточную информацию;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;


Приложение к рабочей программе № 3_

Отчет по учебной экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии:_____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________

Информация , подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы



      2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)

      • Тезисы , краткие выводы по итогам выполненной творческой работы ( реферата, проекта , сочинения и пр. ), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта , сочинения , фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

      Отчет подготовил : обучающийся _____ класса / Фамилия . И/________________/

      Отчет проверил : учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

      Оценка :_________(______________) / Фамилия . И.О. /________________/

      Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:

      Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы

      Основные функции учебной экскурсии:

      реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

      повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

      способствуют техническому обучению,

      играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

      Виды экскурсий (в зависимости от содержания):

      производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся)

      естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д. )

      историко-литературные экскурсии ( предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)

      краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

      Комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)

      Виды экскурсий зависимости от целей

      ознакомительные (обзорные),

      тематические,

      профессиографические,

      комплексные.

      Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

      Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,

      экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б

      В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:

      а) подготовку экскурсии: формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.

      б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий и участие в экскурсии

      в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итог

      Приложение № 4

      Требования к написанию проектной работы.

      Проектная деятельность - это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

      Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

      Примерная последовательность проектной деятельности

      1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

      2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

      3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

      4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

      5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех - четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

      6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

      7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

      8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

      9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.


      © 2010-2022