- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству 8класс
Рабочая программа по искусству 8класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельник Т.Н. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Усожская средняя образовательная школа
Комаричского муниципального района Брянской области
«Рассмотрено и Согласовано на заседании МС
Руководитель методического объединения
- ------------ /--------------- /
Протокол №___ от
« » 2013 г.
«Проверено»
Заместитель директора по УВР МБОУ Усожской СОШ
________/ Даничкина Т.В/
«____»____________2013 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Усожской СОШ
__________/ Хорьков В.В/
Приказ № ___ от «___»____2013 г.
Рабочая программа
по предмету «искусство»
8класс
Базовый уровень
На 2013-2014 учебный год
Составитель: учитель Мельник Т.Н
2013г
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, с использованием рекомендаций авторской программы по музыке в 8 классе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, учебника «Искусство» 8 - 9 классы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предмету «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения - в VIII и IX классах.
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа 8 класса состоит из пяти разделов.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность и др.. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предмету «Музыка». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные / антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме ( музыкальной, театральной и др.).
Предмет «Искусство » (музыка ) в 8 классе изучается объединенно с предметом «Искусство » (музыка ) в 7 классе, согласно расписания уроков, при этом количество часов, отведенное на изучение предмета, соответствует часовому наполнению федерального Б У П.
Содержание программы
VIII КЛАСС (17 ч)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 ч)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7ч)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
Музыка. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М.Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Экранные искусства. Театр. Образная символика кинофильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов .
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни ( 11ч)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.
Экранные искусства, театр. Экранизация опер и балетов .
Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (8ч)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.) Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).
Экранные искусства, театр. «Золушка» - сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др.
Требования к уровню подготовки учащихся VIII класс
• иметь представление о значении искусства в жизни человека;
• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
• рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
• размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
• иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка музыки, театра и кино;
• использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Учебно- методическое обеспечение
учебник «Искусство» 8 - 9 классы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской М. Просвещение 2012
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Ё. В. Назайкинский. - M, 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по
искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.
Календарно - тематическое планирование искусство 8класс
№ п/п
Название раздела, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
план
факт
Искусство в жизни современного человека(3)
3
1
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
1
2
Художественный образ - стиль - язык.
1
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Искусство открывает новые грани мира(7)
7
4
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
1
5
Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
Зримая музыка.
1
6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
7
Портрет в искусстве России.
1
8
Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.
1
9
Музыкальный портрет
Александр Невский.
1
10
Портрет композитора в литературе и кино.
1
Искусство как универсальный способ общения(7)
7
11
Мир в зеркале искусства.
1
12
Роль искусства в сближении народов.
Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
1
13
Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
1
14
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
15
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1
17
Символы в жизни и искусстве.
1
18
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
Красота в искусстве и жизни(11)
11
19
Что есть красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания
2
20
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
1
21
Есть ли у красоты свои законы
1
22-23
Всегда ли люди одинаково понимают красоту
2
24
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
25
Как соотносится красота и польза.
1
26
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1
Прекрасное порождает доброе(8)
27-28
Преобразующая сила искусства .Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер)
2
29
Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания
1
30
Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.
1
31
Синтез искусств в создании художественного образа спектакля
1
32
Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения - художника, композитора, писателя.
1
33-34
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
2