- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока МХК в 11 классе
Методическая разработка урока МХК в 11 классе
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барышникова .Е. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11 класс 1 четверть 2 урок
Тема: «Диалоги с натурой» или путь к познанию искусства.
«Если бы искусства не существовало, то его следовало бы
изобрести, чтобы не умереть от серости жизни»
/ Ницше/
« Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
/ Леонардо да Винчи/
« Искусств- многолико» /Рубенс/
Наталья Черных.
( Чтение стихотворения на фоне 1 части 2концерта
С.В. Рахманинова)
Какие бедные слова,
Чтоб описать красу природы
И меру внутренней свободы-
Божественного покрова.
Какие сильные они,
Чтоб объяснить или поправить,
Чтобы родить иль обезглавить -
Как в вечной темноте огни.
Какие мощные слова
От смерти к жизни воскрешают,
Жизнь неожиданно решают,
Как в страшном море острова.
Но с сердцем не сравниться им,
Что чувствует и понимает,
Всему на свете меру знает -
Всему, что всуе говорим.
Экспозиции художественных музеев, картинных галерей и выставочных залов встречают нас множеством живописных полотен. Искусство -многолико, и как непросто неискушённому зрителю « Отделить зёрна от плевел» в пёстром калейдоскопе течений, школ, творческих индивидуальностей.
В значительной мере эту задачу решает многовековая история искусства.
Время - этот безупречный эксперт и неподкупный судья , расставит всё по своим местам, заполнив залы всемирно известных музеев неоспоримыми шедеврами.
Но, собственно говоря, «время» - это и есть мы, зрители. Сознательно или интуитивно, в конце концов, мы отбрасываем пустое, сиюминутное, оставляя его за гранью истории искусства.
Но как, по каким законам происходит этот «естественный отбор», согласно которому мы отдаём пальму первенства Веласкесу и Тициану, Моне и Ван Гогу, Кипренскому и Врубелю перед великим множеством «канувших в лету» имён и холстов?
Быть может есть нечто важное и значительное, что позволяет объединить эти, казалось бы несовместимые явления, применив к ним понятии таланта и даже художественного гения?
Приблизиться к пониманию сути и содержания этого загадочного явления,
этого «Нечто» можно только при обращению и тесному контакту с художественными произведениями разных видов искусств, приближаясь к пониманию явления творческого начала в человеке, воспитывая и взращивая в себе устойчивую потребность общения с искусством, чувством откликаясь на творение Художника.
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.»
/Оскар Уайльд/
А ведь творчество - это страсть, которой невозможно противостоять!
Часто мы прибегаем и к помощи самих Художников - великих творцов, независимо от того, в каких видах искусства они проявляют своё творческое начало - в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве или в компьютерной графике, в киноискусстве или создании Шоу-программ или рекламных роликов, ведь кто, как не они более всего близки к смыслу своих творений?
Их высказывания и размышления могут многое объяснить и пролить свет на многие тайны. И главная из них - тайна смыслов и загадок, которые подчас неподвластны не только зрителю, но и самому создателю.
Искусство в отличие от науки - всегда современно. Научные открытия могут устаревать, научно-технический прогресс стимулирует создание всё новых гаджетов, изменяя наш мир в сторону полной зависимости от имеющихся технических средств любого рода, но мало кто замечает, что уходит на второй план чувство сопереживания, сострадания, любви и добра.
Урбанистическая среда поглощает наши силы, агрессия окружает нас сё больше, темп жизни всё ускоряется, не давая нам остановиться в тишине, насладиться редкими минутами блаженства от общения с природой, искусством и человеком.
Великий Поль Сезанн, французский художник - импрессионист в письмах своему другу, художнику Эмилю Бернару сказал:
«Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее пред природой. Чтобы совершенствоваться в исполнении, нет ничего лучше, чем природа, глаз воспитывается на ней. Если мы будем советоваться с ней, он подскажет нам средства, как достичь цели».
Чувство «эмпатии» - сочувствия, сотворчества, гармонии в душе и рождает общение с искусством.
Каждое произведение искусства имеет нравственное начало, оно должно поучать, выражать собою какое-либо великое правило жизни - в этом и есть великая воспитательная функция искусства.
Художник берёт в свои руки кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, и художественный образ оживает, манит в свой мир, унося нас из реальности сегодняшнего дня в мир прошлого, фантастического либо реального, но всегда затрагивающего душу человека. Звук музыкального инструмента откликается в нас щемящей тоской, либо заставляет в общем ритме находить упоение и наполняться радостью. Поэтические строки завораживают нас, расцвечивают грани прекрасного, поражая нас умением по-иному, по-новому изложить привычные мысли в необычной форме. И всё это - величие и воспитание средствами искусства!
«Опять Художнику не спится.
Ему на холст душой излиться, Стихотворение звучит на
Рождая новую картину фоне «Мелодии» из оперы
В рассветный час необходимо. «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка
В сиянье солнечного света
Он вновь колдует у мольберта,
Забыв о времени, творит
Шедевры новые… Не спит
Наш вдохновенный живописец,
Миров неведомых провидец,
В мечтаньях весь, и потому
Не будем мы мешать ему!» ( Валерия К)
Задание для учащихся
Найти созвучное своему настроению стихотворение, к которому подобрать музыку и произведение изобразительного искусства
4