Рабочая программа по ИЗО Каляка-маляка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Городского округа город Салават Республики Башкортостан


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата

________С.Н. Свечникова

Приказ №___от____2015 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Каляка-маляка»

Педагог: Смирнова Н.В.

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации 2 года


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

совета МБОУ ДОД ДД(Ю)Т

г. Салавата

от «___»_________2015 г. № ____






Салават, 2015

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Каляка-маляка» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации, приказом МО и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Программа имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Цель программы - формирование и развитие творческих способностей у детей. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

Основные задачи:

Обучающие:

-Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

-Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;

- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитывающие:

-Воспитание любви к малой родине: к родному дому, к школе, семье, городу.

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

- Приобщение детей к изобразительному искусству;

- Воспитание интереса и любви к искусству

Развивающие:

- Развитие навыков продуктивной деятельности;

-Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

- Развитие творческой активности воображения у детей, моторики рук.

Программа рассчитана два года для детей 5-7лет. Занятия проходят по 4 часа в неделю, в год 144 часа.

На первом году обучения уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, т.к. в скором времени детям предстоит учиться в школе, необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.

На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.

При работе с бумагой учащиеся знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Лепка способствует у учащихся развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей, ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.

На втором году обучения сюжеты работ усложняются, количество персонажей увеличивается.

В связи с усложнением композиции, растут требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма. Дети узнают новые оттенки различных цветов, учатся их составлять. Закрепляются знания полученные ранее.

Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. Учащиеся начинают осваивать приемы рисования с натуры.

На занятиях лепкой учащиеся узнают о новых материалах используемых в лепке и способах их обработки. С использованием новых инструментов усложняется и выполняемая работа. Время на её создание требуется больше. Сделанные работы носят утилитарный характер - это картинки и игрушки.

На занятиях аппликацией учащиеся знакомятся с таким техническим приёмом изобразительного искусства как коллаж.

Результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие следующих компетенций:

1.Учебно - познавательные компетенции:
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
2.Коммуникативные компетенции:
- уметь представить свое объединение, группу, Дворец;

- владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.

3. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;.

4. Здоровьесберегающие компетенции:
-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- знать и применять правила личной гигиены;

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- основные приемы и способы рисования;

- основы цветоведения;

- основные признаки композиции;

- понятия: орнамент, ритм, контраст;

- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

- операции работы с различным прикладным материалом;

- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

Должны уметь:

- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

- выполнять основные приемы лепки, аппликации, бумагопластики;

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;

- работать над созданием коллективных работ.

Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.

Программа является подготовительной для занятия в студии ИЗО и ДПИ «Цветной мир».

2.Учебно-тематический план 1 года обучения


п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

Знакомство с красками и названиями цветов

2

2

-


2.

Изучение правил смешивания красок для получения дополнительных цветов

2

2

-


3.

Рисование «Радуга»

2

-

2


4.

«Осенние листики»

2

-

2


5.

«Рыбки плавают в водице»

2

-

2


6.

«Веселые матрешки»

2

-

2


7.

«Жучки в траве»

2

-

2


8.

«Ежик по лесу бежит»

2

-

2


9.

«Рыбки»

2

-

2


10.

«Осенний пейзаж»

4

-

4


11.

«Звери в осеннем лесу»

2

-

2


12.

«Зоопарк»

2

-

2


13.

«Клоун»

2

-

2


14.

«Моя любимая игрушка»

2

-

2


15.

Рисование «Дерево»

2

-

2


16.

Знакомство с пластилином. Приемы лепки из пластилина

2

2

-


17.

Лепка «Снегири на ветке»

2

-

2


18.

«Тихо, тихо, снег идет»

2

-

2


19.

«Снежная баба»

2

-

2


20.

«Зайчик в зимнем лесу»

2

-

2


21.

«Девочка в зимней одежде»

2

-

2


22.

«Красивая варежка»

2

-

2


23.

«Зажжем огни на елке»

2

-

2


24.

Лепка «Новогодняя елочка»

4

-

4


25.

Рисование «Портрет»

2

-

2


26.

Приемы аппликации, правилам работы с ножницами и клеем.

2

2

-


27.

Аппликация «Елочная игрушка»

2

-

2


28.

Рисование «Зимние игры»

2

-

2


29.

Рисование «Лыжная прогулка»

4

-

4


30.

Рисование «Дворец Снежной королевы»

4

-

4


31.

Рисование «Петушок и цыплята»

2

-

2


32.

Лепка «Улитка»

2

-

2


33.

Рисование «Украшаем черепаху»

2

-

2


34.

Лепка «Волшебная рыбка»

2

-

2


35.

Рисование «Подводный мир»

4

-

4


36.

Аппликация «Морской конек»

2

-

2


37.

Рисование «Кошка»

2

-

1,5


38.

Обрывная аппликация «Кошка»

2

-

2


39.

Приемы рисования пастелью. «Подарок для папы»

2

1

1


40.

Рисование «Колючий ежик»

2

-

2


41.

Рисование «Жираф»

2

-

2


42.

