Рабочая программа по искусству 8класс

Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, с использованием рекомендаций авторской программы по музыке в 8 классе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, учебника «Искусство» 8 – 9 классы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предмету «Музыка», входящим в образовательную область «Ис...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Усожская средняя образовательная школа

Комаричского муниципального района Брянской области




«Рассмотрено и Согласовано на заседании МС

Руководитель методического объединения

- ------------ /--------------- /

Протокол №___ от

« » 2013 г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР МБОУ Усожской СОШ

________/ Даничкина Т.В/


«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ Усожской СОШ

__________/ Хорьков В.В/



Приказ № ___ от «___»____2013 г.


Рабочая программа

по предмету «искусство»

8класс

Базовый уровень


На 2013-2014 учебный год




Составитель: учитель Мельник Т.Н








2013г


Пояснительная записка

Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, с использованием рекомендаций авторской программы по музыке в 8 классе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, учебника «Искусство» 8 - 9 классы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предмету «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения - в VIII и IX классах.

Создание данной программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обу­словлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искус­ства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа 8 класса состоит из пяти разделов.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия дей­ствительности, художественно-творческих способностей уча­щихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зри­тельно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоцио­нально-практического освоения окружающего мира и его преоб­разования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценно­стного отношения к искусству как социально-культурной фор­ме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусст­ва в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подро­стков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

На уроках искусства рекомендуется использовать совре­менные педагогические технологии: уровневую дифферен­циацию, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность и др.. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явле­ниях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наибо­лее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять ху­дожественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неод­нократное обращение к наиболее значимым явлениям культу­ры и произведениям различных видов и жанров искусства по предмету «Музыка». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное со­циокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компе­тентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспри­нимающего и оценивающего разнообразные художественные / антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме ( музыкальной, театраль­ной и др.).

Предмет «Искусство » (музыка ) в 8 классе изучается объединенно с предметом «Искусство » (музыка ) в 7 классе, согласно расписания уроков, при этом количество часов, отведенное на изучение предмета, соответствует часовому наполнению федерального Б У П.

Содержание программы

VIII КЛАСС (17 ч)


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 ч)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного челове­ка. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человече­ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Стилистические особенности вырази­тельных средств разных видов искусства. Роль искусства в форми­ровании творческого мышления человека (художественного и на­учного).

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

Искусство как образная модель окружающего мира, обога­щающая жизненный опыт человека, его знания и представле­ния о мире. Знание научное и знание художественное. Искус­ство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искус­стве. Стремление к отражению и осмыслению средствами ис­кусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, про­исходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Де­бюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7ч)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс худо­жественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художест­венных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость ху­дожественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрите­лем, читателем, слушателем. Освоение художественной инфор­мации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

Музыка. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М.Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Экранные искусства. Театр. Образная символика кино­фильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Эк­ранизации опер, балетов, мюзиклов .

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни ( 11ч)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Разли­чие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социаль­ные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Со­единение в художественном произведении двух реально­стей - действительно существующей и порожденной фантази­ей художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтиза­ция обыденности. Красота и польза.

Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шо­пен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Экранные искусства, театр. Экранизация опер и балетов .

Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (8ч)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности - поэти­зация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетхове­на, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические об­разы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.) Сюжеты и образы народных сказок и пре­даний в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).

Экранные искусства, театр. «Золушка» - сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др.


Требования к уровню подготовки учащихся VIII класс

• иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

• рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

• размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

• иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка музыки, театра и кино;

• использовать опыт художественно-творческой деятельно­сти на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Учебно- методическое обеспечение

учебник «Искусство» 8 - 9 классы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской М. Просвещение 2012

Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Ё. В. Назайкинский. - M, 2003.

Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по

искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.

Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.




Календарно - тематическое планирование искусство 8класс

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт


Искусство в жизни современного человека(3)

3




1

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного че­ловека.

1




2

Художественный образ - стиль - язык.

1




3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.






Искусство открывает новые грани мира(7)

7




4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1




5

Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

Зримая музыка.

1




6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1




7

Портрет в искусстве России.

1




8

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

1




9

Музыкальный портрет

Александр Невский.

1




10

Портрет композитора в литературе и кино.

1





Искусство как универсальный способ общения(7)

7




11

Мир в зеркале искусства.

1




12

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1




13

Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1




14

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1




15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1




17

Символы в жизни и искусстве.

1




18

Музыкально-поэтическая символика огня.

1





Красота в искусстве и жизни(11)

11




19

Что есть красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания

2




20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

1




21

Есть ли у красоты свои законы

1




22-23

Всегда ли люди одинаково понимают красоту

2




24

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1




25

Как соотносится красота и польза.

1




26

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1




Прекрасное порождает доброе(8)





27-28

Преобразующая сила искусства .Воспитание искусст­вом - это «тихая работа» (Ф. Шиллер)

2




29

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

1




30

Образы созданной реальности - поэтизация, идеализа­ция, героизация и др.

1




31

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

1




32

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценност­ными ориентирами автора художественного произведе­ния - художника, композитора, писателя.

1




33-34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2





© 2010-2022