Конспект урока на тему Образ художественной культуры Древней Греции (4 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: " ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ"

( изобразительное искусство 4 класс по программе Б.М.Неменского)
урок-беседа с практической работой гуашью

Цели урока:

Образовательная - познакомить учащихся с историей художественной культуры Древней Эллады (Греции), ознакомить с мифологией, основными архитектурными сооружениями, с историей создания чернофигурной и краснофигурной вазописи.

Воспитательная - продолжить формирование уважительного отношения к культуре другого народа, аккуратности в работе.

Развивающая - научить учащихся росписи гуашевыми красками, творчески и аккуратно работать над заданием.

Оборудование:

Для учащихся - карандаши, резинки, баночки, тряпочки, лист бумаги, черные гуашевые краски, беличьи кисточки №3 или №2, готовые шаблоны ваз.

Для учителя - проектор для показа слайда.

Наглядные пособия: греческая керамическая посуда с росписью, маленькие скульптурки греческих фигур, готовый шаблон вазы с росписью.

План урока:

  1. Организационная часть

  2. Ознакомление с темой урока

  3. Беседа из истории художественной культуры Древней Эллады (Греции)

  4. Краткое ознакомление из истории вазописи в Древней Греции

  5. Практическая работа: роспись гуашью шаблона вазы

  6. Итоги урока: выставка работ учащихся, закрепление новой темы, выставить оценки.

  7. Домашнее задание: выполнить орнамент шаблона вазы черными фломастерами или гуашью.

Ход урока:

Давайте повторим пройденные темы:

- Кто скажет, в каких странах мы побывали? (Япония, Индия, Восточные страны, Московская область)

- А с культурой, каких народов еще познакомились? (Китая, культурой степных народов, эскимосов, своего народа, русского народа)

Теперь мы отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь.

Эллада - так называли её жители, а себя - эллинами по имени легендарного царя-родоначальника Эллина, Позднее эту страну назвали ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИЕЙ.

Благодатна природа этого края!

Синяя морская вода изрезала берега удобными для кораблей бухтами. Это помогло эллинам стать прекрасными мореходами.

В светлых рощах росли дикие фруктовые деревья, а в долинах - никем не посаженные ирисы, нарциссы, гиацинты и роскошные розы.

Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, силу воли и разума.

Образ прекрасного человека древние греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов - бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей, способных так же радоваться, любить, негодовать. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их назвали олимпийцами.

Источник зла греки видели в хаосе - беспорядке. Когда-то, считали они, весь мир был Хаосом. Из него произошли Земля - Гёя и Небо - Уран. Их дети - огромные титаны - это дикие силы природы. Но боги-олимпийцы подчинили их и принесли в мир закон и порядок.

В честь богов древние греки строили храмы. Они умели выбирать место для своих построек, и здание храма казалось украшением пейзажа. Храмы ставили на вершинах холмов, на скалистых откосах морского берега.

Древние греки строили храм как дом для бога. Внутри здания никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества.

Постепенно сложилась конструкция храма. Порядок расположения и соотношения его частей называется ордер, что означает «порядок».

Древнегреческий храм - это четырёхугольное здание на высоком постаменте, окружённое со всех сторон колоннами.

Многие храмы состоят из одних и тех же элементов, но производят разное впечатление. Отважные мореходы и деловые люди, они презирали роскошь в повседневной жизни. Но в свои главные сооружения храмы привнесли нарядность и утончённую грацию. «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции», говорят искусствоведы.

Колонна ионического храма приподнята над постаментом, Желобки-каннелюры на её стволе расположены часто и струятся как складки тонкой ткани. А голова - капитель - имеет два завитка.

Самый прекрасный храм Древней Греции - Парфенон. Архитекторы: Иктин и Калликрат.

Он был построен, когда победно закончилась суровая война с заморскими захватчиками, стремившимися покорить Грецию. Город Афины, достигший своего высшего расцвета, объединил в союз многие эллинские города. Акрополь это обрывистый холм, где была городская крепость. Там располагались древнейшие дворцы и храмы. Но во время войны они все были разрушены. После победы на Акрополе начали возводить новые здания, ставшие гордостью и украшением великолепных Афин.