Аппликация «Африка» (Жираф)

2

-

2


43.

Рисование «Совушка-сова»

2

-

2


44.

Рисование «Сказочная птица»

2

-

2


45.

Рисование «Подарок для мамы»

2

-

2


46.

Аппликация «Косолапый мишка»

2

-

2


47.

Рисование «Мишка в лесу»

2

-

2


48.

Аппликация «Веселый клоун»

2

-

2


49.

«Рисование «Клоун»

2

-

2


50.

Лепка «Зайка»

2

-

2


51.

Рисование «Зайка серенький»

2

-

2


52.

Рисование «Собачка»

2

-

2


53.

Лепка «Бабочки»

2

-

2


54.

Рисование «Бабочки»

2

-

2


55.

Рисование «Одуванчики в траве»

2

-

2


56.

Лепка «Ранняя весна, первые цветы

2

-

2


57.

Рисование «Весенний букет в вазе»

2

-

2


58.

Рисование «Яблони в цвету»

2

-

2


59.

Рисование «Прилет птиц»

2

-

2


60.

Рисование «Травы и жуки»

2

-

2


61.

Лепка «Весна»

2

-

2


62.

Обрывная аппликация «Фрукты»

2

-

2


63.

Рисование «Натюрморт»

2

-

2


64.

Рисование «Веселая гусеница»

2

-

2


65.

Декоративное рисование «Стрекоза»

2

-

2


66.

Рисование «Город летом»

2

-

2


67.

Итоговое занятие

2

-

2



Итого

144

9

135




Учебно-тематический план 2 года обучения



п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

Изучение названия цветов, особенностей их смешивания

2

2

-


2.

Заря

2

-

2


3.

Как в тумане

2

-

2


4.

Изучение составления натюрморта. Упражнения

2

2

-


5.

Натюрморт

2

-

2


6.

Изучение правил построения композиции

2

2

-


7.

Подсолнух

2

-

2


8.

Осенние пейзажи

4

-

4


9.

Кони расписные

2

-

2


10.

Маленькие камешки

4

-

4


11.

Пестрые кошки

2

-

2


12.

Мы ходили в зоопарк

2

-

2


13.

Пушистые животные

2

-

2


14.

Украшение подноса узорами рябины

2

-

2


15.

Белочка

2

-

2


16.

Фруктовая мозаика

4

-

4


17.

Кошка и котята

2

-

2


18.

В подводном мире

2

-

2


19.

Живая рука

2

-

2


20.

Булочная песенка

2

-

2


21.

Улетающая стая

2

-

2


22.

Красивый пейзаж

2

-

2


23.

Зимние узоры

4

-

4


24.

Полярное сияние

4

-

4


25.

Пестрые попугаи

2

-

2


26.

Зимний лес

4

-

4


27.

Дворец Деда Мороза

4

-

4


28.

Домик для Снегурочки

2

-

2


29.

Новогодняя маска

2

-

2


30.

Перчатки для котяток

2

-

2


31.

Море волнуется

2

-

2


32.

Рождественская ночь

2

-

2


33.

Я - рыжий

2

-

2


34.

Волшебные кляксы

2

-

2


35.

Техника «Монотипия». Я рисую море

4

2

2


36.

Корабли пустыни

4

-

4


37.

Дворец Пипина

2

-

2


38.

Город на реке

2

-

2


39.

Мозаика

2

-

2


40.

Невиданные звери

2

-

2


41.

Портрет мамы

2

-

2


42.

Мои любимые рыбки


4

-

4


43.

Птицы волшебного сада

2

-

2


44.

Натюрморт

4

-

4


45.

Краб

2

-

-


46.

Сравнение картин

2

2

-


47.

Песенка солнышка

2

-

2


48.

Космические дали

2

-

2


49.

Загадочные животные

2

-

2


50.

Павлин

2

-

2


51.

Вишня в цвету

2

-

2


52.

Волшебные цветы

2

-

2


53.

Маленький принц

2

-

2


54.

Роспись на ткани

4

-

4


55.

Волшебные точки

2

-

2


56.

Весна - красна

2

-

2


57.

Звездное небо

2

-

2


58.

Лето, здравствуй!

4

-

4


59.

Итоговое занятие

2

-

2



Итого

144

10

134




3. Содержание первого года обучения


Теория (9 часов). Знакомство с красками и названиями цветов. Изучение правил смешивания красок для получения дополнительных цветов. Теплая цветовая гамма. Понятие "воздушная перспектива". Понятие о декоре. Знакомство с портретом как с жанром живописи. Приемы лепки из пластилина. Приемы аппликации, правилам работы с ножницами и клеем. Приемы работы пастелью.

