Конспект урока по теме Дымковская игрушка (5 класс)

   Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта. Как правило, в ней сочетается искусство пластики и живописи, что делает эти предметы неповторимо выразительными.      Образы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.      Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, втор...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)













По теме «Дымковская игрушка» (5 класс)





Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)



Вид занятий: декоративная роспись круглых форм

Тема урока: Роспись глиняной дымковской игрушки.

Цели:

- ознакомить учащихся с творчеством росписи народной игрушки на примере Дымковской игрушки;

- развивать тонкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;

- расширять кругозор детей о художественных народных промыслах, народных умельцах, воспитывать любовь к культуре своей страны, своего народа;

- развитие у детей интереса и радости от встречи с произведениями народного творчества.

Оборудование: для учителя - методические таблицы техники исполнения дымковской росписи; компьютер для показа репродукций;

для учеников - эскиз росписи игрушки, гуашь, заготовка игрушки.

Зрительный ряд: фотографии с изображением дымковских игрушек, таблицы основных типов узоров

План урока:

  1. Организация класса.

  2. Вводная беседа.

  3. Выполнение тренировочных упражнений.

  4. Самостоятельная творческая работа учащихся.

  5. Итог урока. Домашнее задание.

Актуальность изучения темы: В современных условиях остро обсуждаются проблемы, связанные с усвоением материальной духовной культуры своего народа.

Тема народной игрушки имеет большое идейно-эстетическое значение для формирования основ исторической культурной и народной памяти в работе с детьми.

Ход урока.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Вводная беседа:

- история глиняной игрушки;
- основные сюжеты, используемые в игрушках;
- типичные черты Дымковской игрушки, излюбленные сюжеты и особенности росписи
- анализ образцов (анализируется форма, строение, роспись).

Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта. Как правило, в ней сочетается искусство пластики и живописи, что делает эти предметы неповторимо выразительными.
Образы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.


Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых приемов, образов, сюжетов: женской фигуры на устойчивом конусе - юбке, обтекаемая форма птички - свистульки, изображение коня, всадника, оленя, медведя.


Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Дымковские игрушки самые "богатые", веселые, радостные. Для них характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков.


Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.

Дети внимательно разглядывают образцы росписи, уточняя выполненные на прошлом уроке эскизы игрушки.

  1. Выполнение тренировочных упражнений

На первом уроке мы с вами вылепили игрушку. Работы получились очень интересные, детям была предоставлена возможность выполнить творческую работу, импровизируя в процессе лепки.

Сейчас мы с вами распишем готовую игрушку гуашевыми красками. Для этого необходимо внимательно рассмотреть варианты. Рисуем узоры кистью и печаткой - тычком. Дети самостоятельно изготовляют большую и маленькую печатку - тычок. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Дети упражняются в росписи, дорисовывая знакомые узоры. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. Проверив эскиз, приступаем к росписи своей игрушки.


  1. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Сверяясь с эскизом, дети расписывают свои игрушки. Работа ведётся последовательно, аккуратно. В процессе росписи учителю необходимо проводить методическую коррекцию действий учеников: правильность посадки за столом, правильное держание кисти, учёт изгиба поверхности игрушки.

  1. Подведение итога урока.

Каждый автор показывает и рассказывает о своей игрушке, отвечает на вопросы других детей. При оценке изделий необходимо учитывать верность передачи формы и строения игрушки, тщательность проработки наиболее характерных деталей (оборок, зубцов на кокошниках), самостоятельность сочинения орнамента для росписи с использованием традиционных элементов. Выставление оценок.

Приложение к уроку: основные элементы орнамента игрушки.

Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)

Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)

Конспект урока по теме Дымковская игрушка(5 класс)

© 2010-2022