Выступление для совещания по теме самообразования

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Котышева Марина Васильевна учитель ИЗО и МХК МКОУ «Школа №18» с. Верхняя Санарка Пластовского муниципального района Челябинской области

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Цель моей работы:

Создание условий для развития художественных, творческих индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию.

Задачи преподавания:

1. Овладение учащимися элементами художественно - творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника.

2. Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.

4. Развитие пространственного воображения и образного мышления.

5. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

6. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

7. Формирование навыков работы с информацией.

8. Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

9. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.

Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрение в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.

Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности:

1) Иформационно - коммуникационные технологии

Информационная культура, которая является одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.

Для меня ИКТ на уроках ИЗО, это возможность:

- рационально организовать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды восприятия ученика в мультимедийный контекст;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей с низкой мотивацией;

-использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.


  1. Технологии творческого проектирования

формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; развивает познавательный интерес учащихся; реализуют принцип связи обучения с жизнью

- самостоятельно и охотно обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Приоритетной формой организации деятельности по формированию информационно-коммуникативных компетентностей в 5 - 7 классах является работа над проектом.

Повысить познавательный интерес учащихся к предмету, дать возможность им раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои интересы, позволяя предложить ученикам интересную форму изучения материала.

В течение года в каждом классе учащиеся выполняют творческие проекты. Учащиеся совместно с учителем выбирают тему проекта, ставят перед собой цель, задачи, продумывает этапы подготовки, подбирают материалы, анализируют их, продумывает сюжет и композицию работы, а после проведения - анализирует свою деятельность, отмечает удачи и неудачи. Учитель при подготовке проекта выступает в роли консультанта и координатора.

В 5 классе учащиеся выполняют проекты:

«Конструкция и декор предметов народного быта», «Русские народные промыслы: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово», «Современное выставочное искусство: керамика, металл, художественное стекло, гобелен».

В 6 классе учащиеся выполняют проекты:

«Основы языка изображения», «Реальность и фантазия в творчестве художника», «Образ человека - главная тема искусства», «Жанры в изобразительном искусстве», «Пейзаж настроения. Природа и художник».

В 7 классе учащиеся выполняют проекты:

«Понимание красоты человека в русском искусстве», «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры», «Искусство иллюстрации. Слово и изображение».

Многообразие видов деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире и т.д.) и форм работы с учениками (индивидуальная, групповая, фронтальная) стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Уроки искусства способствуют снятию нервно - психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, а также развитие и активизация речи, передача на бумаге мысленного образа.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята у которых не все получается, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Развивая индивидуальные способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность, которую обучающиеся демонстрируют на выставках и конкурсах детских работ.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от учителя особого внимания. Общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с одноклассниками творчества.


Используемая литература

2. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.

3. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно - творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008

7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.

© 2010-2022