Практика (135 часов). Выполнение следующих тем: «Радуга»; «Осенние листики»; «Рыбки плавают в водице»; Веселые матрешки»; «Жучки в траве»; «Ежик по лесу бежит»; «Рыбки»; «Осенний пейзаж»; «Звери в осеннем лесу»; «Зоопарк»; «Клоун»; «Моя любимая игрушка»; «Дерево»; Лепка «Снегири на ветке»; «Тихо, тихо, снег идет»; «Снежная баба»; «Зайчик в зимнем лесу»; «Девочка в зимней одежде»; «Красивая варежка»; «Зажжем огни на елке»; Лепка «Новогодняя елочка»; Рисование «Портрет»; Аппликация «Елочная игрушка»; Рисование «Зимние игры»; Рисование «Лыжная прогулка»; Рисование «Дворец Снежной королевы»; Рисование «Петушок и цыплята»; Лепка «Улитка»; Рисование «Украшаем черепаху»; Лепка «Волшебная рыбка»; Рисование «Подводный мир»; Аппликация «Морской конек»; Рисование «Кошка»; Обрывная аппликация «Кошка»; Рисование «Подарок для папы»; Рисование «Колючий ежик»; Рисование «Жираф»; Аппликация «Африка»; Рисование «Совушка-сова»; Рисование «Сказочная птица»; Рисование «Подарок для мамы»; Аппликация «Косолапый мишка»; Рисование «Мишка в лесу»; Аппликация «Веселый клоун»; «Рисование «Клоун»; Лепка «Зайка»; Рисование «Зайка серенький»; Рисование «Собачка»; Лепка «Бабочки»; Рисование «Бабочки»; Рисование «Одуванчики в траве»; Лепка «Ранняя весна, первые цветы»; Рисование «Весенний букет в вазе»; Рисование «Яблони в цвету»; Рисование «Прилет птиц»; Рисование «Травы и жуки»; Лепка «Весна»; Обрывная аппликация «Фрукты»; Рисование «Натюрморт»; Рисование «Веселая гусеница»; Декоративное рисование «Стрекоза»; Рисование «Город летом»; Итоговое занятие. Формирование учебно-познавательных ,информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих компетенций.

Содержание второго года обучения

Теория (10 часов). Изучение названия цветов, особенностей их смешивания. Изучение Дымковской игрушки. Закрепление знаний о внешнем виде животных. Изучение построения композиции. Знакомство с жанром изобразительного искусства - пейзажем, натюрмортом. Изучение с техникой черно-белого граттажа. Изучение жанра портрет. Изучение составления натюрморта, анализ его составляющих и их расположение. Изучение техники монотипия.

Практика (134 часа). Выполнение следующих тем: Заря, Как в тумане, Изучение составления натюрморта. Упражнения, Натюрморт, Подсолнух, Осенние пейзажи, Кони расписные, Маленькие камешки, Пестрые кошки, Мы ходили в зоопарк, Пушистые животные, Украшение подноса узорами рябины, Белочка, Фруктовая мозаика, Кошка и котята, В подводном мире, Живая рука, Булочная песенка, Улетающая стая, Красивый пейзаж, Зимние узоры, Полярное сияние, Пестрые попугаи, Зимний лес, Дворец Деда Мороза, Домик для Снегурочки, Новогодняя маска, Перчатки для котяток, Море волнуется, Рождественская ночь, Я - рыжий, Волшебные кляксы, Я рисую море, Корабли пустыни, Дворец Пипина, Город на реке, Мозаика, Невиданные звери, Портрет мамы, Мои любимые рыбки, Птицы волшебного сада, Натюрморт, Краб, Сравнение картин, Песенка солнышка, Космические дали, Загадочные животные, Павлин, Вишня в цвету, Волшебные цветы, Маленький принц, Роспись на ткани, Волшебные точки, Лето, здравствуй!, Звездное небо, Весна - красна, Итоговое занятие.

Формирование учебно-познавательных ,информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих компетенций.

4.Методическое обеспечение.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, загадок - важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.

Учебно-наглядные пособия:

- плакаты;

-рисунки

Оборудование:

- мольберт;

-пастель;

- пластилин;

-стеки;

-цветная бумага;

-ножницы;

-клей;

- восковые мелки;

- кисточки;

- гуашевые краски;

-акварель;

- баночка-непроливайка;

- х/б салфетки для рук;

- клеёнка.

5.Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Аксенова, Ю.- Цвет и линия./ М. Левидова. - М.: Советский художник, 1986.

  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.

  5. Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.

  6. Иваницкий, М.Ф. - Школа изобразительного искусства. / М.Г. Минизер, К.М. Максимов, А.М. Соловьев.- М.: Изобразительное искусство, 1989, - Вып 3.

  7. Кузин В.С., Кубышкин. Э.И «Изобразительное искусство в начальной школе», 2011.

  8. Логан Ф.Дж. «Учебное рисование карандашом и пером», 2003.

  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  10. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. М.: Просвещение, 2008.

  11. Неменская. Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник. М.: Просвещение, 2007.

  12. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. // под рук. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2005.

  13. Смирнова, Р. - Уроки рисования./ И. Миклушевская. - М.: Издательство Астрель, 2000.

  14. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

Список литературы для детей и родителей

  1. Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»,., М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.

  2. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом»,, С.-Пб., «Детство-Пресс»,2003 г.

  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  4. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

  5. «Фигура человека», серия «Школа рисования», М.: «Мир книги», 2005 г.





© 2010-2022