Парфенон по-гречески значит «Храм девы Афины». Это самое дивное сооружение Эллады. Оно выражает ликующее чувство торжества. Великий скульптор Фидий украшению Парфенона отдал 16 лет своей жизни, запечатлев 365 фигур людей и 227 - животных, неповторив ни одной дважды). Здание делилось на две части. В одной стояла 12 метровая статуя Афины (Фидий). Вид богини, внушал мысль о надёжности и силе страны под её покровительством. Позолоченный наконечник копья в её руках так сиял, что служил маяком для кораблей в море.

Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было всеобщее торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные богатыми венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины. Девушки были главными участниками этого празднества. В них видели образ радости и веселья. Нарядная процессия поднималась на холм Акрополя, а из-за храмов ей навстречу восходило солнце.

Но самым большим праздником в Древней Греции были Олимпийские игры. По всей стране объявлялось «священное перемирие». Для игр были построены грандиозные сооружения. Среди них храм Зевса. Внутри его находилась огромная статуя бога. Её создал Фидий. Зевс величественно восседал на тропе. Его лицо и руки были из слоновой кости, а одежды - из золота. Статуя поражала как чудо. Высшая из похвал эллину была в уподоблении его богу. Умение быть совершенным, то есть лучше других владеть своим телом и волей, доказывали атлеты. Юноши соревновались обнажёнными, Древние греки умели ценить и уважать красоту обнажённого тела.

Самые прославленные скульпторы Эллады создавали мраморные и бронзовые статуи победителей. Их ставили на площади родного города и в Олимпии, у храма Зевса.

Греческие художники поняли закономерности пропорций, соотношения частей и равновесия форм. Они увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенный порядок. В пропорциях и движениях человека они научились выражать облик его духа.

Греческие изображения всегда показывают человека, удаляя всё случайное. Это обобщённые образы красоты человека, в них нет и намёка на повседневную жизнь. Это изображения прекрасных, совершенных людей, полных жизни, благо родства и светлой человечности. До сих пор все художники мира учатся рисовать по слепкам греческих статуй.

Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? Об этом нам рассказали греческие вазы! В Древней Греции было величайшее искусство вазописи. Вазы делались из глины красноватого цвета. На неё наносился рисунок чёрным лаком. Позже научились делать наоборот: фон росписи покрывали лаком, а изображения фигур оставались цвета глины. Это позволило уйти от плоских силуэтов и создать сложные изображения со свободной передачей движений. Изображения на вазах подчеркивали красоту и ясность форм сосуда, так же как присутствие скульптуры делало более выразительной архитектуру зданий.

Вазописцы передавали разные сцены жизни. И делали их поэтичными, как стихи. Такого одухотворения повседневности, как в Элладе, не знало никакое другое искусство.

А теперь ребята, полюбуйтесь с работами современных мастеров Греции. Хорошенько посмотрите, что изображено на посудах? Здесь изображен Бог Солнца Гелиос.

Какими красками работали современные мастера Греции? На черном фоне золотистыми красками.

Подумайте, сохранили ли современные мастера древнюю традицию своего народа? Да, потому что нарисовали как краснофигурная ваза, изобразили из мифологии Древней Эллады.

Вот сейчас показываю фигурки Древнегреческих воинов и вельмож.

Какой воин изображен? Спартанец.

Вот основной архитектурный элемент Древней Греции, что изображено? Колонна.

А сейчас ребята, давайте, попробуем себя мастерами вазописи. Вот вам готовые вазы. Здесь вы нарисуете черными красками сцены из жизни Древней Греции. Раздаю готовые шаблоны ваз. У всех на столах кисточки, черные гуаши, баночки с тряпками.

Дети приступают к практической работе урока.

Выставка работ учащихся. Если есть время, могут рассказать, о чем нарисовали на вазе. Вопросы по пройденной теме. Самый интересный момент беседы о художественной культуре Древней Эллады? Какими были Древние Эллины? Кто такие олимпийские герои и олимпийские Боги? Акрополь это что? И.т.д. Выставление оценок.

Домашнее задание: Роспись вазы орнаментом в греческом стиле, можно и гуашью или черным фломастером.

До свидание, спасибо за урок!

© 2010-2022