Методическая разработка урока МХК в 11 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс 1 четверть 2 урок

Тема: «Диалоги с натурой» или путь к познанию искусства.

«Если бы искусства не существовало, то его следовало бы

изобрести, чтобы не умереть от серости жизни»

/ Ницше/

« Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»

/ Леонардо да Винчи/

« Искусств- многолико» /Рубенс/

Наталья Черных.

( Чтение стихотворения на фоне 1 части 2концерта

С.В. Рахманинова)

Какие бедные слова,

Чтоб описать красу природы

И меру внутренней свободы-

Божественного покрова.

Какие сильные они,

Чтоб объяснить или поправить,

Чтобы родить иль обезглавить -

Как в вечной темноте огни.

Какие мощные слова

От смерти к жизни воскрешают,

Жизнь неожиданно решают,

Как в страшном море острова.

Но с сердцем не сравниться им,

Что чувствует и понимает,

Всему на свете меру знает -

Всему, что всуе говорим.

Экспозиции художественных музеев, картинных галерей и выставочных залов встречают нас множеством живописных полотен. Искусство -многолико, и как непросто неискушённому зрителю « Отделить зёрна от плевел» в пёстром калейдоскопе течений, школ, творческих индивидуальностей.

В значительной мере эту задачу решает многовековая история искусства.

Время - этот безупречный эксперт и неподкупный судья , расставит всё по своим местам, заполнив залы всемирно известных музеев неоспоримыми шедеврами.

Но, собственно говоря, «время» - это и есть мы, зрители. Сознательно или интуитивно, в конце концов, мы отбрасываем пустое, сиюминутное, оставляя его за гранью истории искусства.

Но как, по каким законам происходит этот «естественный отбор», согласно которому мы отдаём пальму первенства Веласкесу и Тициану, Моне и Ван Гогу, Кипренскому и Врубелю перед великим множеством «канувших в лету» имён и холстов?

Быть может есть нечто важное и значительное, что позволяет объединить эти, казалось бы несовместимые явления, применив к ним понятии таланта и даже художественного гения?

Приблизиться к пониманию сути и содержания этого загадочного явления,

этого «Нечто» можно только при обращению и тесному контакту с художественными произведениями разных видов искусств, приближаясь к пониманию явления творческого начала в человеке, воспитывая и взращивая в себе устойчивую потребность общения с искусством, чувством откликаясь на творение Художника.

«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.»

/Оскар Уайльд/

А ведь творчество - это страсть, которой невозможно противостоять!

Часто мы прибегаем и к помощи самих Художников - великих творцов, независимо от того, в каких видах искусства они проявляют своё творческое начало - в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве или в компьютерной графике, в киноискусстве или создании Шоу-программ или рекламных роликов, ведь кто, как не они более всего близки к смыслу своих творений?

Их высказывания и размышления могут многое объяснить и пролить свет на многие тайны. И главная из них - тайна смыслов и загадок, которые подчас неподвластны не только зрителю, но и самому создателю.

Искусство в отличие от науки - всегда современно. Научные открытия могут устаревать, научно-технический прогресс стимулирует создание всё новых гаджетов, изменяя наш мир в сторону полной зависимости от имеющихся технических средств любого рода, но мало кто замечает, что уходит на второй план чувство сопереживания, сострадания, любви и добра.

Урбанистическая среда поглощает наши силы, агрессия окружает нас сё больше, темп жизни всё ускоряется, не давая нам остановиться в тишине, насладиться редкими минутами блаженства от общения с природой, искусством и человеком.

Великий Поль Сезанн, французский художник - импрессионист в письмах своему другу, художнику Эмилю Бернару сказал:

«Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее пред природой. Чтобы совершенствоваться в исполнении, нет ничего лучше, чем природа, глаз воспитывается на ней. Если мы будем советоваться с ней, он подскажет нам средства, как достичь цели».

Чувство «эмпатии» - сочувствия, сотворчества, гармонии в душе и рождает общение с искусством.

Каждое произведение искусства имеет нравственное начало, оно должно поучать, выражать собою какое-либо великое правило жизни - в этом и есть великая воспитательная функция искусства.

Художник берёт в свои руки кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, и художественный образ оживает, манит в свой мир, унося нас из реальности сегодняшнего дня в мир прошлого, фантастического либо реального, но всегда затрагивающего душу человека. Звук музыкального инструмента откликается в нас щемящей тоской, либо заставляет в общем ритме находить упоение и наполняться радостью. Поэтические строки завораживают нас, расцвечивают грани прекрасного, поражая нас умением по-иному, по-новому изложить привычные мысли в необычной форме. И всё это - величие и воспитание средствами искусства!

«Опять Художнику не спится.

Ему на холст душой излиться, Стихотворение звучит на

Рождая новую картину фоне «Мелодии» из оперы

В рассветный час необходимо. «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка

В сиянье солнечного света

Он вновь колдует у мольберта,

Забыв о времени, творит

Шедевры новые… Не спит

Наш вдохновенный живописец,

Миров неведомых провидец,

В мечтаньях весь, и потому

Не будем мы мешать ему!» ( Валерия К)

Задание для учащихся

Найти созвучное своему настроению стихотворение, к которому подобрать музыку и произведение изобразительного искусства

4


© 2010-2022