- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок ИЗО 5 класс Древние образы в народных игрушках
Урок ИЗО 5 класс Древние образы в народных игрушках
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шнякина Н.А. |
Дата | 29.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
|
Конспект урока
в 5 классе
Предмет «Изобразительное искусство и художественный труд»
Тема четверти: «Связь времен в народном искусстве»
II четверть, урок №1
Дата:
Тема урока:
«ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»
Учитель изобразительного искусства
МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга:
Шнякина Н.А.
Тема: «Древние образы в народных игрушках, единство формы и декора в игрушках»
Цель урока: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.
Изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской.
Задачи:
1) - сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; - распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; - размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки;
- осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
2) - развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
- Развивать умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции;
3) Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству;
Тип урока: комбинированный.
Материалы для учителя: учебник Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; конспект урока; авторская презентация "Древние образы в современных народных игрушках»; глиняные игрушки по мотивам: Дымкова, Филимонова, Каргополья, оформленные в единую экспозицию; репродукции с различными росписями глиняных игрушек; опорные таблицы; раздаточный материал для учащихся.
Материалы для обучающихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал (таблица для заполнения), ручка, карандаш, ластик, цветные карандаши;
ПЛАН УРОКА:
-
Приветствие. Организационный момент (1-2 минуты).
-
Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока (5минут)
-
Формирование новых знаний (15минут)
-
Практическая работа (Самостоятельная) (20 минут)
-
Анализ урока (3 минуты)
ХОД УРОКА
Здравствуйте ребята!
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока (5минут)
В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей.
-
Ребята назовите предметы, украшаемые древними образами?
(Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба), -
Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
(Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;
Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;
древо жизни - символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;
Берегиня («Макошь») - женщина с поднятыми, руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)
Все перечисленные предметы служит дня быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. И сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных - Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках. (Слайд №2)
Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. И сегодня мы посмотрим, как же народные мастера - умельцы передавали эти образы в объеме. (Слайды № 3-10)
- Ребята, как вы думает, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?
(В качестве небольшой подсказки будет выступать схема, но в ней необходимо восстановить недостающие звенья.
Изучить особенности * * в современных * *: Дымково, Филимонова, Каргополья. (Слайд №11)
(Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимонов, Каргополья).
III. Формирование новых знаний (15 минут)
- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности?
(Слайд №12) В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им: приписывают особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
Присмотритесь к современным народным игрушкам - и вы заметите, что в них живут те же древние образы - это конь, птица, баба, древо жизни. В них живут память народа, его древние традиции.
Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.
Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки, мы сегодня узнаем.
Ребята, перед вами, на ваших партах лежат таблицы, которые нужно будет заполнить. В таблице 4 пустых столбца, для каждой из видов игрушки. Заполнять таблицу каждый должен самостоятельно, исходя из того, как внимательно он будет слушать своих одноклассников, которые сегодня выступают в роли экспертов этих трёх школ народных игрушек. Так же, вы можете пользоваться учебниками на стр. 66-75.
Экспертом дымковской игрушки - (Ф.И ученика) (Слайд №13-16)
Экспертом филимоновской игрушки - (Ф.И ученика) (Слайд №17-20)
Экспертом каргопольской игрушки - (Ф.И ученика) (Слайд №21-25).
Давайте послушаем ребят, которые подготовили материал к уроку о самых распространенных и известных древних русских глиняных игрушках: Филимоновской, Каргопольской, Дымковской. (По ходу выступления «экспертов», остальные дети работают в тетради самостоятельно, + пользуются учебниками)
Таблица: «Отличительные особенности народных глиняных игрушек»
Название промысла
Место зарождения промысла
Форма
(зарисовать)
Орнамент росписи
(зарисовать!)
основные цвета,
используемые в росписи
Филимоновские
игрушки
Каргопольские
игрушки
Дымковские игрушки
Выступление детей:
-
Филимоновская игрушка
Родина - деревня Филимоново в Тульской области. Со стариной крестьянской традицией связан филимоновский промысел. Эти игрушки почти всегда со свистом. У них вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.
Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Любимые цвета филимоновской игрушки - интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.
2. Каргопольская игрушка
Ее Родина - русский север, Каргопольский район, Архангельской области. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца - большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
3. Дымковская игрушка
Родились они в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров).
Расмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!
Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.
Предполагаемый итог заполнения таблицы детьми:
Название промысла
Место зарождения промысла
форма
орнамент росписи
основные цвета,
используемые в росписи
Филимоновские
игрушки
Деревня Филимоново Тульской области.
имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными
чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;
бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»
малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый
Каргопольские
игрушки
Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя
приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
древние символы Солнца - большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки
черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий
Дымковские игрушки
слобода Дымково
(Происхождение и история этой игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски)
монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью
кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки
малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой
IV. Практическая работа (20 минут)
Ребята, мы посмотрели с вами множество игрушек, и пришло время практической работы.
На доске вы видите элементы росписи 3-х перечисленных народных игрушек, попробуйте ребята, изобразить на листе бумаги свой образ игрушки (Эскиз к бедующей игрушки, которую вы будите создавать). Ее можно сделать похожей на филимоновскую, каргопольскую и дымковскую. Вспомните о своеобразие формы у каждой из них. Постарайтесь форму игрушки сделать выразительной по пластике, распишите по мотивам одного из промыслов (можно здесь фантазировать, добавлять свое в элементы росписи).
Алгоритм практической работы
1. Выбор и анализ формы игрушки, соотнесение её с игрушками народных промыслов.
2. Подбор орнамента и цвета в соответствии с выбранной народной игрушкой : каргопольская, дымковская, филимоновская 3.Аккуратное заполнение орнаментом поверхности игрушки .
4. Выполнение работы в цвете
При работе над эскизами звучат, русские народные песни,
Критерии оценки работы учащихся:
-
Композиция формата (обратите внимание, что формат работы не стандартный, А5; располагать формат нужно в зависимости от выбранной формы игрушки, учитывать размер изображения);
-
Соответствие рисунка теме урока;
-
Последовательность ведения работы (Выполнение эскиза игрушки, следуя алгоритму);
-
Аккуратность выполнения работы;
-
Завершенность работы;
-
Творческое решение
V. Анализ урока (5 минуты)
-
Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным художественным промыслам?
Различия: форма игрушек, окраска изображение,
Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.
-Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?
( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).
- Какую особенность и закономерность можно проследить во всех каргопольских игрушках?
Происходит соединение двух образов. (Образ животного и образ человека.)
-
Наша страна большая, сегодня мы заглянули в три области- родоначальницы народных игрушек: в Кировскую, Тульскую, Архангельскую. Ваша задача найти родину каждой игрушки, но игрушка у нас не расписанная, вам надо узнать её по форме и закрепить к той области, где она родилась;
Совместная работа с детьми на доске
Собрать таблицы, для выставления оценок
Домашнее задание: Скульптурный пластилин, клеенка,