Конспект урока ИЗО на тему Народная живопись. Хохлома (7 класс)

Конспект урока составлен в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к уроку в коррекионной школе 8 вида. Четко определенны три единные цели урока и структура урока. Подобрынный материал соответсвует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. На уроке используются коррекционно - развивающие упражнения на развитие памяти, внимание. На развитие мелкой моторики кистей рук  учащиеся выполняют графичекие упражнения - приемы рисования кистью элементов орнаментов хохломской росписи.  При самос...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока ИЗО в 7 классе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: беседа.

Тема урока: «Народная живопись - хохлома».

Цель: - познакомить учащихся с народной живописью - хохломой;

- научить выполнять отдельные элементы технологии народной живописи - хохломы;

- коррекция и развитие мышления у учащихся, творческих способностей, фантазии, практические навыки выполнения элемента росписи, мелкой моторики кистей рук.

- воспитывать у учащихся любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, уважение к труду.

Учебно - методическое обеспечение урока:

а) для учителя: конспект урока; мел; композиционные схемы элементов росписи хохломы; изделия с росписью под хохлому, мультимедиа.

б) для учащихся: простой карандаш, ластик, кисть, шаблон доски, бумага белая, баночка для воды, акварельные краски.

План урока:

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы, цели урока.

3. Объяснение нового материала. Беседа о народной живописи - хохлома.

4. Физминутка.

5. Графические упражнения - выполнение приемов рисования кистью элементов орнамента хохломской росписи.

6. С./р учащихся. Роспись доски с использованием элементов хохломской росписи.

  1. Анализ рисунков. Подведение итогов.

Ход урока:

1.Проверь дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

2. - Ребята на прошлых уроках мы уже с вами знакомились с различными узорами в геометрических формах. Я буду показывать изображения узоров, а вы попробуйте назвать в какой они форме и какие элементы используются - геометрические или растительные?

(показ узоров круге, полосе, в квадрате и т.д.)


- Чем же сегодня мы с вами будем заниматься на уроке?

- Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдет,

Тот первый и тему урока назовет.

- Расставьте буквы по порядку. Прочитайте полученное слово.

(читают полученное слово - хохлома).

- Тему нашего урока - народная живопись - хохлома.

- Сегодня мы с вами совершим экскурсию по местам, где зарождалась народная живопись хохлома, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и попробуем себя в роли народных умельцев - выполним роспись доски, используя элементы хохломской росписи.

- Ребята, а как вы понимаете слова народная живопись?

- Живопись - художественное произведение (книга, картина, посуда), которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

- Народная - зародилось среди народа и сделано руками народа.

- Итак, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по знаменитому и уникальному центру, где зародилась хохлома.

- На Волге, в Горьковской области, возникла народная живопись - роспись по дереву - хохлома. «Золотая хохлома» называют ее в народе.

- Откуда же появилось это удивительное искусство?

- Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар - птица и он её угостил. И вдруг птица - жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе.

- Посмотрите хохломские изделия, которые пришли к нам сегодня в гости. Из какого материала они сделаны?

(на доске материал - дерево).

- Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы.

- Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка.

- Ребята, скажите, какие изделия изготавливают хохломские мастера?

- А какие по цвету, краски любили использовать хохломские мастера?

(на доске - желтый, красный, черный).

- Любимые цвета - красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок. А золото - то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закаливается лак до желтого цвета - и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?

- Ребята, обратите внимание на основные элементы узора - цветочные и растительные.

(на доске - цветочные и растительные узоры).

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живет,

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

- Все изделия мастера расписывают без предварительного рисунка. Для этого нужна твердая рука. Они рисуют кистью. Кисть в руках мастера очень послушная, она является как бы продолжением его руки.

- Все травинки, малые и большие кудрявятся, не касаясь стебелька, или же собираются к корешку. Такую травку называют «Кудриной». Бежит, кружится по поверхности затейливый узор - Кудрина, взлетит вверх, наберет силу, да и остановится. Сам рисунок добавят мелкой прорисовкой и вот готов узор.

- Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов (земляника, рябина, смородина). Эту традицию сохраняют сегодня народные мастера. Украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера.

- На каждом изделии самые знаменитые исполнители росписи ставит свою подпись.

4. Физминутка.

5. - А теперь некоторым элементам хохломской росписи мы с вами попробуем научиться. У вас на партах есть лист белой бумаги, разделенной на 6 квадратов. В каждом из этих квадратов мы попробуем нарисовать элемент хохломской росписи.

1. «Осочки» - мелкие травинки (штрихи наносятся легкими движениями кончиком кисти без нажима сверху вниз).

2. «Усики» - кончиком кисти легкими движениями, рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

3. «Завитушки» - вьющиеся стебель с крупными завитками (нажим кончика приходится на самую широкую часть травинки).

4. «Капельки» - сначала кончик кисти без нажима, затем нажим.

5. «Цветочек», «Смородина» - короткие удары кончиком кисти.

Показ на доске.

Индивидуальная работа - учащимся оказывается дозированная помощь при прорисовки элементов хохломской росписи.

6. - Теперь я вам предлагаю самим побыть в роли мастеров и расписать доску хохломской росписью.

- У вас на партах уже есть заготовки доски, фон доски уже есть, сталось нанести узор. Обратите внимание на образец на доске. Как располагается узор, какие краски используются?

- Приступаем к работе. Не забываем, что на кисть берем небольшое количество краски. После того как вы закончите роспись, поставьте на своем изделии подпись - имя и фамилия кратко, только инициалы. Потом для каждого мастера приготовлен сюрприз.

Индивидуальная работа - для учащихся -приготовлены трафареты хохломской росписи.

  1. - С какой народной живописью мы сегодня с вами познакомились?

- Какой материал используется в хохломе?

- Какие цвета используются при хохломской росписи?

- Где, в каком городе зародилась хохлома?

- А теперь давайте посмотрим ваши работы. А теперь я вам расскажу сюрприз. На доске найдите свои инициалы и разместите свои работы под ними и возьмите сладкий приз.

- На этом наш урок завершен. Всем мастерам большое спасибо.















Конспект урока.


Беседа на тему:

«Народная живопись - хохлома»





Выполнила: учитель ИЗО

Сидорова Е.А.


2013 г.

Н.А.


А.Ю.


Ш.В.

Т.И.



Д.А.


Ч.Л.

П.А.



Ф.О.


С.С.

Г.Ж.


С.А.



А.И.







Наточий Алена - Н.А.


Александров Юра - А.Ю.


Шишкиш Вова - Ш.В.


Тютлин Игорь - Т.И.


Деева Агата - Д.А.


Чумакова Люба - Ч.Л.


Писаренко Алина - П.А.


Смирнов Слава - С.С.


Фальков Олег - Ф.О.


Герасимов Женя - Г.Ж.


Самойлова Алина - С.А.


Антипова Ира - А.И.











город Семёнов


Конспект урока ИЗО на тему Народная живопись. Хохлома (7 класс).

© 2010-2022