Конспект урока изобразительного искусства Народный праздничный костюм (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока изобразительного искусства

5 класс 1 четверть

Тема: «Народный праздничный костюм»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать эскиз русского народного праздничного костюма

Задачи:

- познакомить учащихся с элементами русского народного костюма

- проанализировать и оценить роль символов в украшении костюма

- дать возможность учащимся самостоятельно составить и украсить праздничный костюм удобным для них способом (рисунок, аппликация и пр.)

- создать условия для совместной творческой деятельности с учителем, одноклассниками

- формировать умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Ожидаемый результат: создать свой вариант русского народного праздничного костюма

ХОД УРОКА


  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и надеюсь, что сегодняшний урок, для всех нас будет интересным, увлекательным и продуктивным. А для начала:

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

  1. Сообщение темы и цели урока

Замечательно! Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, а захватила собой сундучок. В течение всего нашего урока, этот чудесный предмет будет помогать нам, ведь он хранит в себе много удивительных тайн. Итак, тайна первая - Какова же тема нашего урока? Открываем сундочок….(звучит волшебная музыка).

И что же он нам предлагает? Какие-то слова… (учитель достает и прикрепляет на доске слова: народ, Русь, праздник, костюм). Я думаю, что это подсказки. Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учащихся).

Давайте проверим, правильно ли мы разгадали первую тайну? (на экране высвечивается тема урока «Русский народный праздничный костюм»). Итак, мы разгадали первую тайну сундучка.

А как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (примерные ответы детей: из каких элементов состоял костюм, какой цвет использовали в изготовлении костюма, при помощи каких узоров, орнаментов украшали одежду и пр.).

Молодцы! Конечно же, вы все правы, сегодня на уроке мы познакомимся с элементами и символами народного праздничного костюма, а также попробуем создать свой вариант народного праздничного костюма.

Возвращаемся к нашему сундучку.

(звучит музыка, учитель достает из сундучка фразу:
«По одежке встречают…»)


Какую подсказку на этот раз дал нам сундучок? (ответы детей) Конечно же, эта всем известная поговорка, пришедшая к нам из глубины столетий. А что она означает? Молодцы! Я подытожу ваши ответы. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение. Ребята, а каким образом одежда незнакомца передавал информацию? Конечно же, одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Давайте попросим наш волшебный сундучок показать нам праздничную одежду русского народа. При просмотре обратите внимание на элементы костюма и местоположение орнаментов в одежде.

(демонстрация одежды посредством слайдовой презентации)

Скажите, все ли элементы одежды вам знакомы? (нет). Хотите узнать их названия? Тогда еще разок обратимся за помощью к нашему сундучку. Какие же подсказки он нам предложит? (на экране появляется элемент одежды и к нему ребус).

(учащиеся отгадывают ребусы)

Запомнили названия элементов одежды? А теперь скажите, какие части одежды наиболее украшены орнаментом? (рукава, горловина, низ(подол) одежды) Как вы думаете, почему именно тут расположены узоры? (ответы детей) Вы, наверное, помните, что люди верили в злых и добрых духов. Так вот, считалось, что оголенные части тела (руки, шея, ноги) наиболее привлекательны для злых духов, которые старались всячески испортить жизнь человеку. Поэтому символы-обереги, расположенные вблизи с этими частями тела помогали отпугнуть зло, и принести удачу и благополучие владельцу украшенной одежды. Что ж, молодцы, и с этим заданием вы справились! И вновь, разгадана очередная тайна волшебного сундучка.

Скажите, пожалуйста, а в нашем, современном мире можно ли увидеть такую одежду? Где? (музеи, картины, выставки, народные гуляния, сказки и пр.)

Конечно же, вы правы! (учитель достает новое задание: разрезанные на части репродукции картин) Я и мой сундучок предлагаем вам собрать в единое целое репродукции известных художников, на которых изображены народные праздники и, конечно же, люди в праздничных костюмах. Чтобы вам было немного полегче, поработаем в парах. На выполнение работы вам 2 минуты.

(Звучит музыка, ребята собирают репродукции)


Время вышло, расскажите, какие репродукции вы собрали и кто их авторы? Каким цветом одежда? Из каких элементов состоит? и пр.

(Можно показать репродукции на экране, ведется опрос учащихся)

Для того чтобы, узнать какие элементы одежды вы запомнили, я предлагаю вам сыграть в игру «Туесок».

III. Закрепление знаний.

Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Учитель держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди открывают туесок, достают листочки, читают и показывают на части костюма, расположенные на доске. Молодцы, ребята! А теперь, вам предстоит выполнить творческое задание. Готовы?

IV. Практическая работа.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже "одетые" - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие - наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

(Выполнение практической работы сопровождается звучанием
народной музыки)

V. Презентация творческих работ. Оценка и самооценка.

Ребята, кто закончил работу? А кто хотел бы показать свою работу одноклассникам и рассказать нам, что в его работе наиболее интересное, удачное?

(Небольшая выставка детских работ)



Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня открыли для себя? Со всеми ли заданиями мы справились? Что вам показалось наиболее сложным? Интересным? Скажите, а вы, носили бы какой-нибудь элемент, даже самый маленький в своей одежде? Почему?

Замечательно! Вы вновь порадовали меня. Но и это еще не всё, у меня в сундучке осталась последняя записочка: «Подарки». Я хочу на память об этом уроке подарить вам небольшие обереги - это браслеты-фенечки. Пусть они оберегают вас от несчастий, приносят вам здоровье, удачу и радость.

( ребятам на память дарят браслеты-фенечки)


А я с вами прощаюсь, жду вас на следующем уроке! До свидания!



© 2010-2022